Русская линия | 18.01.2007 |
Если смерть любого человека оставляет в пространстве — физическом и духовном — ощутимую пустоту, то уход личности такого масштаба, как Евгений Кушнарев, оставил в украинском обществе пустоту, которую, вспомнив известную формулу философа Александра Зиновьева, можно с точностью назвать «зияющей высотой». Высота эта теперь зияет отсутствием.
Кушнарев был узлом, на котором воистину свет сошелся клином: энергетическим, духовным, ментальным, цивилизационным. Кушнарев ощутил брошенный временем вызов как личный — и стал выразителем мыслей и чаяний значительного числа жителей востока и Юга Украины, их идеологом. Это отчетливей всего проявилось, когда в Северодонецке он закричал: «Вставай, страна огромная» и когда на известной сессии облсовета, выступая, сказал, что попросил поддержки у Божией Матери (на телеэкране было видно, как задрожал его голос, как на глаза навернулись слезы; непросто ему приходилось).
Он был не только самым убедительным губернатором Украины, а до того — заметным и на международном уровне мэром, но стал одним из самых ярких украинских политиков. Думается, ему по плечу была бы государственная должность любого уровня, вплоть до премьерской или президентской. Кушнарев был, без сомнения, государственным и общественным деятелем европейского масштаба. Об этом свидетельствуют как его интеллект, взвешенность, терпимость, основательность и опыт, так и внутренний и международный авторитет, даже среди оппонентов. Есть все основания с глубоким прискорбием констатировать, что личности такого уровня украинский политикум дождется не скоро.
Смерть Евгения Кушнарева — событие для Украины, по своим провиденциальным последствиям, соизмеримое с оранжевым переворотом, противником которого он был с самого начала. В каком-то смысле эта смерть знаменует собой второй этап новейшего ментального славянского противостояния. Процитируем последние строки книги Кушнарева «Конь рыжий. Записки контрреволюционера»: «Революционная целесообразность не является оправданием грубого вмешательства в судьбы миллионов людей. И те, кто на это решился, должны понимать — ответить за это придется. А мера этой ответственности зависит от того, как быстро придет осознание своей вины… И только тогда Конь Рыжий покинет нашу землю, чтобы никогда больше не появиться на ней».
Кушнарев принял свой крест и достойно нес его. Он был врагом партии ненависти, врагом партии ксенофобов, притащивших в ХХI век Европы идеологию моноэтнического государства.
Нести крест ему «помогали». Мы хорошо помним, кто бросил Кушнарева за решетку, подорвав его здоровье (не тогда ли травмировалось сердце, которое не смогло помочь в самый критический момент?), а кто в новейшие времена кричал в передаче «Свобода слова» г-на Шустера: «Кушнарев, ты будешь сидеть!»
И если в день смерти Кушнарева президент, находясь в Донецке, на пресс-конференции не преминул помянуть тему федерализма, — как всегда, не отделив ее от сепаратизма, то мы думаем, что это тоже был пинок, отсыл в адрес Евгения Кушнарева, который в эти часы (Ющенко знал об этом!) находился при смерти.
С чьей подачи инициировалось дело за делом (чуть ли не полтора десятка!) в прокуратуре, кем была поставлена задача любой ценой «посадить» Кушнарева? Эта травля происходила в 2005-м, когда оранжевые получили в руки победу и словно ощутили полную безнаказанность. Кто подбросил к рабочим дверям Кушнарева взрывное устройство, начиненное разящей шрапнелью (через минуты после того взрыва Кушнареву позвонил племянник Ющенко, член Харьковской облагосдминистрации, со словами: «Евгений Петрович, это не мы». Характерная проговорка, «по Фрейду».)
Всем памятна и сессия облсовета, где Кушнарева «отстранили» от обязанностей председателя. Народ сразу высказался на этот счет, назвав ее «сессией предателей». Почему соратники отвернулись тогда от Кушнарева? Причем сделал это тот же состав облсовета, что полуторами месяцами прежде, в декабре 2004-го, голосовал за его кандидатуру.
В январе 2006-го — в разгар предвыборной гонки, во время интернет-конференции на портале Л? ГА.net Кушнареву был задан вопрос: «Что Вы скажете в оправдание, когда предстанете перед Богом?» Он ответил: «Мне не в чем упрекать себя. Моя совесть чиста. Украину я люблю не менее чем каждый из вас. Только всю ее, а не какую-либо часть. Людям я отдал большую часть своей жизни. А мое отношение к нынешней власти определяется тем, что я крайне негативно оцениваю тех, кто считает возможным использовать для достижения своих целей любые средства. Нравится или не нравится кому-либо такая оценка, но „оранжевая революция“ есть не что иное, как антиконституционный переворот. Так я считал год назад, так считаю и сейчас».
В какой-то мере у интеллигента нет аргументов против хамства и травли. Мы не оговорились, употребив слово «интеллигент». Да, безусловно, годы в политике огрубили Кушнарева, как огрубили бы любого. Однако не кто иной, как он, — человек начитанный, стал инициатором и соучредителем самых знаковых, резонансных культурных начинаний в Харькове, в котором был в течение шести лет председателем горсовета, а затем городским головой. Назовем лишь некоторые: Международный фонд памяти Б.А.Чичибабина, Харьковские музыкальные ассамблеи, Харьковский областной фонд поддержки молодых дарований, общество интеллигенции «Круг"… Эти организации активно действуют и теперь. Молодые дарования не были оставлены Кушнаревым и в самый трудный для него год, 2005-й, когда он в приветственном слове на торжественной ежегодной церемонии награждения стипендиатов заметил: „Считаю, что мне пока еще рано подводить окончательные итоги“.
А мы считаем, что именно Харьков, который был и остался для Евгения Кушнарева больше чем просто городом, а сердечной болью и „праздником, который всегда с тобой“, осиротел, как когда-то, потеряв Александра Масельского. Теперь они будут покоиться рядом.
Кушнарев, как и все политики, — был человеком говорящим. Кушнарев, как очень немногие политики, — был человеком, говорящим хорошо, грамотно, эмоционально, убедительно. Но, кроме того, в последние годы проявилось еще одно качество этого политика. Пред нами предстал Кушнарев пишущий. Опубликовав книгу „Конь рыжий. Записки контрреволюционера“, Кушнарев по-своему отметил памятную драматическую дату новейшей украинской истории.
Благость намерений у воплотителей оранжевого переворота Кушнарев подверг в книге не сомнению даже, а развенчанию, вскрывая подлинные мотивы и способы их действий: жажду личной власти, конвертируемую в передел собственности, обманное сиюминутное зомбирование масс (с помощью революционной риторики и специальных технологий), действия по велению зарубежной указки.
Кушнарев утверждал, что „свободу можно обрести лишь в созидательном, умножающем общественное достояние действии, а никак не в действии разрушительном“.
Книга „Конь рыжий. Записки контрреволюционера“ стала концентрированным духовным и интеллектуальным ответом на оранжевый вызов. Симптоматично, что эта книга вышла в Харькове, поскольку именно Харьков, а вместе с ним и весь Восток Украины в трудные дни антиконституционной вакханалии, начавшейся ноябре-декабре 2004 в Киеве и западных областях страны, противопоставил трезвый выбор, решительный протест пренебрежению ценностями, которыми живет Левобережная Украина и Юг.
„Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет“, — сказала в 1941 году великая Ахматова. Харьковчане поддержали патриота Кушнарева и за то еще, что в дни майданных помрачений он не только, в сущности, озвучил эту цитату, но и жизнью своей подтверждал и подтвердил эти слова, расплачиваясь за выбор не фантиками, а собственной судьбой.
В книге „Конь рыжий“ Кушнарев написал: „Дуэль“ Ющенко и Януковича, в какую бы личностную плоскость ее не переводили, состоялась у незримого и многие десятилетия не ощущавшегося нами барьера — между ценностными устоями востока и запада Украины. Объективные различия в структуре и удельном весе в экономике государства восточного (преимущественно индустриального) и западного (большей частью аграрного) регионов и связанная с этим различная степень напряженности в социальной сфере не приводили к межрегиональному противостоянию. До той поры, пока известная политическая сила, своевольно разделившая Украину на „нашу“ и „не нашу“, настоящую и не очень, не предприняла попытки привести к единому знаменателю весьма различную ментальность украинцев на востоке и западе. (Произнося „украинцы“ — я подразумеваю не этническое, а политическое, гражданское содержание этого понятия.) У каждого региона соборной Украины своя история, разные дороги привели их в единое украинское государство. Но вот они вместе, непохожие в своем видении прошлого, в своих оценках настоящего, но, уверен, единые в своем желании видеть родину (а такой Украина является для всех нас) процветающей и уважаемой в мире.
Кому понадобилось свести все культурное многообразие, многоцветье народных традиций к одному навязчивому цвету? Кому мешало свободное использование родного языка? Чью душу бередила не только географическая, но и духовная близость русского народа? Убежден — тем, кто не Украину любит в себе, а себя в Украине».
Евгений Петрович подготовил к выходу новую книгу «Выборы и вилы» (о 2006 годе Украины), и неоднократно выступал в прессе со статьями о вопросах национального и государственного строительства, в которых излагал свое понимание проблем современной Украины.
Показательно, что в ту же минуту, когда СМИ начали сообщать о смерти Кушнарева, мерзким оскалом, потоками бесовского восторга и злобного сквернословия отозвалась на Интернет-форумах «партия ненависти», визжа и пиная еще не погребенное тело. Ни морали, ни сдерживающих тормозов — у этих людей не оказалось даже в эти трагические часы. В ситуации полной безнаказанности, когда можно скрыться за безликим никнеймом, хам волен обливать грязью кого угодно и как угодно, — какая может быть речь о какой-то совести, культуре?
Можно гадать: был ли это несчастный случай или что-то иное. Кто-то говорит об «идиотизме внешних обстоятельств». Но дело не только в них. Ведь, как сказал Господь, «ни один волос не упадет с вашей головы без воли Отца вашего Небесного».
Нам понятно одно: смерть Кушнарева — знак.
Кажется, Небеса снова настойчиво приглашают нас задуматься о драматической судьбе нашей родины. Снова мы стоим перед выбором. Кажется, судьба подталкивает нас, спавших, к правильному выбору.
И наш выбор — в утверждении: «Дело Кушнарева будет жить».
Должно жить.
Кушнарев погиб в святочные дни, а предан земле будет в праздник Богоявления-Крещения Господня, т. е. был кровью крещен уже для Царства Божия.
Эти неслучайные знаки тоже оставим в своей памяти об этом ярком человеке, прошедшем по нашей печальной земле своих «сто шагов» (так называлась его первая книга).
Царство Небесное рабу Божию Евгению, вечный покой!
Прислал Петр Маслюженко
http://rusk.ru/st.php?idar=111046
Страницы: | 1 | |