Русская линия | Ирина Репьева | 13.01.2007 |
Командир экипажа — Сергей Кораблёв, летчик-инженер. В 1986 году награжден Орденом Мужества за участие в ликвидации последствий Чернобыльской аварии.
Василий Сорокин, летчик-инженер. С 1986 по 1987 год участвовал в боевых действиях в республике Афганистан.
Юрий Шицалов — штурман-инструктор. Награжден нагрудным знаком «За безаварийные 9000 налеточасов». У него 1 6-летный лётный стаж работы в тяжелых метеоусловиях заполярного Севера. Трижды работал в Афганистане.
Владимир Шаламонов, бортинженер. Участник трёх традиционных праздничных парадов на Красной площади.
Бортоператор Сергей Можжухин воевал в Чечне в 2000 году.
Сергей Головков награжден пятью медалями Вооруженных Сил Российской Федерации.
Бортоператор Владимир Денис незадолго до своего исчезновения отметил пятидесятилетие. Прошел службу в Анголе. Старший прапорщик. Чуткий товарищ. Женат, пятеро детей.
Инженер АиРЭО Сергей Алюшин.
Это были лучшие летчики страны, высочайшие специалисты в своей области. И частная тверская компания «Вертикаль-Т», в которой они однажды сошлись в экипаж вертолета «Ми-26», должна была бы дорожить этими сотрудниками, оберегать их. Таких спецов в одночасье не заменить неоперившимися юнцами. Однако компания, сотрудничая через американскую фирму «Дин Корп» с ООН, НАТО, Министерством обороны США, использовала их, как говорится и в хвост, и в гриву. Подчас работа этих людей носила элементы почти рабского труда.
Судите сами. Казалось бы, перед командировкой в «горячие точки», а таких «точек» в их биографии было немало, компания просто обязана была заключать контракты с летчиками. Оговаривая в них все условия тяжелейшей работы, риски для жизни, страховку, охрану со стороны фирмы-нанимателя. Однако, как рассказал уволившийся из «Вертикали-Т» Владимир Бабушкин, никаких контрактов перед вылетом за рубеж, в том числе в «горячие точки», не было. Подтвердил это и работающий на компанию летчик Сергей Шаповалов. А Евгений Надсадный, недавно вернувшийся из Афганистана, утверждает, что вместо контрактов существовал приказ г-на Скурихина, генерального директора. В нем-то ребята и расписывались, отправляясь в далекие и чужие земли. Как просто!
А контракты были необходимы. Летчик Валерий Елистратов, посланный росчерком пера в Афганистан прошлым летом, был крайне возмущен тем, что попал на чужую войну. Полтора месяца он звонил г-ну Скурихину, требуя, чтобы его немедленно вернули в Россию. Его вернули, но разгоревшийся скандал заставил Елистратова написать заявление об увольнении. Вот и пропавший экипаж Ми-26 не знал толком, что отправляется не в более-менее спокойный центр страны или на север, а в самый эпицентр военных действий, в районе южной военной базы НАТО, в Кандагаре. Конечно, г-н Скурихин прекрасно понимал, что контракты нужны. Потому недавно выдал трем из восьми жен пропавших летчиков «копии» «документа». Однако в наспех составленной бумаге подписи летчиков явно подделаны: они не узнаются супругами.
Условия проживания ребят тоже похвалы не заслуживают. Обстановка горячая и походная. Более того, из Афганистана их экипажу приходилось «отлучаться» в Судан. Об этом свидетельствуют штампы о пересечении границы на возвращенных нескольким женам паспортах мужей. Факт важен потому, что для полетов существуют определенные медицинские ограничения. Налетанные часы, через норму которых переходить небезопасно. Срок пребывания экипажа в Афганистане вышел ещё в конце ноября 2006 года. Однако 2 декабря их заставили совершить вылет, оказавшийся для экипажа роковым. И тут, если их вертолету действительно не хватило полутора секунд, чтобы подняться выше роковой скалы, то не потому ли, что подкачало здоровье? Что «Вертикаль-Т» и «Дин Корп» успели выжать из них все соки? Собирая мужа в дорогу, Лариса Шицалова положила ему в сумку немало медикаментов. Аптечку жене вернули. В ней всё оставалось на местах. Кроме валидола и корвалола. Ведь каждый свой вылет — 200 километров в одну сторону и столько же обратно, они совершали над зоной, которая не раз переходила от талибов к силам НАТО и обратно. Где ежедневно убивали.
На днях РБК передало, что представители НАТО вынуждены были признаться в том, что в 2006 году военнослужащие альянса убили «слишком много мирных афганцев». «Единственная вещь, которую мы должны исправить в 2007 году — это статистика по убийству мирных жителей силами альянса», — заявил на пресс-конференции представитель возглавляемых НАТО Международных сил содействия безопасности в Афганистане Ричард Нуджи. Хорошо заявленьице! Именно в такие условия поставила их «Вертикаль-Т». И, если контракт отсутствует, получается — хитростью или обманом?
Надо полагать, «Дин Корп» потому и предпочитала нанимать для рискованной работы по перевозке вооружения россиян, что ценила их жизни гораздо дешевле, чем жизнь любого из застрахованных на огромные суммы натовцев. Наши люди были специалистами высокого класса, и в то же время — в каком-то смысле — рабами. Из Афганистана не убежишь, собрав чемодан!.. Отношение «Вертикали-Т» к их исчезновению тоже слишком напоминает фильмы про «белых плантаторов» и «черных рабов». Буквально сразу г-н Скурихин смирился с тем, что они якобы погибли: «Сто процентов!»
Если бы их сопровождал военный вертолет НАТО, выступивший в качестве охраны, остались бы свидетели происшествия! Но с ними была просто потеряна связь. Как повествует Сергей Шаповалов, на фото места гибели вертолета — скала, черное пятно на ней, кусок двигателя, ящики.
Однако ничто не доказывает, что на снимке — место взрыва именно российского вертолета! Единственный аргумент генерального директора компании: скала находится на пути обычного маршрута «Ми-26». Но разве за последние десятилетия над этим местом не летали другие самолеты и вертолеты? Неслучайно г-н Скурихин был сильно разгневан тем фактом, что женам летчиков, пусть и не сразу, но всё-таки сообщили из Афганистана об исчезновении вертолета. Прибыв на базу 6 декабря, он топал на наземные службы ногами, и даже в наказание за «болтливость» отключил им Интернет. Но если вертолет действительно налетел на скалу из-за ошибки командира, чего же было гневаться? Отчего топать ногами? Что в реальности скрывается за этим происшествием?
До сих пор «расследование» проводится силами международной группы, в которой Россия не представлена! До сих пор не найдена ни одна деталь с заводским серийным номером вертолета, не найден и черный ящик. И что это был за полет, в который экипаж не взял ни один сотовый из восьми, ни ручные часы, ни документы, ни даже черные очки?! В воскресенье 3 декабря мусульманское движение «Талибан» заявило, что боевики сбили в Афганистане зафрахтованный Североатлантическим блоком американский гражданский вертолет. Американский! Могли ли они спутать его с российским «МИ-26»? Едва ли! Талибы воюют давно и в состоянии понять разницу между воздушными судами разных стран даже по их форме. 26 декабря, со ссылкой на газету «Время», сайт «Исламские новости» также затронул эту тему: «Нелишним заметить, что в Пакистане возникла версия о том, что Ми-26 был сбит вовсе не талибами, а американцами, являющимися вроде бы нашими партнерами в войне против «международного терроризма».
Конечно, эта версия могла возникнуть из желания внести ссору между «партнерами». Но НАТО ведь вполне в состоянии сбить вертолет случайно, по оплошке. Может быть, именно поэтому натовцы не допускают г-на Скурихина на место падения машины? Нельзя исключать и того, что опытнейших, бывалых, отважных российских вертолетчиков держат на американской военной базе. Допустим, на положении хорошо образованных рабов — инструкторов со знанием английского. Эта версия может показаться фантастической, но только на первый взгляд. Как сообщила недавно «Независимая газета» в интервью с генерал-майором Джозефом Штайном, главным офицером Главного командования операций Объединенных вооруженных сил НАТО в Монсе (Бельгия): «безопасный Афганистан является общей целью Москвы и Брюсселя».
Проигрывающему в Афганистане НАТО требуются новые силы, горячая и бесстрашная кровь, свежее «пушечное мясо». Генерал-майор говорил и о том, что «НАТО рассматривает Россию как своего партнера, а не как врага». «Мы намерены и дальше укреплять наши партнерские отношения. Я неоднократно бывал в России, встречался с вашими военными. Это настоящие профессионалы. Я рад, что они с готовностью откликаются на участие в наших совместных программах. Мы стремимся построить такое стратегическое партнерство, где бы на Россию и 26 государств — членов НАТО ложилась равная ответственность за обеспечение мира и безопасности во всем мире». Джозеф Штайн дал высокую оценку «сотрудничеству РФ и Североатлантического альянса, которое особенно интенсивно началось с 2003 года». Программа «оперативной совместимости» предусматривает проведение 172 совместных мероприятий, причем 46 из них уже состоялись в 2006 году. Не в них ли участвовали наши летчики, зарекомендовав себя «настоящими профессионалами»?
К сожалению, российский народ ничего не знает о подобных «программах совместимости». Меж тем, в России, в Средней Азии, в Казахстане ныне слишком много безработных, бывших военных, заранее согласных на любой высокооплачиваемый труд, даже с риском для жизни. Вполне можно допустить, что американцы захотят нелегально вовлечь их в свои игры в Афганистане и в Ираке. Вот тут бы им и понадобились наши высокие спецы. Так что гибель вертолета могли попросту разыграть. Отметим, что уже сегодня, наряду с РФ, силы ISAF укрепляются в Азии помощью 18 стран. И все они, так или иначе, втянуты в войну на территории Афганистана. Чем ни начало Третьей Мировой?
Прошел месяц со дня исчезновения российских летчиков, а мы до сих пор вынуждены «гадать на кофейной гуще», что с ними случилось. Под самый Новый год 14-летней Насте Кораблевой, которая сильно привязана к своему отцу, приснился сон. Она увидела его, измученного, в рванном и грязном свитере, в том самом, которого Кораблевы не досчитались в вернувшихся из Афганистана вещах. Отец говорил дочери, что он находится в плену. «Денис погиб. Можжухин болен. Всё знает Женя!» — взывал отец к дочери, которая не знала, что упомянутый Женя вполне может быть тем самым Евгением Надсадным, который и отправлял 2 декабря вертолет в последний поход. Но «Женя» молчит, избегая встреч с женами пропавших летчиков.
Возможно, сон — ложная, плохая надежда. Но, как известно, именно надежда умирает последней, именно она подчас спасает людей.
http://rusk.ru/st.php?idar=111027
|