Русская линия | Андрей Михеев | 11.01.2007 |
Тем интереснее для исследователей выглядит вполне очевидный христианский (а не просто религиозный) «ренессанс» в послевоенной Абхазии. После 10 лет послевоенной стагнации Православная Церковь в Абхазии начала структурно развиваться. На базе созданных при Новоафонском монастыре духовного училища и регентской школы получили базовое богословское образование более 40 человек, продолживших катехизаторскую деятельность в разных уголках страны. Четверо выпускников училища было рукоположено в сан священника, четверо приняло постриг. Семеро выпускников продолжили обучение в учебных заведениях Русской Православной Церкви: в Московской и Саратовской семинариях, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве и в ростовском филиале ПСТГУ. 10 выпускниц регентской школы помогают совершать богослужения в различных храмах Абхазии. Хор храма св. ап. Симона Кананита стал лауреатом международного фестиваля «Святки-2005» в г. Санкт-Петербург и принял участие в фестивале «Народов берега Чёрного моря» в Вестфалии (Германия). Дважды, довольно крупным тиражом выходил в свет аудиодиск с оригинальными абхазскими песнопениями хора. За последние три года было возобновлено богослужение в 6 храмах в разных районах Абхазии; начали функционировать: часовня Пицундских святых (X в.) в п. Пицунда, храм равноапостольных Константина и Елены (XIX в.) в с. Акапа Сухумского района, храм Ильи Пророка (XIX в.) в п. Агудзера Гулрыпщского района, храм св. Георгия Победоносца (XIX в.) на территории гостиницы «Айтар» (расположение штаб-квартиры Миссии ООН), храм Успения Пресвятой Богородицы (VI в.) в с. Дранда (постройка эпохи императора Юстиниана), храм Успения Пресвятой Богородицы (XI в.) в с. Моква Очамчирского района. В г. Очамчира был заложен храм в честь св. вмч. Евстафия Апсильского. Началась работа над новым переводом богослужебных, литургических текстов на абхазский язык. На заключительной стадии находится богословская редакция перевода Нового Завета на абхазский язык. С 2005 г. продолжает издаваться официальное издание Абхазской Православной Епархии, двуязычная ежемесячная газета «Икьырсиану Апсны» («Христианская Абхазия»). Функционирует интернет-сайт www.anyha.info на абхазском и русском языках, готовится английская и турецкая версии сайта. Более года на коммерческом сухумском телевидении осуществляется проект «Беседы о православной вере». Проводятся фундаментальные исследования в области церковной истории Абхазии, о чем постоянно информируется общественность Абхазии. Национальное самосознание абхазов на сегодняшний день оказалось прочно связанным с христианством. Согласно докладу иеромонаха Дорофея (Дбар), сделанному на Рождественских чтениях в 2006 году, с 2001 г. только в храме св. ап. Симона Кананита в г. Новый Афон приняло крещение более 6000 абхазов, т. е. более 3% от общей численности абхазов, проживающих на всём постсоветском пространстве. Стабильно продолжают развиваться два монастыря. Системно выстроилась централизованная вертикаль власти на епархиальном уровне. Был создан единый прозрачный бюджет Абхазской епархии. Вот уже второй год в газете «Христианская Абхазия» публикуется полный годовой финансовый отчёт Епархиального Управления. Воплощено в жизнь решение Совета Епархии о бесплатном совершении всех церковных таинств и треб. Епархиальное управление с лета 2007 г. выплачивает зарплаты всем священникам епархии стабильный оклад в размере 6000 р. в месяц (в послевоенной Абхазии средняя заработная плата колеблется в размере 2000 рублей). С 2006 г. проводятся ремонтно-восстановительные работы в монастыре св. ап. Симона Кананита в г. Новый Афон, в Пицундском патриаршем соборе св. Андрея Первозванного (X в.), в храме Успения Пресвятой Богородицы в с. Моква (X в.), на месте погребения святого построен храм св. вмч. Василиска в с. Команы Сухумского района, началась постройка баптистерия при Сухумском кафедральном соборе. Завершаются работы по созданию иконостаса для центрального алтаря собора св. вмч. Пантелеимона в монастыре св. ап. Симона Кананита.
Согласно опросу общественного мнения, проведенного в 2005 году, православными христианами себя в Абхазии назвали 70% местного абхазского населения, при том, что славянское и армянское исконно исповедует христианство.
Вся гротескность успехов, выраженных в цифрах, по российским меркам смахивает на хорошо организованное благочиние. Но если учесть значимость христианства на 8,5 тысячах квадратных километров (площадь Абхазии), то этот процесс нельзя назвать иначе чем «ренессанс». Для чуть более 240-тысячного населения страны, из которого менее 50% составляют абхазы, начался процесс, который в церковной истории смело можно назвать духовным ростом. При этом возникший конфликт внутри Епархии между ретроградами старшего поколения (исконно претендующего на значимость согласно возрастному цензу) и молодым движением, возглавляемым выпускниками Московских Духовных школ, скорее возбудил интерес в потухшем и изрядно скептически настроенном обществе. Бурные, в кавказском духе обсуждения проблем внутри церкви не оставили равнодушными ни атеистов, ни мусульман, ни агностиков. На церковь обратили самое пристальное внимание, ее проблемы стали восприниматься сквозь призму общих социально-политических проблем стоящих перед страной (почти все старшее поколение духовенства рукоположено и воспитано в Грузинской церкви в далекий «застойный» период, молодое, что называется «по зову сердца» делится живым религиозным опытом, чем и обусловлены успехи).
Невозможно предугадать дальнейшей судьбы христиан на Южном склоне Кавказа, однозначным фактом является то, что практически бесповоротно удалось разрушить насаждавшийся в течение десятилетий советской и грузинской историографией миф об исламских корнях абхазов.
http://rusk.ru/st.php?idar=111020
Страницы: | 1 | |