Русская линия | Матвей Славко | 30.12.2006 |
Более половины ХХ в. имя Святого праведного Иоанна Кронштадтского, чудотворца, почившего в 1908 г., было под запретом властей. Однако нынче памятный день отца Иоанна отмечает всякий православный человек.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 в семье бедного причетника Илии Михайловича и Феодоры Власьевны Сергиевых в с. Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского. Дед и другие предки в роду его отца были священниками на протяжении 350 лет.
Мальчик был слаб здоровьем, но отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и воспитал в нем особенную любовь к богослужению. Школьные дела у Иоанна шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его молитву.
После приходского училища он — первым по успеваемости — окончил Архангельскую духовную семинарию, а затем — Петербургскую духовную академию. Женился на дочери протоиерея Константина Несвитского Елизавете. «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобой, давай, посвятим себя на служение Богу», — так сказал он своей жене в первый день своей брачной жизни, и супруги приняли на себя подвиг девства.
Хотя о. Иоанн говорил, что не ведет аскетической жизни, но это, конечно, сказано было им лишь по глубокому смирению. В действительности, тщательно скрывая от людей свое подвижничество, о. Иоанн был величайшим аскетом. В основе его аскетического подвига лежали непрестанная молитва и пост. Его замечательный дневник «Моя жизнь во Христе» ярко свидетельствует об этой борьбе с греховными помыслами, этой «невидимой брани», которую заповедуют всем истинным христианам древние великие отцы-подвижники.
Еще учась в семинарии, и непрестанно размышляя о предстоящем служении Церкви Христовой, однажды во время уединенной прогулки по академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности никогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с буквальной точностью.
По рукоположении молодой священник был назначен ключарем Андреевского собора города Кронштадта.
В то время правительство ссылало в Кронштадт убийц, воров и прочих уголовных преступников. На этих отвергнутых и обратил внимание молодой священник. Ежедневно он приходил в их землянки к живым душам, к братьям и сестрам, оставался с ними часами, беседовал, увещевал, утешал, ухаживал за больными, плакал и радовался вместе с ними. Он сам отправлялся за продуктами или лекарствами, за доктором, отдавал беднякам деньги, одежду и обувь. Уходил он оттуда радостный, надеясь, что Господь пошлет средства для дальнейших благодеяний. Кронштадтские жители видели, как он возвращается домой босой и без рясы, и приносили матушке обувь, говоря: «Твой отдал свою кому-то, придет босым».
Эти кронштадтские «босяки», «подонки общества», которых о. Иоанн силой своей сострадательной пастырской любви делал людьми, возвращая им утраченный человеческий образ, первыми «открыли» святость о. Иоанна. И это «открытие» очень быстро восприняла затем вся верующая Россия.
Такой необычный пастырский подвиг молодого священника, однако, стал вызывать нарекания и даже нападки. Многие долго не признавали искренности его настроения, глумились над ним, клеветали на него устно и печатно, называли юродивым. Одно время епархиальное начальство воспретило даже выдавать ему на руки жалование, так как он, получив его, все до последней копейки раздавал нищим.
Истинной здравницей скорбящих душ отец Иоанна считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления — Божественную литургию. Отец Иоанн совершал Литургию каждый день. «Христос Спаситель установил таинство Причащения, чтобы очистить нас огнем Своего Божества, искоренить грех, сообщить нам Свою святость и правду, сделать нас достойными рая и радости неизреченной» — говорил он. И наставлял так: «Сначала исправь свою жизнь, а потом приступай к Св. Дарам…»
Когда о. Иоанн молился, казалось, он видит перед собой Бога и дерзновенно говорит с Ним. Он умолял, упрашивал и даже настаивал, словно, схватившись за ризу Христову, был готов не выпустить ее из рук, пока не будет услышан. По его молитвам стали происходить чудотворения, и слухи о них распространились в Кронштадте и Петербурге; их стали публиковать и обсуждать в печати.
Люди тянулись к праведнику. На исповеди, длившиеся по 12 часов, приходило до 6 тысяч человек. Андреевский собор вмещал 7 тысяч и всегда был переполнен. Такого влияния на все слои русского народа, какое имел отец Иоанн, не было ни у кого.
«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, — говорил о. Иоанн, — не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем».
Нет никакой возможности перечислить все чудеса исцелений, совершенные о. Иоанном. Сохранилась точная запись рассказа самого о. Иоанна о первом таком чуде.
И по молитве о. Иоанна совершалось — и теперь по его блаженной кончине — продолжает совершаться множество чудес. Излечивались молитвою и возложением рук о. Иоанна самые тяжкие болезни. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. Порой достаточно было написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму, чтобы он помолился, и чудо исцеления совершалось. Особенно замечательно произошедшее на глазах у всех чудо в селе Кончанском (Суворовском), описанное случайно находившейся там Суворовской комиссией профессоров Военной академии (в 1901 г.). Много лет страдавшая беснованием и приведенная к о. Иоанну в бесчувственном состоянии женщина через несколько мгновений была им исцелена.
По молитве о. Иоанна прозревали слепые. Художником Животовским описано чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей от засухи и лесных пожаров, после того, как о. Иоанн вознес там свою молитву. О. Иоанн исцелял молитвою своею не только русских православных людей, но и мусульман, и иудеев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев (Европы, Индии, Америки).
Кронштадтская почта для корреспонденций праведника открыла особое отделение. Вместе с письмами и телеграммами приходили к о. Иоанну очень крупные суммы денег на благотворительность. Получая деньги, о. Иоанн тотчас все раздавал — до последней копейки. Так, например, получив однажды при громадном стечении народа пакет из рук купца, о. Иоанн тотчас же передал его в протянутую руку бедняка, не вскрывая. Купец взволновался: «Батюшка, да там тысяча рублей!» «Его счастье», — спокойно ответил о. Иоанн.
Известен и случай, когда он прозорливо не принял от одной богатой дамы 30 000 рублей. Дама затем покаялась, что получила деньги не чистым путем.
Полагают, что через его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей (сумма по тому времени громадная)! О. Иоанн говорил: «У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую». На эти средства он ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение — «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на реке Карповке.
О. Иоанн свыше 25 лет преподавал Закон Божий в Кронштадтском городском училище и в классической гимназии. У него не было «неспособных». Уроков его ждали. Уроки были скорее удовольствием, отдыхом для учащихся, нежели тяжелой обязанностью, трудом. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ.
Надо только представить себе, как проходил день у о. Иоанна, чтобы понять и почувствовать всю тяжесть и величие этого беспримерного подвига.
Вставал о. Иоанн в три часа ночи и готовился к служению Божественной литургии. Около четырех часов отправлялся в собор к заутрени. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него благословение. Тут же было и множество нищих, которым о. Иоанн раздавал милостыню. О. Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь. Из-за громадного числа людей, желавших исповедаться у о. Иоанна, им была введена, по необходимости, общая исповедь. Производила эта исповедь на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись громко, вслух, не стыдясь и не стесняясь.
Андреевский собор, вмещавший до 5 000 человек, всегда был полон, а потому очень долго шло причащение, и литургия раньше 12 часов дня не оканчивалась.
По желанию верующих о. Иоанну приходилось предпринимать поездки в разные города России. В имении Рыжовка, около Харькова, где поместили о. Иоанна, тысячи народа проводили дни и ночи лагерем поблизости и тем самым уничтожили траву, цветы, клумбы. Харьковский собор и даже прилегающая площадь с улицами во время служения о. Иоанна 15 июля 1890 не смогли вместить всех молящихся. В самом соборе певчие вынуждены были поместиться в алтаре. Железные решетки оказались всюду сломанными. 20 июля о. Иоанн совершал молебен на Соборной площади — народу было более 60 тысяч. Точно такие же сцены происходили в поволжских городах: в Самаре, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде.
Сила слова отца Иоанна излилась в его замечательной книге — духовном дневнике «Моя жизнь во Христе», представляющем собой подлинное духовное сокровище и может быть поставлена наравне с вдохновенными творениями древних отцов Церкви и подвижников христианского благочестия, которых, к слову, о. Иоанн весьма почитал и всем назидал читать. В полном собрании сочинений о. Иоанна, издания 1893, этот труд занимает три тома в тысячу с небольшим страниц.
Вместе со всем народом чтил о. Иоанна и император Александр III, который перед своей кончиной призвал праведника к себе в Ливадию. Именно тогда записаны знаменитые его слова: «Русский народ любит вас, батюшка, потому что знает, кто вы и что вы».
Отец Иоанн позже говорил: «Я мертвых воскрешал, а батюшку-царя не мог у Господа вымолить. Да будет на все Его святая воля».
О. Иоанн явил собою образ грозного пророка Божия, проповедующего истину, обличающего ложь, призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию за грехи и богоотступничество. «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить… Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу…»
«Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники, и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония».
«Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к царю и Отечеству и чистоты нравов».
Утром 20 декабря (ст. ст.) 1908 великий наш праведник мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины. Похоронен он в нижнем храме основанного им в декабре 1902 Иоанновского женского монастыря на Карповке в Петербурге.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7−8 июня 1990 г. отец. Иоанн Кронштадтский был причислен к лику святых в чине праведного отца.
Из наставлений св.прав.Иоанна Кронштадтского
«Кому и как должно подавать милостыню? Иисус Христос говорит: всякому просящему у тебя, дай; значит нужно помогать и благотворить всем, не делая разбора в типах, состоянии, происхождении, вероисповедовании. Каждому истинно нуждающемуся должно оказывать милость, ибо все они одинаковое имеют право на сожаление, и так же смотрят на руки наши, как мы на руки Божие, когда чего просим, и гораздо лучше простирать руку и к недостойным, не только из опасения встретиться с недостойными, но из опасения лишить благодеяния и достойных. Должно помогать не по тщеславию и самолюбию, не из желания благодарности и священнослужения, но прежде всего для угождения Богу и из любви к ближнему. Милостыня, зараженная болезнью тщеславия, не есть уже дело милосердия, но хвастовство и жестокосердие. Милостыня состоит не в том, чтобы только давать деньги, но в том, чтобы давать с христианским чувством милосердия. Должно благотворить и помогать добровольно, охотно, искренне, радушно, с почтительностью и непритворною любовию к бедным без всякого негодования, досады и презрения».
«Учение о Пресвятой Троице так важно, что в вере христианской нет важнее и возвышеннее этого учения; а все другия знания человеческия, относящияся к земной жизни нашей и не касающияся веры, если взять их вместе, — в сравнении с познанием единаго Бога, в Троице поклоняемаго, — то же, что едва заметная точка, потому что Бог есть источник всякой премудрости и знания, и познание Бога во Св. Троице есть жизнь вечная для разумных тварей. Без исповедования Пресвятой Троицы нет христианства».
http://rusk.ru/st.php?idar=110991
Страницы: | 1 | |