Русская линия | Андрей Широков | 28.12.2006 |
Ясным, не по-декабрьски теплым утром представители православно-патриотической общественности Киева въезжали в древний русский город Чернигов. Всех прибывающих в Чернигов автотранспортом, встречает белоснежный величественный храм во имя Святой Великомученицы Екатерины, который, по сути, является символом города. Скорее всего, именно поэтому за него вот уже много лет идет такая ожесточенная борьба. Издревле этот храм принадлежал Русской Православной Церкви, и теперь, соответственно должен быть возвращен ее законной правопреемнице — единственной канонической Православной Церкви на Украине, а не раскольнической группировке — так называемому «киевскому патриархату».
Председатель Православного братства Александра Невского, который одновременно является членом редколлегии газеты «Русская правда», взял интервью у настоятеля палаточного храма Святой Великомученицы Екатерины — иерея Украинской Православной Церкви Александра Ледового. Батюшка вот уже несколько месяцев возглавляет стояние своей православной общины за возвращения старинного храма в собственность канонической Православной Церкви.
Ю.Н. Егоров: Расскажите, пожалуйста, об истории вашего стояния.
Отец Александр: Если вы помните, в августе с.г. местные Черниговские власти приняли решение передать Екатерининский храм, который долгие годы использовался не по назначению, не православной общине УПЦ — законной правопреемнице всей собственности Русской Православной Церкви, а раскольникам из «упц-кп».
Узнав об этом, православные верующие Чернигова встали на защиту своей древней святыни, установив по благословению правящего архиерея палаточный храм Святой Великомученицы Екатерины, где ежедневно совершаются церковные службы.
На протяжении вот уже 7 лет каждое воскресенье с участием духовенства УПЦ и православных мирян вокруг этого храма совершаются Крестные ходы. Церковь и православная общественность много лет письменно обращалась к Президенту, в Верховную Раду Украины, к местным властям, собирали тысячи подписей от жителей Чернигова и других регионов Украины с требованием, чтобы этот храм, как и другие храмы, находящиеся в собственности государства, были возвращены Церкви. Однако все эти заявления и просьбы с требованием вернуть храм были проигнорированы. И вдруг в этом году этот красавец-храм передают небольшой горстке людей из так называемого «упц-кп», у которых совсем мало прихожан в нашем городе, а те храмы, которые уже являются их собственностью в Чернигове, находятся в неухоженном состоянии.
Когда стало известно о таком решении властей, православные верующие начали свое молитвенное стояние по защите этого храма. В чем оно заключается? Читаются акафисты и молебны, после чего совершаются Крестные ходы с 4-кратным чтением Евангелия у 4-х стен храма. И так на протяжении всего дня. Ночью в 23−00 читается повечерие с канонами, полунощница. В 3 часа ночи — Богородичное правило, когда мы ходим вокруг храма и читаем 150 раз «Богородица Дево радуйся…» И так каждый день, каждую ночь, люди сменяют друг друга и молитва не прекращается. Кроме того, читается Неусыпаемая Псалтырь. Таким образом черниговские верующие проявляют свою заботу о сохранении этой святыни.
Однако ко всем тем, кто совершает стояние у Екатерининского храма, раздаются угрозы со стороны противников Православия, прежде всего националистически настроенных людей: «Мы вас бульдозером сметем, и головы вам пооткручиваем, и порежем вас, уезжайте в Россию» и т. д. и т. п. Досаждения, угрозы, шантаж, оскорбления происходят практически ежедневно. Были также и нападения. Рано утром молодчики из УНА-УНСО — около 40 человек из разных областей Украины — нападали на наш лагерь, хотели разрушить палатки. Но милиция, слава Богу, их отогнала, и все закончилось без жертв.
Хочется отдельно сказать о черниговских СМИ, которые информацию о ситуации вокруг Екатерининского храма подают в искаженном и антиправославном духе. Так, например, они говорят, что мы кем-то куплены, стоим за деньги, хотя нам никто особо не помогает, а наоборот, мы еще стараемся кого-то согреть и накормить, проявляя христианскую любовь и заботу о людях. Все это некоторыми СМИ превратно истолковывается, а некоторые из них просто прибегают к клевете, утверждая то, что мы здесь, мол, развели бомжатник. Ни один из черниговских журналистов за все это время так и не проникся уважением к нашим православным подвижникам, среди которых немало людей пожилого возраста, которые пережили Великую Отечественную войну. Многие журналисты местных и центральных СМИ еще больше осложняют ситуацию, искажают в своих статьях и репортажах все наше стояние. И все это весьма прискорбно. Вот недавно, в день праздника Великомученицы Екатерины, у нас здесь было очень много людей, которые заполнили не только весь палаточный храм, но даже и всю территорию перед храмом. Однако наше областное телевидение почему-то пришло не тогда, когда шла праздничная служба, а после нее, в 15−00 или 16−00 часов, когда большая часть людей разошлась. Еще оставалось 30−40 верующих, которых я попросил выйти для участия в съемках. Однако, когда наши верующие посмотрели отснятый репортаж в программе черниговских теленовостей, то с удивлением увидели, что в репортаже показали только меня и еще двух человек, а мою речь просто вырезали, сказав, что в праздничный храмовый день здесь практически никого не было. Т. е. областные тележурналисты продемонстрировали бессовестную ложь и, по всей видимости, выполняли чей-то заказ.
Можно сказать, что со стороны черниговских и других украинских СМИ нам не только не оказывается информационная поддержка, а, наоборот, идет явное противодействие. Многие жители Чернигова вообще не знают, что здесь происходит. Кроме того, Черниговским советом было принято решение о запрете расклеивания каких-либо листовок, а также установки на газонах палаток, что лишает нас возможности донести людям каким-либо путем правдивую информацию или высказать свое мнение.
Ю.Н. Егоров: От какого органа власти зависит сейчас судьба Екатерининского храма?
О. Александр: Сейчас этот вопрос решает суд. Деснянский районный суд недавно отклонил иск Николая Рудьковского о незаконности передачи Екатерининского храма филаретовцам, хотя он предоставил объективную правовую аргументацию и такие юридические вопросы, на которые судьи так не ответили. По поведению судьи было видно, что на нее было оказано сильное давление. Но мы будем подавать апелляцию. Кроме того, иски Черниговской епархии по храму будет рассматривать хозяйственный суд. Мы не собираемся сдаваться, и будем продолжать свою борьбу за Екатерининский храм. Наши недруги напрасно надеются, что, если они затянут решение этой проблемы, то мы выдохнемся и сломаемся. Несмотря на то, что погода может ухудшиться, мы будем здесь стоять до победы. Будем как-то утепляться, чтобы люди смогли продолжать круглосуточно молиться, читать акафисты и псалтырь, а также совершать Крестные ходы.
Ю.Н.Егоров: Как в целом местные депутаты относятся к этой проблеме?
О.Александр: Иск бывшего мэра Чернигова Н. Рудьковского наши депутаты в целом поддержали, и суд рассматривал этот иск в суде. Но вот черниговские СМИ занимают антиправославную политику, в результате чего жители города или проинформированы неверно, или вообще ничего не знают о нашем деле.
Ю.Н.Егоров: Кто должен принять решение о передаче храма канонической Православной Церкви?
О.Александр: Поскольку здание храма Св. Екатерины относится к музею-заповеднику, то вопрос о его передаче должно решать областное управление культуры и Министерство культуры Украины.
Ю. Н. Егоров: Нужно все-таки уяснить: в чьей собственности находится этот храм? Если это собственность заповедника, то вопрос его принадлежности должно решать министерство культуры Украины и его черниговское управление. Направлялись ли письма в эти ведомства? Может быть сейчас от епархии, екатерининской общины и православной общественности нужно еще раз написать письма во все эти инстанции? Нынешняя политическая ситуация на Украине после создания «антикризисной коалиции», которая сформировала нынешнее украинское правительство, более благоприятна для нашей Церкви. Поэтому обязательно нужно для решения вопроса о Екатерининской церкви обратиться к новой власти.
О. Александр: Повлиять на этот вопрос очень тяжело.
Ю.Н.Егоров: Но, может быть, высшая власть отменит эти решения? А для этого, по-видимому, нужно снова направлять письма в адрес новой исполнительной власти.
О.Александр: Да, видимо, государственное учреждение заповедника также само по себе не решает окончательно вопрос о передаче здания церкви.
Ю.Н.Егоров: По-моему, эти вопросы решаются, прежде всего, в политической плоскости. Например, если прежняя и нынешняя «оранжевая» власть, в лице президентской структуры, постоянно озвучивает свои стратегические задачи о создании «единой поместной церкви», об интеграции Украины в евроатлантические и евроструктуры, то, соответственно, она будет всеми своими средствами пытаться их решить. Для успешного решения этих задач они стремятся уменьшить влияние канонической Украинской Православной Церкви, поскольку именно она является базисом восточно-славянской православной ориентации народа Украины, которая канонически, т. е. церковно и духовно связана с Русской Православной Церковью. С другой стороны, эта власть будет стремиться укрепить псевдоцерковную группировку «упц-кп», которая претендует на статус украинской автокефальной поместной церкви. Не случайно, что сразу же после вышеупомянутого решения Деснянского суда «упц-кп» «рукополагает» «епископа» для своей черниговской «кафедры». Все это подтверждается недавним выступлением Ющенко в Таллине, где он опять говорил о необходимости создании на Украине «единой поместной церкви», без которой ему никак не удастся вырвать Украину из восточнославянского братства и интегрировать ее в Западную цивилизацию.
О.Александр: Да, мы прослеживаем все эти процессы на Черниговщине, которая граничит с братскими и единоверными народами России и Белоруссии. Мы видим, как в нашем городе пытаются изменить его культурную и духовную идентичность, основанную на Православии. И для этого прилагают огромные усилия. В частности, на примере Екатерининского храма мы видим, какие большие средства потрачены на его реставрацию. Да, купола получились красивые, но посмотрите на здание, стены — штукатурка осыпается. Такие же неухоженные церкви и у «филаретовских» общин Чернигова. Совсем другое состояние тех действующих храмов Чернигова, которые принадлежат нашей Церкви. Поэтому мы считаем, что для наших недругов главное — не отдать Екатерининский храм в добротные руки, которые бы помогали бы возрождать Православие в нашем городе. Вообще раскольников — «киевский патриархат» — активно поддерживают антиправославные силы.
Ю.Н.Егоров: Батюшка, скажите, в какой помощи вы сейчас больше всего нуждаетесь?
О.Александр: Для нас сейчас самая важная помощь — информационная. Мы нуждаемся в хороших и объективных информационных статьях о нашей борьбе за возвращения Екатерининского храма нашей Церкви. Потому что местные журналисты этого не делают, боятся.
По окончании беседы с отцом Александром состоялась встреча руководства Православного братства Александра Невского с активом Екатерининской общины Чернигова. Православные братья поделились своим опытом работы православной общественности Киева и Чернигова по защите интересов Православной Церкви. Приняли решение чаще контактировать, координировать работу в наших регионах.
Председатель Православного братства Александра Невского Ю.Н.Егоров попросил о. Александра и других священников Черниговской епархии передать поклон Владыке Амвросию, а также пожелания здравия и многая лета.
Подготовил материал Андрей Широков,
Православное братство Александра Невского.
Чернигов, декабрь 2006 г.
http://rusk.ru/st.php?idar=110980
|