Русская линия
Русская линия Матвей Славко23.12.2006 

Всегда — в мировом культурном контексте
Заметки с Международного симпозиума, посвященного 500-летию рода Достоевских

15−18 декабря в комфортабельном подмосковном пансионате «Покровское» состоялся II Международный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном контексте (к 500-летию рода Достоевских (1506−2006)». В симпозиуме принял участие постоянный автор Русской Линии Станислав Минаков.

Симпозиум проведен Фондом Достоевского при поддержке Правительства Москвы и Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ, а также при участии Института мировой литературы им. A.M. Горького, Института русского языка им. В.В. Виноградова, Литературного института им. A.M. Горького и Русского ПЕН-центра. Информационную поддержку форуму оказали «Литературная газета», «Независимая газета», журнал «Октябрь», «Радио России» и др.

Памятник Ф.М. Достоевскому в МосквеЦелью симпозиума является осмысление русской литературы как мирового феномена: ее художественного и нравственного опыта, взаимосуществования с другими литературами и т. д. Обобщаются и некоторые итоги развития самой филологической науки.

На участие в форуме было прислано более 400 заявок, поэтому устроители оказались в затруднительном положении при отборе участников (в программе форума осталось без малого 300 докладов). Одиннадцатью докладами на симпозиуме оказалась представлена Украина.

Напомним, что I Международный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном контексте проводился в декабре 2004 в московской гостинице «Космос». И тогда, как и сейчас, в нем приняли участие известные ученые (литературоведы, историки литературы, лингвисты и философы) из двух с половиной десятков стран дальнего и ближнего зарубежья (СНГ, Европы, США, Мексики, Вьетнама, Японии, Чехии и др.).

Возглавляет оргкомитет симпозиума известный писатель, академик, президент Фонда Достоевского Игорь Волгин, последовательно проводящий идею диалога культур, общения и обмена мнениями, а потому неизменно приглашающий к дискуссиям на форуме не только «теоретиков», но и «практиков» — писателей, деятелей культуры, переводчиков, руководителей СМИ и т. д. На этот раз в работе научных секций и круглых столов участвовали поэты (см. ниже), прозаики В. Маканин, А. Варламов (лауреат премии Фонда А. Солженицына этого года), И. Золотусский, вдова А. Синявского М. Розанова, главные редакторы журналов «Октябрь» (И. Барметова) и «Знамя» (С. Чупринин), многие другие.

О.НиколаеваСамой популярной, многочисленной и обширной оказалась секция «Религиозно-философские искания русской литературы», в работе которой приняли участие игумен Вениамин (Новик) из Санкт-Петербурга, о. Николай Епишев) из Старой Руссы, Н. Арсентьева (Гранада), Г. Карпенко (Самара), москвичи — Г. Померанц («Божий след в понимании владыки Антония Сурожского (Блюма) и творчестве Достоевского»), З. Миркина, В. Кантор, ректор Литинститута Б. Тарасов («Историософия Тютчева в современном контексте»), В. Гуминский («Гоголь и исихазм») и Е. Агеева («Тайна старой веры в русской литературе (по архиву Лескова в библиотеке Достоевского)», а также С. Кекова (Саратов) с докладом («Христианский след в поэзии Заболоцкого»). Здесь на одном из заседаний вызвали активный интерес и резонанс три следовавших друг за другом выступления: двух москвичек — известного исследователя С. Семеновой («Идея всеобщности спасения и ее художественное преломление в русской поэзии»), молодого ученого А. Вигилянской («Б. Пастернак и Э. Кассирер. К вопросу о философских истоках творчества Пастернака») и писателя С. Минакова, харьковчанина («Где просто, там ангелов со сто. Стиховые слова старцев»).

В секции «Судьба писателя: биография и история» отметим доклады «Писатель как национальный миф в русской культуре» С. Алоэ (Верона) и «Родовые гнезда Достоевских на Украине» А. Рогового (Украина).

Разумеется, в год 500-летия рода Достоевских, 185-летия со дня рождения и 125-летия со дня смерти писателя, 140-летия выхода романа «Преступление и наказание», а также 135-летия публикации романа «Бесы», несколько секций были посвящены темам, связанным с творчеством Достоевского и его местом в русском и мировом художественном сознании. «Наряду с Пушкиным и Толстым Достоевский относится к числу тех русских писателей, чьи биографии стали частью национальной истории, — отметил И. Волгин. — Но и все 500-летие существования рода, к которому принадлежит автор «Братьев Карамазовых», являет нам некое метафизическое единство, заключающее в себе еще не разгаданный смысл. Разумеется, Достоевский — главное скрепляющее звено в этой генеалогической цепи. Есть предки, обитавшие на территории Беларуси, России и Украины, — часть той культурной и этнической общности, которая легла в основу общерусской ментальности».

В секции «Русский язык как средство мировой коммуникации» выделим доклады В. Погорелой (Молдова, Приднестровье) «Статус русскоязычной личности в социокультурном пространстве постсоветского мира» и А. Эмировой (Украина) «Русский язык на Украине: новая концепция государственной языковой политики».

Не остались без внимания темы «Современные вызовы и постсоветская словесность» и «Россия — Запад — Восток в диалоге культур», которым тоже были отданы специальные секции. На симпозиуме работала и секция юных филологов.

И.Волгин и И. БарметоваЗа трое суток в рамках форума были проведены также дискуссии за круглыми столами на такие темы: «Биография писателя как фактор национальной истории», «Эсхатологическая концепция Достоевского», «Структура, поэтика и язык художественного текста», «Современная русская словесность: состояние и перспективы», и, итоговый, «Образ России в национальном и мировом сознании». В работе круглых столов приняли участие потомки Достоевского: праправнук Дмитрий Андреевич Достоевский и Наталья Александровна Владиславлева.


Солнечным днем автобусы доставили желающих на экскурсию в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь, загородную резиденцию русских царей, расцветшую при Алексее Михайловиче (Тишайшем). В обитель, в 1998 отмечавшую 600-летие, были тогда же перенесены св. мощи преподобного Саввы. Среди участников симпозиума оказалось немало желающих поклониться св. мощам.

В один из вечеров состоялся спектакль современного молодежного московского театра «Театр.doc», работающего в новом театральном стиле «вербатим». Точнее, это был не спектакль, а публичная (вторая) сценическая читка актерами и режиссером пьесы «Раба хвоста» 27-летнего киевского драматурга Натальи Ворожбит. И хотя, как анонсировалось, этот «проект стал событием фестивалей современной драматургии «Любимовка» и «Новая драма», воображения зрителей он не потряс. На обсуждении, состоявшемся после читки, зрители (участники симпозиума), одобрив игру молодой талантливой актрисы Милены Цховреба, выразили неудовлетворенность литературным качеством пьесы.

В рамках культурной программы форума состоялся также большой вечер поэзии, проведенный Игорем Волгиным и Инной Кабыш, в котором приняли участие 16 поэтов (включая соведущую): Тамара Жирмунская, (Москва-Германия), Геннадий Красников, Виктория Иноземцева, Олеся Николаева, Олег Хлебников, Сергей Гандлевский, Мария Ватутина, Елена Исаева, Алексей Ефимов, Вячеслав Куприянов (Москва), Алексей Цветков (Прага), Бахыт Кенжеев (Монреаль), Александр Кабанов (Киев), Светлана Кекова (Саратов), Станислав Минаков (Харьков). На вечере прозвучали также стихи Алексея Дидурова и Анатолия Кобенкова — поэтов, ушедших из жизни в этом году.

Сохраняют актуальность слова И. Волгина: «Сверхзадача форума — «улучшить» русскую литературу. Есть ощущение, что одна эпоха закончилась, начинается другая, и мы не знаем, какая. Есть потребность остановиться, оглянуться, подумать, что с нами происходит и что с нами будет происходить… Можно сказать, что русская литература не столько пытается постигнуть загадку русской души, сколько сама является этой загадкой… Русская литература сверхлитературна, она — сакральный текст. В этом смысле знаменитая сцена Онегина с Татьяной или первый бал Наташи Ростовой выступают не только в качестве художественного сообщения или литературного факта, но и как реальное событие национальной истории… Возможно, уступи Татьяна Ларина Онегину, мы давно бы уже примкнули к мировой цивилизации. Если изъять биографию Пушкина из истории России — это будет история другой страны…»

Форум, готовившийся в течение года, явил, может быть, главный итог — уверенность в том, что русская словесность была, есть и будет актуальна — и не только в России. Будем считать, что «попытка впрячь в одну телегу коня и трепетную лань» — то бишь исследователей литературы и писателей, устроителям симпозиума снова удалась.
Фото С. Минакова


Приложение:

Это звучало на симпозиуме

«Мир красота спасет».
Князь Мышкин, «Идиот»

«Мир спасет красота Христа».
Из черновика к роману «Идиот»

«Русский человек не может существовать без абсолютного идеала, хотя часто с трогательной наивностью принимает за таковой нечто совсем неподобное…» (Е. Трубецкой), а при крушении того суррогата, в который народ вдруг усилился поверить как в такой идеал, он легко впадает в «неслыханное скотоподобие или мифическое равнодушие ко всему» (Л. Карсавин), во «всё позволено», демонстрируя нигилизм как изнанку своей глубинной апокалиптичности.
С. Семенова

«От состояния населения нам пора уже перейти к состоянию нации».
о. Вениамин (Новик)

«Что такое развитая личность? Это личность, готовая безвозмездно поделиться с другой всем без остатка».
Ф. Достоевский

«Русский человек одной рукой молится, а другой задницу чешет».
Ф. Достоевский

«Я хочу бить в одну дьявольскую точку, с которой можно перевернуть мир».
К. Маркс

«И не надо мне прав человека,
я давно уже не человек».
В. Соколов

«Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной. Ваши предки хотели править сами собою и были жертвою лютых соседов или еще лютейших внутренних междоусобий».
Н. Карамзин,
«Марфа-посадница, или Покорение Новгорода», 1802

«Люди дикие любят независимость, люди мудрые любят порядок…»
Ф. Достоевский, «Крокодил»

«Русская женщина лучше русского мужчины».
Ф. Достоевский

«Действия Христовы рождаются изнутри глубинного созерцания, и только из глубин созерцания может родиться деятельность христианина…»
Митрополит Антоний Сурожский

«Разве можно видеть дерево и не быть счастливым?»
Князь Мышкин, «Идиот»

«Полюби Бога и делай что хочешь».
Блаженный Августин

«Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем. Здесь терпение и вера святых».
Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис, 13:10

http://rusk.ru/st.php?idar=110957

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru