Русская линия
Русская линия Сергей Чесноков22.12.2006 

«Он был столпом, на который всегда можно было опереться»
Фотовыставка памяти митрополита Николая (Кутепова) открылась в Законодательном собрании Нижегородской области

Все мы знаем о том, что в настоящее время в политической науке существует положение о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. Иногда в качестве четвертой власти называется власть СМИ. Но седая древность знала и о существовании власти духовной, значение которой сегодня все более укрепляется по мере общего роста влияния религиозного фактора в современном обществе и мире.

Что касается собственного православного богословия, то в нем выделяется три ветви власти, соответственно трем служениям Спасителя — царя, пророка и первосвященника. Именно при такой расстановке сил происходит наивысший расцвет православной культуры, и Господь дарует Церкви свою Победу.

Так, рядом с победоносцем Димитрием Донским мы видим преподобного Сергия и митрополита Алексия, а рядом с Козьмой Мининым, вдохновленным на сбор ополчения тем же Сергием, явившимся ему в сонном видении, на самом деле был еще и нижегородский протопоп Савва, о котором сегодня просто забыли. Да и за благословением на ратный подвиг Козьма и Димитрий ездили к преподобному Иринарху Затворнику.

Но и простая сугубица властей (светской и духовной) явление не частое, а потому каждое проявления этого общего принципа в истории на любом из уровней власти заслуживает к себе пристального внимания и подражания, поскольку духовная власть всегда была деятельной опорой власти светской.

На фотовыставке памяти митрополита Николая (Кутепова)19 декабря в день памяти святителя Николая Чудотворца в Законодательном собрании Нижегородской области состоялось торжественное открытие фотовыставки памяти приснопоминаемого Николая (Кутепова), митрополита Нижегородского и Арзамасского, на протяжении четверти века возглавлявшего нижегородскую кафедру (1977−2001 гг.).

Проведение выставки именно в Законодательном собрании глубоко знаменательно и символично, поскольку на нижегородской земле именно митрополит Николай начал процесс взаимодействия духовной и светских властей, расцвет чего пришелся на период губернаторства Ивана Петровича Склярова, который ныне возглавляет фонд памяти Владыки. Еще ранее, до своего губернаторства, на протяжении 15 лет Скляров взаимодействовал с Владыкой сначала на посту мэра города Арзамас, затем в должности вице-губернатора Нижегородской области и мэра Нижнего Новгорода.

Выставка была организована Фондом памяти митрополита Николая при поддержке комитета Законодательного Собрания Нижегородской области по информатизации и СМИ и комитета по госвласти и местному самоуправлению. До этого фотографии Олега Самедова, Семена Лозинского и Иосифа Соборовера побывали в 22 районах Нижегородской области и выставлялись в различных залах Нижнего Новгорода.

Сначала слово было предоставлено хозяину — председателю Законодательного Собрания Евгению Люлину: «У нас уже несколько лет проходят различные выставки, творческие, художественные, но события такой духовной значимости еще не было. Эта выставка посвящена человеку, которого в Нижегородской области не просто знают, уважают и ценят, но — любят. Он творил добро, нес Божие слово, был справедливым, честным, имел фронтовые ранения и защищал свою Родину, интересы нашего государства всегда и везде. Последний период его служения пришелся на самые, наверное, сложные годы нашей истории. И когда все вокруг клокотало, бурлили страсти, сталкивались политические и экономические интересы, Владыка Николай сумел своей мудростью, своей терпимостью, своим уважением ко всем где-то примирить, где-то успокоить, где-то по-отечески пожурить. Я думаю, что и в этом высоком собрании немало таких людей, которые уроки этого великого человека проходили на собственном опыте».

Председатель Законодательного собрания пообещал, что сделает все, чтобы эту выставку посетили школьники и студенты, потому что воспитание каждого человека как гражданина лучше всего складывается на примерах конкретных людей ближайшего прошлого.

От имени правящего архиерея, высокопреосвященнейшего Георгия, архиепископа Нижегородского и Арзамасского секретарем Нижегородской епархии протоиереем Игорем Пономаревым было зачитано приветствие, в котором Владыка выразил свою благодарность председателю Фонда памяти митрополита Николая, экс-губернатору Нижегородской области И.П.Склярову и благословил его на дальнейшую деятельность.

Председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) Умар-Хазрат Идрисов привел на память слова одного из отцов Православной Церкви, которого любил цитировать Владыка, о том, что ни пост, ни монашество, ни уединение нас не спасет, но только добродетели, а главнейшие из них — это страх Божий и любовь к человеку, которые и были у покойного митрополита. «Мы, мусульмане, — заявил председатель ДУМНО, — чтим его память и свою книгу „Россия — Азия моя“, в которой собраны стихи русских поэтов о Востоке, посвятили памяти митрополита Николая.

Представитель нижегородской еврейской общины Эдуард Чапрак в своем слове заверил, что для него лично Владыка Николай был настоящим духовным отцом и обещал, что всю жизнь, когда ему приведется бывать в Иерусалиме, он будет брать 33 свечи и тушить их в святом храме на Голгофе, а его дети, внуки и далее — всегда будут помнить его.

„Нередко приходится слышать, — сказал в своем заключительном слове организатор выставки Иван Скляров, — что Владыка Николай должен быть канонизирован. Серьезный вопрос. Мы все здесь на Нижегородчине то и дело спорим, — то ли Аввакума, уроженца нижегородской земли нам надо канонизировать наперед, толи другого уроженца — патриарха Никона, чтобы успокоить сердца и старообрядцев и нововеров? И такие люди как покойный митрополит четко говорят — нужно время, чтобы появилась возможность посмотреть на человека и понять, а что же он действительно сделал. Думаю, что эти слова применимы и к нему самому. Для меня лично он всегда был рядом, как столп, на который в любой момент можно опереться“.

„Даже один только перечень того, что сделано было Николаем Васильевичем за 27 лет его руководства епархией, заставляет задуматься, — заметил экс-губернатор. — А ведь следует учитывать, что власть в половине времени, ему отведенном, не способствовала Церкви, а кое-кто, кто способствовал — по полной схеме „получал по шапке“ за подобную вольность“.

„Наконец, владыка был участником Великой Отечественной войны и не переставал воевать за истину и после, уже на службе Церкви Христовой“.

„Дед“ — а он позволял мне так о себе говорить — по старше меня был. Как-то раз в Арзамасе в бане я в первый раз посмотрел на его ноги — а их нет, ступни были ампутированы после обморожения. Этот момент настолько поразил меня, что я тогда надолго задумался. А ведь мы еще шутили над ним, да и он нас подначивал. Человеческое отношение у него всегда было к людям…».

Скляров отметил, что покойный митрополит был истинным печальником о своей пастве: «А почему мы закон о ветеранах тогда приняли, несмотря на нашу бедность? Потому что нельзя было не принять, поскольку рядом был митрополит… Ну, и получать приходилось иногда мне от него, как руководителю светскому от духовного. Но я думаю, что все шло на пользу. Он ведь человеколюбие воспитывал. Хотя при этом надо отметить и твердость его, и властность, которую он всегда использовал по назначению».

Образ Владыки на экране большого телевизора, предоставленного для показа фильма о Владыке кампанией «Волгателеком», слова соратников Владыки и колокольный звон, наполнили сердца многих воспоминаниями, поскольку Владыка опять был рядом и как будто живой.

Народное почитание памяти Владыки среди нижегородцев несомненно. Об этом свидетельствуют и многочисленные рассказы, и даже легенды о Владыке, и те живые цветы, которые всегда на его могилке в часовне возле кафедрального собора и посетители, которые всегда перед службой спешат к дорогому пастырю.
Сергей Чесноков, специально для Русской линии

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА


Высокопреосвященнейший митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (в миру — Кутепов Николай Васильевич) родился в день, когда Церковь празднует обретение мощей святителя Димитрия Ростовского, 4 октября 1924 года, на хуторе Кутепове Больше-Калмыкского сельсовета Болоховского района Тульской области в семье крестьянина.

По призыву в ряды Советской Армии был зачислен в Тульское военное училище, из которого выбыл на фронт в 1942 году. Воевал рядовым под Сталинградом. Получив два пулевых ранения и обморожение конечностей, был направлен в военный госпиталь, откуда, после ампутации пальцев обеих ног, демобилизовался в Тулу, где учился в Тульском механическом институте (не окончил) и прислуживал за архиерейскими богослужениями в должности иподиакона, а в октябре 1946 года был назначен секретарем Тульского архиепископа.

В 1952 г. окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1958 г. Ленинградскую Духовную академию. 12 июля 1953 г. рукоположен в сан диакона с прикреплением к Казанской церкви города Устюжны. С 1958 г. помощник инспектора и преподавателя Киевской Духовной семинарии. В ноябре 1959 г. рукоположен в сан священника.

20 декабря 1959 г. отец Николай принял монашество, став последним постриженником Киево-Печерской Лавры перед ее закрытием, и был назначен инспектором Саратовской Духовной семинарии.

Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 9 сентября 1961 г. постановлено быть иеромонаху Николаю епископом Мукачево-Ужгородской епархии. Хиротонисан 10 сентября того же года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры.

В 1963 г. переведен на Омскую кафедру, с титулом епископа Омского и Тарского, а в 1969 г. в Ростов-на-Дону с титулом епископа Ростовского и Новочеркасского.

В 1970 г. Его Преосвященство назначен на Владимирскую кафедру, которую возглавлял до 1976 г. 9 сентября 1972 г. возведен в сан архиепископа. Его активная деятельность весьма беспокоила Совет по делам религий при коммунистическом правительстве, и в 1976 г. архиепископа Николая за поддержку протестов верующих во Владимире в связи с временным закрытием Успенского собора XII века переводят в Калужскую епархию с титулом Калужский и Боровский.

11 июня 1977 г. переведен на Горьковскую кафедру с титулом Горьковский и Арзамасский.

С 27 мая 1981 г. — член Совета по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество «Родина»). В 1988 г. — член избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР от Советского фонда мира. 8 мая 1990 г. вошел в состав Синодальной Библейской комиссии.

С 1 октября 1990 г. — архиепископ Нижегородский и Арзамасский (в связи с переименованием города Горького в Нижний Новгород).

С 22 ноября 1990 г. — член комиссии Священного Синода по подготовке изменений в Уставе об управлении Русской Православной Церкви. С 29 января 1991 г. — председатель Комиссии по систематизации и описи документов Патриарха Тихона, переданных Русской Православной Церкви из архива КГБ СССР. Почетный гражданин Нижнего Новгорода.

25 февраля 1991 г. определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода возведен в сан митрополита.

В День Святого Духа 4 июня 2001 г. отслужил последнюю Божественную литургию в Троицкой соборной церкви Нижнего Новгорода.

Почил в Бозе 21 июня 2001 г.


http://rusk.ru/st.php?idar=110956

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru