Русская линия | 19.12.2006 |
Весной было объявлено, что градостроительный совет мэрии Калининграда приступает к рассмотрению этого вопроса. Архитектором ансамбля площади О. Копыловым были предложены на выбор три варианта: античное божество победы Ника, орден Победы и Святой Георгий Победоносец. Нельзя не признать, что выбор в пользу Святого Георгия был бы вполне оправдан, поскольку два других варианта на его фоне заметно проигрывают. Ника — древнегреческое языческое божество, не имеющее никакого отношения к нашей Победе и прямо противоречащее русским православным традициям. К тому же, крылышки этой богини имеют вполне конкретный смысл — они символизируют переменчивость и непостоянство военной удачи. Согласитесь, обозначать такой скульптурой российское присутствие в регионе, ставшем нашим в результате военной победы — более, чем странно, если не сказать — двусмысленно. Орден Победы, безусловно, имеет самое прямое отношение к Великой Отечественной войне, но и только, а Святой Георгий — это напоминание о ратных подвигах наших предков на этой земле и во всех остальных войнах — Семилетней, наполеоновских, первой мировой. К тому же, орден — это изображение плоскостное, а не объёмное, и в качестве увенчания колонны будет смотреться не так выигрышно, как любая скульптура. Был разработан проект образа Святого Георгия работы известного скульптора А.И. Бем, полностью соответствующий отечественным иконографическим традициям. Изготовлен форэскиз этого проекта, также разосланный во все инстанции. Получено положительное заключение проектировщика колонны о том, что такая фигура технически вполне может быть установлена.
Очень быстро выяснилось, что сама возможность обсуждать три проекта, была предложена в качестве фигового листка, а в каких-то непонятных инстанциях давно и без всяких объяснений предпочтение отдано Нике. Когда же выяснилось, что вопрос с Георгием «замылить» не удастся, к борьбе с православным образом подключился Совет по культуре при губернаторе области. Тем, кто никогда не слышал о существовании в Калининграде такого органа, разъясняем: у этого Совета неясно и расплывчато всё — полномочия, механизмы комплектования, компетентность, порядок и обоснованность вынесения решений. Определённо можно сказать одно: по странному совпадению в нём собрались носители так называемых «общечеловеческих», то есть — прозападных взглядов, благодаря чему все рассматриваемые вопросы решаются в одном направлении — популяризации германского прошлого нашего города и насаждении в сознании калининградцев соответствующих «установок». Ника в эти установки вполне вписывается: ещё бы, ведь в Берлине таких Ник целых две стоит — одна в честь победы при Ватерлоо, другая — в ознаменование выигранной франко-прусской войны! А вот православный Святой Георгий поклонникам «дней селёдки» и «праздников картошки» явно не ко двору, и «не пропустить» они его, видимо, решили твёрдо.
После одного из проведённых — как обычно, келейно — обсуждений, фактический лидер Совета, директор Музея мирового океана Светлана Сивкова заявила журналистам, что вопрос об увенчании колонны откладывается, поскольку «нет концепции площади», «конными статуями колонны не венчают», а барельеф со Святым Георгием вполне можно установить и на цоколе колонны. Что такое «концепция площади», так ли уж велика в ней необходимость, почему эта концепция не была нужна, когда решался вопрос о самой установке колонны — Светлана Геннадьевна не объяснила. Повторяем, Совет по культуре вообще не балует калининградцев внятными мотивировками своих решений, которые, как правило, выносятся с негласным подтекстом — «нам, уважаемым людям, так хочется — и всё тут». Упоминание о барельефе тоже явно не случайно: ведь если изображение Святого Георгия разместят на цоколе, однозначно, что другой его вариант на вершине колонны помещать не будут. Такой вот простой и ненавязчивый способ «решить вопрос» с неугодным кому-то образом: пусть будет, но внизу, а наверху поставим, что захотим.
А вот заявление «конными статуями колонны не венчают» следует рассмотреть отдельно. Озвучила его госпожа Сивкова как мнение всего Совета, то есть — группы уважаемых и компетентных деятелей культуры, а оказалось, что содержащаяся в нём информация, мягко говоря, не соответствует действительности. Оказывается, венчают, и ещё как, причём с древнейших времён и до наших дней! Приведём только три примера: согласно историческим источникам, в Константинополе — столице Византийской империи — существовала конная статуя Святого Благоверного Императора Юстиниана Великого, установленная на колонне такой высоты, что её было видно с идущих в порт кораблей. В Париже знаменитый мост Александра Третьего украшен четырьмя колоннами, на которых размещены целые скульптурные группы с лошадьми. А в мае прошлого года в одном из российских городов — Владикавказе — открыт мемориал Славы, посвящённый победе в Великой Отечественной войне. Центральным его элементом является триумфальная колонна, увенчанная… конной статуей Святого Георгия Победоносца — покровителя православной Осетии. Мы не берёмся судить, что побудило Светлану Сивкову к безапелляционному и недостоверному заявлению — некомпетентность или сознательное желание ввести общественность в заблуждение — но в любом случае, эта ситуация Совет по культуре никак не украшает.
В общем, вопрос был отложен на неопределённое время, в течение которого образ святого Георгия как увенчания триумфальной колонны получил первое место в организованном на сайте мэрии интернет-опросе. Как показали дальнейшие события, этот «глас народа» для Совета по культуре тоже ничего не значит. Единственную подвижку в этот период дало авторитетное мнение Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, который резко негативно отозвался об идее Ники как абсолютно не соответствующей духовным традициям нашего народа. Благодаря этому вескому голосу о Нике больше не упоминалось.
Сторонники установления скульптуры Святого Георгия не прекращали выяснение судьбы своего проекта, и 23 августа получили ответ за подписью главного городского архитектора Башина, из которого следует, что Совет по культуре рассматривал (неизвестно, когда) проект и одобрил… «вариант установки на вершине колонны крылатой фигуры Ангела». Естественно, возникает ряд недоумённых вопросов. Почему обсуждение одной из важнейших для города проблем вновь было проведено келейно, за закрытыми дверями? Почему на это обсуждение не была приглашена сторона, выдвигавшая проект? Появилась ли пресловутая «концепция площади», на отсутствие которой, как на препятствие для утверждения проекта, ранее ссылалась госпожа Сивкова? Если появилась, то кто её автор и какие положения она содержит? Как этой концепции противоречит образ Святого Георгия? Наконец, хочется услышать хотя бы один внятный аргумент в защиту бывшей Ники — нынешнего «Ангела», который можно предъявить общественности. Сторона, представлявшая проект Святого Георгия, убедительно изложила аргументы «за» его осуществление. Ни одного довода в защиту проекта сначала Ники, затем «Ангела», не последовало, кроме традиционного: «так хочет Совет по культуре». О каком «Ангеле» идёт речь? В какой культурной традиции победу символизирует «Ангел»? Как связан этот самый «Ангел» и наша победа в Великой Отечественной войне? Все эти вопросы остаются без ответа, по уже сложившейся традиции: объяснениями своих мотивов горожанам Совет по культуре себя, как обычно, не утруждает.
29 сентября в местной прессе появляется сообщение об открытии конкурса на проект «Ангела» и, в тот же день — о приезде в город представителей нескольких столичных скульпторов — потенциальных участников этого конкурса. Выходит, они знали о конкурсе заранее, в противном случае ну никак бы им не поспеть в Калининград! В конкурсном задании содержится и примерное типовое изображение такого «Ангела», по сути представляющее собой… слегка видоизменённую ту же самую Нику!
Скульптор А.И. Бем сдаваться не собирается и подаёт проект Святого Георгия на конкурс: пусть «уважаемые люди» из Совета по культуре доказывают, что Георгий — не «Ангел»! А тем временем 28 ноября из программы «Город.ру» на телеканале «Дюны» калининградцы узнали, что, оказывается, цокольный барельеф с изображением Святого Георгия уже отлит и смонтирован в «Кузнице на Печатной», и что работы эти велись ещё с начала сентября. Причём, подчёркнуто, что остальные три барельефа будут изготавливаться только после подведения итогов конкурса, которое состоится 25 декабря. А для Св. Георгия, оказывается, никакого конкурса не требуется. То есть, работает та же, озвученная госпожой Сивковой ещё весной, схема: «изобразим внизу, чтобы не ставить наверху». Без объяснений, без конкурсов, закрытым решением невнятной «группы лиц», мнящих себя «выше толпы».
И сейчас, когда до оглашения итогов псевдоконкурса остаются считанные дни, хочется ещё раз задать уже поставленные вопросы, и добавить к ним новые. Кого персонально в городском и областном начальстве не устраивает традиционный русский и православный символ Победы, предложенный группой общественных организаций, внятно аргументированный и поддержанный результатами интернет-опроса? Какие существуют аргументы в пользу увенчания Триумфальной колонны фигурой загадочного «Ангела»? Почему важнейшие для нашего региона культурные вопросы решаются в закрытом и непрозрачном режиме непонятно, кем и непонятно — по каким мотивам? Можно считать это нашими открытыми вопросами к Совету по культуре при губернаторе области и Градостроительному совету мэрии Калининграда. А следующий выпуск программы мы планируем посвятить личному отношению к образу Святого Георгия главного архитектора Калининграда Александра Башина, а также другим экстравагантным взглядам этого чиновника мэрии.
Это был Максим Котов с передачей «Оранжевая западня» на радиостанции «Русский край».
http://rusk.ru/st.php?idar=110938
|