Русская линия
Русская линия Владимир Шульгин15.12.2006 

Законодательная власть области и защита народного достоинства
Из цикла передач «Культурные войны» на радио «Русский край» (Калининград)

Последние передачи были посвящены теме нашего национального достоинства. Сегодня хотелось бы продолжить эту актуальную тему, несмотря на возможный упрек в том, что автор повторяется. Во-первых, столь важный вопрос имеет много граней, во-вторых, постоянно происходят новые события, которые не позволяют спокойно благодушествовать. Сегодня вы услышите, в частности, о новом факте недопустимого поведения представителей калининградской и питерской общественности, забывших во время одного берлинского мероприятия о нашем народном достоинстве.

Некоторым соотечественникам эта тема может показаться малозначимой, поскольку они считают важнейшими такие насущные проблемы как ветшающее жилье, малая доступность новых квартир, рост цен, недостаточность зарплат и т. п. жизненные вопросы. Спорить в этом случае, конечно, невозможно. Но необходимо понимать и другое: наличие в обществе мощного и господствующего чувства национального достоинства и общих жизненных установок способно объединить представителей верхов и низов и способствовать поступательному развитию Великой России как сплоченного целого, что попутно позволит достичь и элементарных материальных благ. К сожалению, мы еще далеки от такого всеобъединяющего торжества нашей народной гордости. Ошибутся те, кто будет связывать ее нехватку лишь с обликом правящей элиты. Никто с нее, конечно, не собирается снимать ответственность. Но и мы, рядовые граждане, отвечаем за многое. Верхи и низы общества всегда, хотя и подчас и неочевидно, объединены некими базовыми настроениями.

Революция 1917 г. стала возможной только вследствие сильного падения чувства национального достоинства, когда в действующей многомиллионной русской армии свободно действовали революционные агитаторы, призывавшие к братанию с врагами России и к поворачиванию штыков против своего же правительства. Изменническое настроение пронизало все общество, вплоть до Государственной Думы и генералитета. Аналогичное падение чувства национального достоинства произошло в наше время нового переворота 1991 г., когда в обществе на время победило самоубийственное настроение, позволившее нашими собственными руками сокрушить сильнейшее в мире государство. Очень хорошо помню то время, когда интеллигентные круги встречали в штыки любую критику в адрес пораженца Б.Н.Ельцына, не умея понять очевидного: делать как он ставку на развал СССР, который был фактически правопреемником Российской Империи, было равнозначно сокрушительному военному поражению от сильного внешнего врага.

Я как вузовский преподаватель и лектор Самарской областной организации «Знание» часто выступал с публичными лекциями и очень хорошо помню этот поистине самоубийственный массовый настрой образованных слоев нашего общества, которые и создали ментальные условия того паралича воли, который мы увидели у членов ГКЧП, не сумевших при всей своей полномочности сохранить властную вертикаль государства. Среди интеллигенции господствовали такие наивно-ложные представления в духе «Заграница нам поможет», достойные лишь юмористического произведения с Остапом Бендером в главной роли. Запад тогда просто «ошалел» от такого «подарка»: русские сами при сильной армии, флоте, промышленности, добровольно решили распустить Империю. Фактически это новое пораженчество 1991 г. было повторением старого, образца 1917 г. В основе, повторяю, сниженное до предела, а иногда и прямо устраненное в обществе чувство собственного национального и государственного достоинства. История в таких случаях не прощает.

Выздоровели мы с тех пор, укрепилось ли в нас объединяющее чувство народного достоинства? Не вполне. Бездумные словесные заимствования из английского, немецкого и других языков — характерный показатель этой массовой болезни, равно как и названия магазинов, других коммерческих заведений, исполненные на иностранных языках аршинными латинскими буквами. Эта давняя болезнь подражательности не преодолена. Каковы последствия такого сердечного пленения заграничными речениями? Вот, например, один диктор телевидения, который гордо носит иностранную фамилию, тогда как рожден был с русским семейным именем. Счел за благо его почему-то сменить его на заморское. Так, к сожалению, и раньше бывало. Например, известный отечественный историк, ставший академиком со звучной немецкой фамилией, был рожден «Копейкиным». Поменял фамилию ради каких-то ему одному ведомых выгод. Видим, что Библейская история о сознательном предательстве своего «первородства» ради жалкого прозябания весьма относится и к нам сегодняшним. Такое отсутствие самоуважения приводит к прямому презрению нас со стороны иностранцев.

Сейчас мы имеем возможность наблюдать, какими печальными итогами оборачивается умаление нашего народного достоинства. Приведу пример. В центре города строится коммерческий центр «Европа». К чему эта очередная подобострастная демонстрация нашего «европеизма»? Неужели не ясно, что Русь, ставшая Великой Россией, по праву принадлежит к числу старейших исторических народов Европы? Но ведь наше пространственное величие далеко не ограничиваются «Европой». Россия — великая азиатская держава. Нам незачем всякий раз по поводу и без повода пристегивать себя к европейской колеснице. Хотя бы потому, что господствующее настроение в этой самой хваленой Европе нас за европейцев не считает. Что особенно отчетливо мы видим в наши дни, когда на Западе развернута беспримерная русофобская и антироссийская пропагандистская кампания. НАТО демонстрирует свое пренебрежение нашими национальными интересами и нашим народным достоинством, активно обсуждая вопрос о силовом давлении на Россию, имеющим целью демонтаж нашего суверенитета. Скажите, неужели непонятно, что подобное наше добровольное и противоестественное «европейничанье» лишь поощряет Запад к силовой политике по отношению к России!

Поставим себя на место какого-нибудь немца или англичанина. Наблюдая за повсеместным преобладанием у нас западной попсовой музыкальной трясучки с кошачьими завываниями, за нашим добровольным отказом от собственных имен, не подумает ли западный политик: «Если русские не хотят быть самими собою, то не попробовать ли нам им помочь и ускорить антирусскую перестройку, а попутно попытаться лишить их суверенитета, русский газ и нефть к собственным рукам прибрать, а оборонную промышленность -демонтировать под лозунгом обеспечения „мира во всем мире“?» Нынешняя вакханалия на Западе, связанная с убийствами Политковской и Литвиненко, подтверждает, что «наши партнеры», как их часто у нас называют, решили сделать все для нашего государственного и национального унижения. Не думаю, что мы должны помогать Западу сколачивать собственный гроб.

К сожалению, пока происходит обратное. Не все наши и рядовые граждане, и местные политики понимают опасность современного положения. Один из наших радиослушателей, которому стало известно об одном недавнем европейском мероприятии, проведенном в ноябре в Берлине, сообщил о том, как проявили себя его участники из России и, в частности, — из Калининградской области. Хотелось бы, чтобы упомянутые нашим слушателем лица ответили, соответствуют ли эти сведения действительности и объяснили бы суть своей позиции на немецком расширенном собрании, в котором затрагивалась проблема будущего Калининградской области. Излагаю услышанное.

6 ноября в Берлине состоялось очередное мероприятие, организованное Немецким культурным восточным форумом совместно с Немецким обществом восточно-европейских исследований и представительством земли Бранденбург. Тема собрания немецкой общественности гласила: «Калининградская область через два года после расширения ЕС». Мероприятие было оплачено фондом Даймлер-Крайслер. Были заслушаны доклады и проведено их обсуждение. На собрание были приглашены Председатель Калининградской Облдумы Сергей Васильевич Булычев и начальник управления международных связей С. Гурова (вместо нее выступал начальник департамента стратегических инвестиций В. Кузин). Также с докладами выступили немецкий генеральный консул в Калининграде Г. Херц, руководитель представительства германской экономики в Петербурге Ш. Штайн, директор Немецко-русского дома в Калининграде П. Вунш, искусствовед из Петербурга Иван Чечот, журналистка ТРК «Каскад» Светлана Колбанева, социолог Билефельдского университета Кристиан Вагнер. Всего присутствовало около 200 человек.

Главные темы, предложенные организаторами для немецких и российских докладчиков (кроме представителей калининградских властей) были: «сохранение немецкого культурного наследия» и «культурные ландшафты Восточной Пруссии». Немецкая сторона большое внимание уделила главе нашей Думы, стремясь выяснить его позиции по вопросам, традиционно волнущим немцев, которые стараются убедить калининградцев воспринимать себя в качестве неких новых пруссаков. Возможно, это делается с определенными видами на будущее для. Очевидно, немецкая сторона хотела проверить реакцию наших официальных лиц на такую откровенно пронемецкую постановку вопроса. Кстати, в кулуарах говорили, что все выступившие с докладами получили от немецкой стороны большие денежные вознаграждения.

С.Колбанева как верующая католичка подробно остановилась на важной для нее проблеме сохранения немецкого наследия, выступила бескомпромиссной и последовательной поборницей всего немецкого. Ее представление перед докладом вызвало бурные овации немцев. В докладе она сослалась на необходимость восстановления ряда утраченных немецких культурных ценностей, и за переименование Калининграда в Кенигсберг.

И.Чечот из Петербурга был представлен как историк, много сделавший для сохранения немецкого и прусского наследия, которое он называет «европейским», и как организатор нескольких поездок петербургских студентов в Инстербург (Черняховск) для привития им любви к немецкой культуре. В своем докладе Чечот последовательно отстаивал тезис о необходимости сохранения немецкого и прусского ландшафта и, посредством этого, строительства в Калининградской области «цивилизации». Выступление этого русского энтузиаста немецкой цивилизации было с огромным воодушевлением встречено немцами. (Понятное дело, какая у Русских может быть цивилизация? Только немецкая). Резко критически он отозвался о строительстве православных церквей в Калининграде, что неуместно в «западном европейском городе». Заявил, что ему не нравится, что в центре Калининграда воздвигнут православный кафедральный собор. Напомню слушателям, что точно такие же обвинения в наш адрес поместил несколько лет назад в «Шпигеле» «ведущий кантовед» и профессор нашего местного университета, назвавший строительство Храма «откатом в Средневековье» и забвением спасительных для него традиций Иммануила Канта. Наверное, и этот профессор, до самозабвения породнившийся с философом-протестантом, получил гонорар за своеобразную протестантскую «веру и верность»
.
После докладов последовали вопросы от присутствовавших немцев. Они касались перспектив переименования Калининграда в Кенигсберг, трудностей с получением виз в Калининград, затрудненного проезда через границу. Председатель Областной Думы С.В.Булычев, судя по всему, не ожидал поступившего к нему вопроса о необходимости переименования города в немецком духе, но высказался в том смысле, что если в Областную Думу придут представители соответствующего общественного движения, которое представляет широкие круги общественности, то он не будет препятствовать переименованию города. Судите сами, является ли такая позиция патриотичной.

Думаю, что всем упомянутым лицам, от политиков до журналистов, стоит сообщить о своем отношении к целям немецкого мероприятия в Берлине с их участием. Может, мы на радио что-то неправильно поняли и неверно считаем, что они вели себя, мягко говоря, не на высоте, напоминая того несчастного исторического «героя», который прельстился чечевичной похлебкой, на которую и променял свое славное народное имя.
Владимир Николаевич Шульгин, кандидат исторических наук, профессор Калининградского института ФСБ России
1 декабря 2006 г.

http://rusk.ru/st.php?idar=110925

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru