Русская линия
Русская линия13.12.2006 

Уход патриарха
Текст передачи на радиостанции «Русский край «(г.Калининград)

Здравствуйте, в студии Александр Сартов с передачей «Горячая тема» на радиостанции «Русский край». Тема, которой мы коснёмся сегодня, не то, чтобы именно «горячая», но, безусловно, общественно значимая. Пройти мимо этой темы было бы непростительно. Как все уже, наверное, знают, вечером в воскресенье 10 декабря на 92-м году жизни скончался генерал Аугусто Пиночет Угарте, бывший диктатор Чили.

Несмотря на удалённость Латинской Америки и объективно небольшое значение этого региона для нас, имя Пиночета известно в России всем. Многие, особенно из родившихся в «перестроечные» и последующие годы, точно не скажут, кто это такой, но, безусловно, тоже о нём слышали. Зловеще звучащая фамилия давно уже живёт самостоятельной жизнью, превратившись в нарицательное и приобретя все признаки «фольклорного элемента». «Пиночет» для среднестатистического россиянина — это давно уже не персонаж текущей мировой политики. Зато это строгий директор в офисе, принципиальный вахтёр на проходной, въедливый преподаватель в школе или ВУЗе — в общем, синоним «злого начальства».

Понятно, что такой образ сложился в нашем сознании не случайно — были на то и объективные причины, да и пропаганда — сначала коммунистическая, затем либеральная — работала над его шлифовкой, не покладая рук. Советско-российский обыватель, по выработанной за десятилетия привычке держать фигу в кармане, ни той, ни другой пропаганде до конца не верил, поэтому, хорошо это или плохо — Пиночет — в российском обществе единого мнения не существует. Как нет его, кстати, и в обществе чилийском, где сейчас почитатели и хулители генерала сходятся стенка на стенку уже по поводу его похорон. Однозначно россиянин может сказать, что Пиночет — это «жёстко», а вот оправданна ли была эта жёсткость — здесь точки зрения расходятся. Для одних наших сограждан покойный чилийский «верховный руководитель нации» — однозначно палач и убийца. Другие считают, что он, как выразился один интернет-комментатор, «мало краснопузых перебил».

Возможно, именно смерть генерала позволит, наконец, оценить его фигуру непредвзято, попытаться взглянуть на неё без идеологических «солнечных очков», в каких так любили изображать Пиночета советские карикатуристы. Смерть здесь подведёт ту черту, которую не смогли подвести ни семнадцатилетней давности уход из президентского кресла, ни восьмилетней давности отставка с поста главнокомандующего чилийских вооружённых сил, означавшая окончательное оставление Пиночетом рычагов влияния на политические процессы. Но пока он был жив, сам это факт не давал спокойно спать многим людям, в судьбы — или, хотя бы, в сознание — которых он так круто вмешался три десятка лет назад. Тридцать лет прошло, а вопросы остаются…

Имел ли он право?… Юридически, конечно, нет. Но бывают в истории моменты, когда кто-то должен взять на себя ответственность за жёсткие действия. Чили под руководством Альенде стояла на краю пропасти — экономической, политической, социальной. Социалистические эксперименты быстро привели страну в состояние, о котором один, позже одумавшийся «революционер», говорил:

«Они» провозгласили всеобщее право участия в государственной жизни высшим принципом и кончили всеобщим хаосом. «Они» увлеклись решением больших исторических проблем, забыв о маленьких повседневных делах. «Они» дали землю крестьянам, заодно расписав по пунктам, сколько и чего те должны выращивать, и моментально нажили себе врагов как среди латифундистов, так и среди тех же крестьян".

Был сформирован так называемый Национальный секретариат по распределению, которому все предприятия должны были в обязательном порядке поставлять свою продукцию. Распределение же это осуществлялось путём создания нормированных пайков из тридцати основных продуктов питания. Интересно, что после прихода к власти Альенде из Чили начался отток русских эмигрантов первой и второй «антикоммунистических» волн. Страну покинул даже православный архиепископ Леонтий (юрисдикции РПЦЗ), уверенный, что гонения на верующих начнутся неизбежно. Уже в первые дни переворота военные поразились обилию задержанных кубинских инструкторов по всем сферам деятельности, приехавших делиться с чилийцами своим «передовым опытом». Следующим шагом логично должно было стать включение Чили в советскую экономическую и политическую орбиту, а такой вариант устраивал в стране, мягко говоря, не всех. И главной контрреволюционной силой оказалась, конечно, армия.

Чилийские вооружённые силы были на тот момент единственным не скомпрометировавшим себя общественным институтом. Армия выиграла несколько вполне реальных, «взрослых» войн с соседями, и ни одной не проиграла. Существовал принцип ориентирования на лучшие европейские образцы: флот когда-то создавался шотландцем Кокрейном в соответствии с британскими морскими традициями. Сухопутные войска в конце XIX века были полностью реорганизованы военной миссией прусского генерала Эмиля Кернера, и германофильский дух в них был настолько силён, что Пиночет уже после оставления власти не стеснялся заявлять:

«Наша армия — наследница непобедимой в прошлом веке германской дисциплины, которая в двух войнах XX века держала в страхе Европу, и на полях сражений продемонстрировала военное мастерство на примере фельдмаршалов Роммеля, Манштейна, Рунштедта».

Среди офицерского корпуса традиционно высок был процент потомков немецких эмигрантов. Фамилии многих чилийских генералов и адмиралов говорят сами за себя: Шнайдер, Старк, Буш, Цинке, Станге. Одним из ближайших сподвижников Пиночета был бригадный генерал Мигель Краснов-Марченко, внучатый племянник известного донского атамана времён Гражданской войны Петра Краснова. Отношение этого генералитета к социалистам и коммунистам, наверное, понятно без расшифровки. И правнук выходца из Бретани, сын таможенного чиновника Аугусто Пиночет полностью разделял позиции своих сослуживцев.

Был ли он палачом и убийцей? Слушая подобные обвинения, всегда важно знать, кто именно их произносит. Когда Пиночета обвиняют всевозможные «левые», ничего, кроме смеха, это не вызывает. Мы в России слишком хорошо знаем, как обстоят дела с политическими убийствами и террором там, где к власти приходят адепты «всеобщего счастья» и «рая на земле». Пиночет, действительно, убивал, но какую кровавую баню устроили бы в Чили те, кого он убил — можно себе представить. И не случайно катализатором мятежа послужило обнаружение на военных кораблях нескольких кубинских агитаторов. Вряд ли уместно упрекать чилийских военных за то, что они не стали покорно ожидать участи, постигшей их коллег из Российских Императорских Армии и Флота в 1917 году. Когда Пиночета в убийствах обвиняют либералы — это вызывает ещё больший смех. В 1973 году совпали интересы чилийских правых и Соединённых Штатов Америки, которым никак не улыбалось превращение страны с богатейшими запасами полезных ископаемых в советский плацдарм в Латинской Америке. Пиночет убивал, но он убивал при прямом содействии либеральных западных демократий и в их политических интересах. Общее число доказанных жертв чилийской диктатуры не дотягивает до трёх тысяч человек и сопоставимо с количеством убитых мирных жителей во время «гуманитарных» натовских бомбёжек Югославии в 1999 году. Своей судьбой Пиночет блестяще доказал гнусность и лживость так называемых «либеральных ценностей»: как только в нём миновала необходимость, его тут же начали травить те, в чьих интересах он проливал чужую кровь. И можно откровенно порадоваться тому, что он ушёл непобеждённым: зубы циничной и лицемерной западной Фемиды клацнули, но схватили только пустоту. Его соратникам повезло меньше: генерал Мигель Краснов-Марченко стал жертвой мести победителей и отбывает сейчас 10-летний срок за то, что, по его мнению, выполнял служебный долг.

Не следует впадать и в другую крайность, восторгаясь «чилийским экономическим чудом». Для простых нормальных людей «экономическое чудо» — это когда они живут в достатке. В Чили при Пиночете было «экономическое чудо» по понятиям «чикагской школы», когда большинство населения находилось за чертой бедности, зато соблюдались некие принципы, принятые этой школой за эталон. Недаром Пиночета так пропагандировали у нас в начале 90-х, когда аналогичное «чудо» в России строили гайдаровские «мальчики». Совпадает очень многое, включая раздачу госсобственности за бесценок «хорошим людям». Именно, не желая нести ответственность за экономические провалы, диктатор и повёл диалог с оппозицией, закончившийся передачей власти «демократам» в 1990-м году.

Без сомнения, он не был тем жалким и отвратительным стариком, которого изобразил симпатизирующий левым Габриэль Гарсиа Маркес в своём романе «Осень патриарха». Это был неординарный, мужественный и дальновидный государственный деятель. Он пришёл к власти и удерживал эту власть, как враг нашей страны, но такого врага можно только уважать. Его образ, безусловно, обладал какой-то гипнотической силой: не случайно многие в нашей стране пытались найти его черты в каком-нибудь из российских генералов — то в Руцком, то в Лебеде — и разочаровывались, не находя. На вопрос «нужен ли нам русский Пиночет?» можно ответить строками Высоцкого: «…делай, как я. Это значит — не надо за мной. Колея это только моя, выбирайтесь своей колеёй». Он был в своё время на своём месте, и судить его будут Бог и история.

Это был Александр Сартов с передачей «Горячая тема» на радиостанции «Русский край».

http://rusk.ru/st.php?idar=110917

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Провинциал    14.12.2006 09:50
Я думаю, одному можно у Пиночета поучиться: жестко следовать пути установления порядка в Отечестве, в интересах нации.
Сейчас в Россиии – враг в нашем доме. Враг занял все ключевые посты, котролирует СМИ, создает псевдопатриотические партии и объединения, засылает агентов в религиозные структуры, делает все, что разъединить народ русский, не брезгуя никакими провокациями, убийствами, репрессиями.
Поэтому пускание слюней некоторыми православными людьми, недопустимы, как и надежды на богомерзкую власть. Если негде нам сплотиться, значит нужно каждому делать все по совести – и тогда объединимся в деле!
Воспрянем духом – и подаст Господь руку помощи. Будем лежать в трусливой покорности – отвратит Господь взор свой от нас, теплохладных и исчезнем с земли своей. Помощь подают труждающимся, а не скулящим в сытости.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru