Русская линия | Станислав Минаков | 13.12.2006 |
Для ревнителей славы Киевской Руси пребывание «первозванного» ученика Христа в Крыму, а также в местах, где впоследствии возникли Киев и Новгород, было предметом особой гордости. Со св. апостолом существует у Украины сегодня и такая связь: греческий город Патры, в котором проповедник истины Христовой был распят, и где находятся его св. мощи, уже несколько лет является побратимом Харькова.
Летом 2005 ковчежец с частицей св. мощей апостола Андрея, хранящийся на горе Афон, побывал и в Украине, о которой, сегодняшней, и написаны эти строки:
Погляди-ка: над хатой саманной —
В белом небушке с синим крестом
Наш апостол, Андрей Первозванный,
На врага указует перстом…
Ныне, во дни духовных испытаний, которые попущены Господом для нашего Отечества, мы обращаем свои взоры к образу святого апостола Андрея, чтобы укрепиться в вере Христовой и отстаивании наших святынь.
«Святый телом не мал, но велик зело…»
Имя святого апостола Андрея связывает мать — Церковь Константинопольскую с ее дочерью — Русской Церковью.
Андрей (от греческого «андрейос» — «мужественный») — родом из Вифсаиды, небольшого Галилейского города, лежащего на берегу Генисаретского озера, сын Ионы, брат апостола Петра, и подобно ему, рыбарь; был учеником святого Иоанна Крестителя и потом первый пошел вслед Иисусу Христу, а затем привел к нему своего родного брата Симона (впоследствии ставшего святым апостолом Петром).
Еще точней будет сказать, что святой Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий. Согласно Евангелию от Матфея (4, 18−19) и от Марка (1, 16−18) призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера, апостол Иоанн в Евангелии от Иоанна описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса (I, 35−40).
На страницах Евангелия от Иоанна Андрей появляется еще дважды — он ведёт диалог с Иисусом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей (6, 8−9) и вместе с апостолом Филиппом приводит к Иисусу эллинов (12,20−22).
Существует апокрифический текст Деяния Андрея, созданный, по общепринятой версии, в III в.
Прозвание звонкое: «Первозванный!»
Он был призван первым, но в истории Церкви остался в тени своего брата, на котором Христос «основал Церковь». Читая Евангелие, мы видим многоразличные споры между учениками о первенстве, но ни разу не видим, чтобы в этих спорах участвовал Андрей — единственный, у которого были все основания возноситься. У него действительно было больше опыта, но только то был христианский опыт — опыт постоянного, бесконечного смирения перед волей Божией.
Ближе других апостолов он был к Руси географически. Но связь с «нашим» апостолом — прежде всего не в истории с географией, а в вере. Легенды лишь косноязычно выражают невидимое единство, единство в сораспятии Христу. Если оно есть — тогда русские имеют право изображать на государственном знамени андреевский крест («Х»).
После сошествия Святого Духа ап. Андрей отправился на проповедь Евангелия, посетил некоторые области Азии, откуда пришел в Грецию и основал в Византии епископскую кафедру, на которую поставил епископом Стахия; местом его проповеди были Эпир и Пелопонес.
Находясь в Аргосе, посрамил красноречие и умствование софистов; оттуда отправился к брегам Черного моря, был в Синопе, затем прибыл в землю Иверскую, Сванетию, Осетию, где находится город Фостофор, шел по горам Кавказа и из Севастии.
В наших землях
Известный православный писатель А.Н. Муравьев в труде «Жития Святых Российской Церкви» (1860), сообщает слова предания, что апостол Андрей достиг берегов Тавриды, сначала города Боспора (ныне Керчь), потом отправился в Кафу (теперь Феодосию). Далее предание определяет путь апостола по Тавриде так: чрез Карасу-базар на Топлау или Отузы, чрез Сугдею (ныне Судак), горами на Копихор, к горе Демерджи, где на промежутке, недалеко от Кучук-Узеня, апостол останавливался для проповеди слова Божия. Полагают, что тамошний водопад, сохранивший название «Ай-Андре», назван в память Апостола; близ водопада существуют развалины храма, кладку камня в котором определяют как древнюю.
Далее апостол шел через Алушту, горою Прокла на Буюк-Лампад, Артек, Гурзуф, Ай-Даниль, Массандру, в Ялту, через Ливадию, хребтом Яйлы, по горе Ай-Петри, Байдарскою долиной — в Тепе-Кермен, Мангуп, через Чоргун в Инкерман. Во время проповеди Апостола, вероятно, по пути его и окрестностям много было уверовавших во Христа, поскольку чрез 30 лет св. Климент в одном Инкермане насчитал 2 000 христиан.
Из Инкермана ап. Андрей берегом бухты прошествовал в Херсонес (ныне Севастополь), где один из мысов сохранил имя св. Андрея, возможно, это то самое место, откуда провожали апостола для дальнейшей проповеди скифам. Есть древнее предание, что в Тавриде св. ап. Андрей проповедовал слово Божие и составил алфавитарь русских письмен.
Из Тавриды Апостол отправился к месту, где теперь Киев, на одной из гор Киевских водрузил крест и предсказал о православии, которое со временем здесь будет сиять. Через 12 веков потом, в память славного пророчества, на том месте была сооружена церковь во имя Воздвижения Честного Креста, замененная великолепной Андреевской церковью, воздвигнутым дочерью Петра Великого в честь Первозванного апостола.
Из Киева св. Андрей по Днепру и другим рекам отправился в Новгород. На Ладожском озере в монастыре Валаамском есть предание о пребывании ап. Андрея и почитается место, где он установил крест.
Посетил он и страны прибалтийские, откуда обратно переехал в Грецию и поселился в Патрах Ахайских, где претерпел гонение от проконсула Эгеата за веру.
Что было в Патрах
Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в греческих Патрах. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них — правитель города Эгеат, даже чудеса апостола не вразумляли его. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол.
С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.
Согласно посланию, составленному священниками Ахайи (где апостола считали покровителем города) в IV столетии, Андрей был распят 30 ноября 60 г. Не все исследователи считают, что год кончины св. апостола определен точно. Одни из ученых по некоторым соображениям относят его мученическую кончину к 64 г. по Р.Х.; другие — к 73, третьи — к 80, четвертые — к 95.
Почитание апостола
При императоре Константине Великом мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. По легенде, в VIII в. мощи апостола Андрея были перевезены в Шотландию монахом Регулусом и помещены в кафедральный собор Сент-Эндрюса, города, который получил своё имя в честь апостола и стал церковной столицей Шотландского королевства.
В 1208 мощи святого были перенесены из Константинополя в Амальфи под Неаполем, а голова апостола в 1462 была доставлена в Рим, а через полтыщи лет, в 1964 торжественно перенесена в Патры.
30 ноября считался началом нового церковного года, подготовки к Рождеству. «Андреевской» называлась первая из ночей четверга Рождественского поста, — она, как и последующие четверговые ночи — «ночи колотушек», была в Западной Европе временем своеобразных колядок: мальчишки ходили по домам, колотя по дереву (дверям), бросая в них бобы и горох (так сохранился языческий обряд наколдовывания урожая).
Орден Андрея Первозванного
30 ноября 1698 Петром I была учреждена первая и награда России — Орден св. Андрея Первозванного. Орден выдавался и за боевые подвиги, и за гражданские отличия, считался главным среди российских орденов. Его присуждали за чрезвычайные заслуги перед Отечеством лишь офицерам чином не ниже генерала, видным государственным деятелям и представителям духовенства.
Знаки ордена Андрея Первозванного состояли из собственно знака-креста, основным изображением которого был Святой Андрей, распятый, по преданию, на кресте Х-образной конфигурации, и серебряной восьмилучевой звезды с помещённым в ее центральном медальоне девизом ордена «За веру и верность». Знак ордена носился на широкой голубой ленте через правое плечо, а звезда помещалась на левой стороне груди. В особо торжественных случаях знак ордена носился на груди, на золотой, покрытой разноцветными эмалями фигурной цепи (см. фото).
Первым кавалером ордена стал дипломат Федор Головин в 1699. Вторым — тут заметна ирония судьбы — гетман Иван Мазепа, получивший его из рук Петра I в 1700. В царствование Петра ордена были удостоены еще 38 человек, в том числе получивший эту награду тайно — за симпатии к России — «валашский господарь» Константин Брынковяну, который не был внесен в официальные списки награжденных.
Среди кавалеров ордена Св. Андрея полководцы Петр Румянцев-Задунайский и Александр Суворов, государственные деятели Федор Апраксин и Григорий Потемкин. Павел I первым начал жаловать орденами лиц духовного звания. Узаконено было Павлом и награждение всех без исключения младенцев мужского пола — великих князей орденом Андрея при крещении, а князей императорской крови — по достижении совершеннолетия. К слову, отсюда пошел обычай перевязывать младенцев мужского пола лентой голубого цвета.
В 1807 ордена были удостоены Наполеон I, его брат Жером Бонапарт, маршалы Бертье и Мюрат, князь Талейран. В 1815 — знаменитый английский полководец герцог Веллингтон.
Орден был упразднён в 1917. Спустя 300 лет, в 1998, этот орден в России был возрожден указом президента Ельцина. Первыми кавалерами стали академик Дмитрий Лихачев, изобретатель автомата Михаил Калашников и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Писатель Александр Солженицын от высшей государственной награды отказался, сделав следующее заявление: «…От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу».
В ряду обладателей награды — патриарх Московский Алексий II (1999), Расул Гамзатов (2003), певицы Людмила Зыкина (2004) и Ирина Архипова (2005).
Символика с Андреевским крестом
Апостол Андрей считается покровителем не только Руси, но и Шотландии, Румынии, Греции, Сицилии, Амальфи; а также моряков и рыбаков.
Шотландский флаг является одним из древнейших национальных флагов в мире, его появление, согласно легендам, относится к 832, когда король скоттов Ангус перед битвой с англо-саксами увидел в небе знамение в виде X-образного креста, на котором, по преданию, был распят Андрей Первозванный, считающийся покровителем Шотландии. Шотландский флаг в 1606 вошёл в качестве составляющей во флаг Великобритании, а через него во флаги Австралии, Новой Зеландии, канадской провинции Новая Шотландия, и некоторых других бывших британских колоний. Также флаги с Андреевским крестом, схожие с шотландским, используются на испанском острове Тенерифе и в колумбийском Департаменте Сан-Андрес и Провиденсия.
Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лег в основу флага российского флота, введенного Петром I в 1696−1696, и официально принятого в 1703.
Андреевский флаг иногда использовался как символ России. Полотнище военно-морского флага сначала представляло из себя бело-сине-красный триколор; с 1709 изображался только один из этих цветов. При императрице Анне Иоанновне, Екатерине II и с 1865 в качестве фона использовался только белый цвет. Андреевский крест был расположен в малом прямоугольнике в верхнем углу у древка, позднее — на целом полотнище флага.
Гюйс военно-морского флота России также несет на себе Андреевский крест. Оба флага (гюйс и кормовой) были заменены в 1918 на флаг РСФСР, а затем на вновь созданные гюйс и военно-морской флаг СССР. Дореволюционные Андреевский флаг и гюйс были вновь введены во флоте России в 1991, они используются по сей день.
Подготовил Станислав Минаков
http://rusk.ru/st.php?idar=110915
Страницы: | 1 | |