Русская линия | Владимир Мельник | 11.12.2006 |
РАЗМЫШЛЕНИЯ
Величие языка ныне измеряется «мировым сообществом» по числу говорящих на нем. Ранее на русском языке говорили люди на всех континентах. Ныне спешно переключаются на английский, немецкий. Но ведь величие языка не тем надо измерять, сколько торговых сделок при его помощи оформлено, а тем, сколько людей и, главное, — как, — на нем возносят молитвы свои к Богу. Русский язык был и остается здесь единственным в своем роде — воистину царским языком. Пусть даже весь мир будет торговать на английском, а один отшельник-монах, уцелевший в какой-нибудь каменной щели от когтей глобализации, будет по-русски петь: «Верую во Единого Бога…» — и тогда русский будет главенствующим земным языком.
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ И «КОРПОРАТИВНАЯ ВЕЧЕРИНКА»
С языком происходит в России что-то ненормальное. Его всячески засоряют. Но и логика какая прослеживается в этом как бы случайном процессе! Сейчас в Москве модное есть выражение: «корпоративная вечеринка». Узнал я о таких вечеринках за неделю до Нового года. С шумом влетели во двор почти в 12 ночи несколько иномарок. Повыходили из автомобилей солидные люди: мужчины в длиннополых черных пальто и в белых шарфах, молодые дамы в манто. Шумно установили китайские хлопушки — и в небо очередями, с хлопками и взрывами, на полчаса — не менее. Денег на хлопушки солидные люди не жалели. Сработали сигнализации всех автомобилей во дворе. Когда какой-то дед взмолился с балкона, чтобы не терроризировали двор, его без всякого стеснения отправили куда-то далеко. Я спросил у дочки: «Что это такое?» Вот она мне и сказала, что это — «корпоративная вечеринка». А я почему-то вспомнил о великой тишине, которой отзывается слово «вечер», «вечеря».
…Тайная вечеря — какая великая Тайна совершалась там впервые: «Сие есть тело Мое…», «Сия есть кровь моя Нового Завета». В шуме нынешних вечеринок тоже есть тайна, она звучит в самом названии: корпоративная. Там, на великой Вечери, единицы становились Церковью, единясь во Христе. Здесь объединяются в некую «корпорацию», противопоставляя свою «тусовку» другим, таким же. Как дьявол — эта обезьяна Бога — извратил в наши времена представление о заложенной в душе человека потребности к единению!
«ОТ СЛОВЕС СВОИХ…»
Критик Белинский, много сил положивший на журнал революционной демократии «Отечественные записки», говаривал: «Умру — прошу положить мне в гроб томик „Отечественных записок“». Христианам вкладывают в гроб икону Спасителя, разрешительную молитву. Наверное, знал это сын священнослужителя Виссарион Белинский. При жизни его назвали «неистовым Виссарионом». Но вот как отчитаться таким томиком за свою душу? Как заслониться им от последних вопросов на Страшном Суде? Это ведь не 12 томов житий святых, которые всю жизнь писал Свт. Димитрий Ростовский. Ибо сказано: «От словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися» (Мф. 12, 37). В то время, наблюдая расцвет атеистически-революционной журналистики в России, Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Как быстро распространяются книги, губящие веру и нравственность, какие расходы делаются на напечатание их, с каким усердием одни стараются распространять их, а другие покупают… Чего должно ожидать за это на суде Божием?..»
О, если бы он поглядел на страницы современных изданий — что бы сказал?
Да и не в Белинском в конце-концов дело (прости его Господь!). — Что-то принесем мы сами? Ведь и пишем, и говорим.
НЕ ТЕРЯЯ ВРЕМЕНИ
Остро стоит проблема времени, особенно в больших городах. Едешь в метро — все стараются не потерять драгоценные минуты. Один уткнулся в пейджер. Играет в какую-то игру. Другой решает кроссворды. Их теперь выпускают отдельными книжками. Решил один кроссворд, пересел на другую линию — сразу принялся за следующий. Удобно. Третий читает массово изданную книжку: детектив или любовный роман. Специально издаются книги в маленьком формате и мягкой обложке: дешево и для метро, электрички очень удобно. Все при деле. Вышел из метро удовлетворенный: времени не потерял. Но самое главное: приходят домой — и снова бросаются к пейджерам, телевизорам, кроссвордам. Значит, проблема не во времени, а в чем-то другом. Умен сегодняшний бес: не теряй времени, занимайся чем хочешь, только одним не занимайся — не молись, не вспоминай о самом главном. Как поется в одной современной, наводящей уныние песенке: «Лишь о том, что все пройдет, — вспоминать не надо».
http://rusk.ru/st.php?idar=110905
|