Русская линия
Русская линия Валерий Шамбаров09.12.2006 

О славных казачках

От редакции: В издательстве «Алгоритм» готовится к выходу книга известного историка Валерия Шамбарова «Казачество: братство витязей России». В своей новой книге автор представляет читателю полную историю всех казачьих войск России от их возникновения до нынешних дней. Книга рассказывает о зарождении казачества, о казачьих традициях, о верном служении Отчизне, о страшных временах казачьего геноцида при советской власти. После десятилетий коммунистической клеветы автор возрождает правду о славном русском казачестве. Эта уникальная книга будет интересна всем, кто неравнодушен к истории России. Сегодня мы предлагаем читателям «Русской линии» главу из этой книги, любезно предоставленную нам издательством.

В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины — казачки. Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека, Приуралья, надо помнить, что в значительной мере это было сделано женскими руками. Мужчины-то постоянно были в походах, на кордонах. А дома оставались старики, дети и — казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они вырастили пышные сады, в которых утопали станицы. Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить. Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жены казаков. Распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и приобрести необходимое. Подобной инициативы и самостоятельности русские крестьянки не знали. У них-то всегда муж был рядом.

Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю и ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. Как уже отмечалось, 800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 г. А сколько в XVI—XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал, сама казачка становилась защитницей. Рынки Крыма и Тамани были переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражались до конца.

И мужей ждать умели как никто другой. В походы казаки уходили на годы, часто с одной войны на другую, вернутся ли — неизвестно. А казачки ждали. В Сибири бывало и того круче. Семен Дежнев отсутствовал дома 19 лет! Пока странствовал, сын вырос. Кто его на ноги поднял? Жена. Сама так и не дождалась мужа, умерла, а ребенка вырастила, воспитала, и он казаком стал, как отец. А на Дону, например, когда муж из похода возвращался, казачка, встречая его, первым делом кланялась в ноги коню. Благодарила, что не подвел в боях ее супруга, целым и невредимым доставил домой.

Был и случай, правда, единственный, когда женщина стала войсковым атаманом. В XVIII в. выходец из ханского калмыцкого рода Петр Тайшин принял крещение со своим улусом. А потом калмыцкая орда распалась, начались свары. Князь умер, но его вдова княгиня Тайшина с 2400 подданными в 1739 г. попросила выделить ей землю для оседлого поселения и принять на службу. Подходящее место нашли на Волге, где была построена крепость Ставрополь (ныне Тольятти). Эти калмыки составили Ставропольское Казачье Войско. А княгине были даны полномочия войскового атамана, положено жалованье в 500 руб. Остальным старшинам также было назначено жалованье — по уровню офицеров Войска Донского. А рядовые казаки несли службу с земельных наделов. К Войску приписали тысячу отставных солдат и 2,5 тыс. крестьян. Солдаты должны были обучить калмыков гарнизонной и сторожевой службе, крестьяне — земледелию. Постепенно они смешивались, главной обязанностью ставропольцев являлась охрана Самарско-Уфимской линии — ответвления Самарско-Оренбургской. По призыву царя Войско выставляло 1 полк на войну. А княгиня Тайшина руководила ставропольцами до конца жизни.

Известны и случаи, когда казачки прославились в качестве воинов. Ранее говорилось, что в 1770—1771 гг. на Кавказ были переведены 517 семей из Волжского Войска, основав 5 станиц, по 100 семей на каждую. Драки тут шли постоянно, а вдобавок началась война с турками, которые подбили горцев к массированным нападениям. В июне 1774 г. 9-тысячное войско татар и чеченцев обрушилось на Наурскую. Станица еще и не была отстроена, из оборонительных сооружений был насыпан земляной вал с несколькими пушками. А все строевые казаки ушли в поход — разведка у горцев работала хорошо, и они рассчитывали на легкую добычу. Но за оружие взялись казачки! И отметим, это были не гребенские казачки, привычные к здешнему военному быту, а приехавшие с относительно спокойной Волги. Но полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили полчище врага. Били из ружей, рубили и кололи лезущих на валы, перетаскивали с место на место тяжелые пушки, встречая атаки картечью. Осада длилась 2 дня, и противник, оставив сотни трупов, ушел ни с чем. В память этой победы 10−11 июня в Наурской отмечался «бабий праздник».

Задолго до девицы-улана Дуровой прославилась и донская казачка Прасковья Куркина. По преданиям, зафиксированным в дореволюционных источниках, она была молодой симпатичной вдовушкой из станицы Нагавской и вела не очень строгий образ жизни. Однажды, в 1792 г., учинила пожар, за что, по казачьим законам, следовало крепко вздуть. Но Прасковья скрылась. Переоделась в мужскую одежду, взяла оружие — вероятно, оставшееся от супруга, оседлала лошадь и направилась на польскую войну. Выдала себя за мужчину и вступила в казачий полк Балабина. Участвовала в боях, была ранена, за неоднократные отличия получила чин урядника. Хотя остается сомнительным, как же казаки ее не раскусили. В отличие от офицерши Дуровой, казачка крепостных денщиков не имела, и при первом же купании коней правда должна была открыться. Скорее, все же знали, да помалкивали. И, наверное, не случайно полковник Балабин взял «казака Куркина» к себе ординарцем. Но воевала Прасковья храбро, была произведена в хорунжие, а потом и в сотники. После войны в 1794 г. вернулась в станицу, и о прежних прегрешениях больше не вспоминали, весь Дон признал ее героиней. Однако дальнейшие похождения Куркиной — например, как казаки посылали ее с ходатайством к императрице, очевидно, относятся к области легенд, и оставляю этот вопрос тем, кто сумеет исследовать его более детально.

Кстати, жизнь казачек в XVII—XVIII вв. (а отчасти и в XIX) вообще исследована очень слабо. Конечно, их быт во многом отличался от картин «Тихого Дона», от того, что нам известно по предреволюционным воспоминаниям. Точно так же, как и казаки Первой Мировой во многом отличались от своих предков времен Суворова. Так, примеры с обороной Наурской и Куркиной показывают, что казачки хорошо умели стрелять (в том числе из пушек), владели холодным оружием. Когда они этому учились? Где? Допускали ли их в юности к тренировкам наряду с казачатами? Или учили матери, отцы, мужья — на всякий случай? Ответа мне ни в одном источнике найти не удалось. Но известно, допустим, что на Тереке казачки еще и в ХХ в. были отличными наездницами, умели стрелять. Вообще либеральные авторы склонны были описывать жизнь казачек в самых черных тонах. Дескать, несчастные женщины — вся жизнь только до свадьбы, а дальше «домострой», забитое «закрепощенное» существование. Вот уж нет! Тут все зависит от точки зрения. Ведь с либеральных позиций и судьба казаков выглядела ох, какой безрадостной — надо ж, обязательная служебная лямка, и на всю жизнь! Но казакам такая жизнь нравилась, и другой они не желали. Так же и казачки гордились своей участью.

Внешне отношение казака к женщине и впрямь могло показаться грубоватым, с демонстрацией собственного превосходства, но на самом деле оно было рыцарским. Атаман Платов в 1816 г. в приказе по Войску Донскому писал о казачках: «Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жен донских». По обычаям, казачка пользовалась таким уважением и почтением, что в наделении ее дополнительно еще и мужскими правами не нуждалась. И наоборот, казак и даже станичный атаман не имел права вмешиваться в женские дела. Казачка не участвовала в кругах, не имела голоса на сходах, ее интересы представляли отец, муж, брат. Но одинокая женщина могла выбрать себе любого ходатая из числа станичников. А вдова или сирота находилась под личной защитой атамана и совета стариков, а если этого недостаточно, могла и сама обратиться к сходу. Разговаривая с женщиной на кругу или сходе, казак обязан был встать, а если она пожилых лет — снять шапку.

На станичных праздниках казачка, пусть и замужняя, могла плясать с любым казаком. С любым могла чесать языки на улице, невинно пококетничать. И чтобы опровергнуть мифы о «домострое», достаточно открыть повесть Л.Н. Толстого «Казаки». Описывается не какая-нибудь станица, а старообрядческая. Но поведение казачек очень даже свободное (уж, по крайней мере, по сравнению с Центральной Россией). Девушки, вводя в немалый соблазн офицеров, крутятся по двору в одних рубашках на голое тело. И от вина не отказываются, вечеринки устраивают с мужчинами и поцелуями. Словом, ведут себя «на грани». Но вот чтобы перейти эту грань — тут уж ни-ни! Тут вступало в силу понятие чести. А свою честь казачки ставили очень высоко.

Какими-либо комплексами в сфере взаимоотношения полов казачки не страдали, никаких «секретов» для них эта сфера не представляла. Да и как иначе, если занимались скотоводством, с детских лет видели, что как происходит? Во многих местностях и в баню ходили целыми семьями. В Сибири и Забайкалье баня часто вообще строилась одна на станицу, совместное мытье мужчин и женщин считалось делом вполне естественным. Но это, опять же, совершенно не подразумевало чего-то большего. Одно дело — знать. А другое — понимать, что допустимо, а что нет. Степень того, что может себе позволить казачка, зависела от ее семейного положения. Вольность в общении с мужчинами, откровенность разговоров, шуток, допустимый флирт были разными для девиц, замужних, вдов. Но и для казака было позором преступить дозволенное. И чтобы не ошибиться, существовала система «опознания» по женским кольцам. Серебряное на левой руке — девушка на выданье, на правой — уже просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит. Золотое на правой руке — замужняя. На левой — разведенная или вдова.

Впрочем, при общей высокой нравственности казачек допускались и некоторые отклонения. Так, если вдова строго соблюдала себя, это ценилось. Но и в тех случаях, если она, особенно бездетная, привечала мужчин, это общественной моралью не осуждалось. И когда в станице жили одна-две «веселых вдовушки», на такое смотрели сквозь пальцы (примеры можно также найти у Толстого). А Пушкин записал разговор казаков, возвращавшихся с кавказской службы — стало известно, что у одного из них женушка погуливала, и обсуждалось, как лучше поступить, проучить ее или простить? И казаки пришли к выводу: лучше простить. И часто прощали, даже прижитых «нахалят» своими признавали — тут уж речь шла о сохранении чести семьи, благополучии хозяйства. Но у казаков существовал и развод, даже когда его юридически в России не было. Для этого, например, старообрядцы переходили в официальное православие или наоборот — и брак, заключенный в «другой вере» считался недействительным. Тем не менее, к разводу казачья мораль относилась весьма отрицательно.

Казачками становились не только от рождения. Когда казак женился на крестьянке, отбитой полонянке, захваченной черкеске или турчанке, она автоматически приобретала статус полноправной казачки. Станичницы, как правило, относились к такой женщине доброжелательно (если она сама не вела себя вызывающе). Ей прощали незнание обычаев, не характерные для казачки поступки. Женская община негласно брала ее под свое покровительство и учила, «вживала» в свою среду. Ну, а если еще раз вернуться к утверждениям о «закрепощении» казачек, то не лишне задаться вопросом, а кто же их «закрепощал»? Мужчины? Но как же они могли «закрепостить», если годами отсутствовали? И их собственное благосостояние зависело от жены? Нет, быт и труды казачки определяло осознание ею самой своего особого долга. Точно так же, как казак считал своим долгом службу, так и казачка видела высший долг в том, чтобы обеспечить службу мужа, братьев, сыновей. Кстати, а ведь деятельность армейских органов тыла и снабжения тоже всегда считалась воинской службой, пусть и не боевой. Поэтому, если уж разобраться, то и труды казачек являлись некой разновидностью казачьей службы. Не строевой, не полковой, но в понимании службы воинов Христовых.

http://rusk.ru/st.php?idar=110901

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  К.Мелихов    14.12.2006 02:31
По-моему исторически казаком являлся воин, живущий на земле, т.е.воин-пахарь, по зову отчизны в трудную минуту готовый снять оружие со стены и, осенив себя крестным знамением, отправиться в бой (наверное самый лучший и правильный образ жизни для мужчины), но вряд ли в одну реку возможно войти дважды… Невозможно,как бы этого не хотелось, не воспринимать чудовищные реалии сегодняшнего дня: постиндустриальное общество, особенно в современных "российских" реалиях – невозможность прокормить от трудов рук своих, живя на земле нормальную семью хотя бы из 5-6 детей, я уж не говорю о невозможности на законных основаниях мало-мальски вооружиться, да и государству нашему (по крайне мере на сегодняшний день) гораздо более полезны изворотливые предатели Родины, чем защитники, а любое независимое, трезвое и уж тем более вооружённое объединение неизбежно будет воспринято как конкурент и, так или иначе, снаружи или изнутри раздавлено.

Попробуйте представить себе казачью общину в условиях любого современного мегаполиса: например казаки добывают хлеб насущный на той или иной потребной в городе работе, а в стене у каждого вмуровано по "Калашникову", и по зову общины все готовы пойти в бой. Вопрос: как быстро ФСБ или подобная структура заинтересуется такой общиной и, скажем, внедрив туда своего человека, создав какую-нибудь подставу, отправит голубчиков за решётку…(это один из бесчисленных вариантов).

Вы ,уважаемый Шершень, совершенно правы про газетных писак и про балаган, но нельзя же не понимать,что властителем дум современного человека является именно телеигла и разнообразная печатная блевотина, и что же делать, когда во всеобщем поле зрения находятся именно такие "казаки", а в телеэфире в казаки принимают Сруля Розенбаума, Борю Ельцина и подобную сволочь люди выряженные в псевдоформу, увешанные самодельными "георгиевскими" крестами и с искажёнными от разных пороков лицами… Как же ещё может русский человек отнестись к подобным зрелищам?

Потом Вы говорите про какую-то "казачью идею", крайне интересно было бы послушать про неё, ибо складывается впечатление, что данная идея не выходит за рамки обычной программы воскресной школы. Не могли бы Вы развёрнуто дать её хотя бы в таком ключе "Казачья идея в российском постиндустриальном обществе ХХI века". Вообще то с этого надо было бы начинать…

Напоследок замечу ,что силы тьмы в дьявольском своём ослеплении никогда не учитывают в своих планах Силу Божию, и самым лучшим оружием для нас, христиан, является не нагайка и АКМ, а молитва ко Господу о спасении нашей несчастной, многострадальной Родины, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Аминь.
  Шершень    12.12.2006 15:30
Всё дело в том, что среднестатистическим современным "казаком" по К. Мелихову может стать практически любой гражданин РФ, как правило, никакого отношения к этническим казакам не имеющий. Поэтому в России сейчас хоть пруд-пруди псевдоказачьих организаций состоящих, в основном, из люмпенизированной массы россиян решивших на чужой славе возвысить себя любимого. В тех казачьих организациях, где во главу угла поставлена заповедь "Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть", подобных безобразий не наблюдается т.к. за подобные выходки последует немедленное наказание. В таких организациях не гоняются за крестами из аллюминия, не просиживают время в попойках, не щеголяют небритыми по улицам в мятой форме, не грозят нагайками неведомо кому… В таких организациях восстанавливают казачью культуру, прививают детям любовь к родной земле, воспитывают их в вере Христовой.

ОБРАЩЕНИЕ КРУГА РОДОВЫХ КАЗАКОВ

КАЗАКИ!
Мы обращаемся именно к казакам, к казакам родовым или, как говорили в старые времена, к казакам природным. Казаком можно только родиться – плоть от плоти, кровь от крови, чего не могут понять те, кто, надев на себя штаны с лампасами, вообразили, что в одночасье стали казаками. Думаем, что всем приходилось встречать таких "казаков", слоняющихся по улицам в замусоленной форме. Вот где находка для газетных писак, навостривших свои перья на откровенной русофобии, особенно если это "нечто", потрясая нагайкой, грозит пороть всех и вся.
Но что самое страшное – за этими комичными персонажами стоят люди, желающие погреть руки на возрождении казачества и одновременно свести это возрождение к шумному балагану. Их задача – дискредитировать саму казачью идею, отвратить от нее как русский народ в массе, так и самих казаков. Отсюда и их откровенное показное желание выслужиться перед новыми "господами" России. Ради подачки они готовы быть лакеями, открывающими двери перед теми, кто платит чаевые, перед теми, кто грабит, разворовывает Россию, а при случае сами не прочь поучаствовать в грабеже. Да могло ли быть иначе, если с самого начала "возрождать" казачество взялись люди, которым дела до возрождения не было.
Они быстро смекнули, что можно поживиться за счет компенсаций, которые якобы будут выплачены за уничтожение казаков; что можно будет прибрать к рукам земли, которые, якобы, должны быть казакам возвращены. Они не в состоянии понять, что нет цены, которой можно оплатить кровь наших дедов – кровь, на которой они решили нажиться. Кто-то, конечно, возразит, что мы ничего общего с этими людьми не имеем. Да, это так. И можно было бы их просто не замечать, если бы не одно обстоятельство: эти люди надели форму наших предков, они усиленно называют себя казаками и имеют наглость делать заявления от имени казаков! Сейчас эти горе-"казаки", разбившись на мелкие группки, поливают друг друга грязью, доказывая "кто из них казачее".
Но кто же виноват в этом позоре, как не мы с вами, мы – прямые потомки казаков, мы, не вставшие грудью на защиту доброго имени наших предков, мы, позволившие глумиться над их светлой памятью! Как мы посмотрим в глаза своим дедам и прадедам, когда Бог призовет нас к себе?
Некоторые из нас, кто поверил красивым словам, у кого сердце дрогнуло при виде дедовой формы, все еще пытаются изменить что-то в этих бесчисленных союзах и отделах, и понять не могут, почему ничего не получается. А всё очень просто. Истина лежит на верху – там нет казаков.
Братья и сестры! Только объединившись, только найдя друг друга, сможем мы возродить былую славу казачества, способствовать возрождению России, не позволить людям нечистоплотным пачкать память наших предков, само казачество! Для того, чтобы мы, казаки, истинные наследники памяти наших предков, могли объединиться, узнать друг друга, в наше трудное время подать друг другу руку братской помощи, и создан Круг Родовых Казаков.
Мы не делим братьев-казаков на своих и чужих, в Круг Родовых Казаков мы ждем всех родовых казаков независимо от того, в какой из казачьих организаций они сейчас состоят. Участие в Круге Родовых Казаков не предусматривает выхода из казачьих организаций.

Круг Родовых Казаков, г. Омск, 2003 г.
Адреса для связи с Кругом Родовых Казаков:
E-mail: russkiy-mir@yandex.ru
Для писем: 644116, г. Омск, а/я 4769, Никуленко Г. В.
  К.Мелихов    10.12.2006 08:42
Великолепно!Даже не прочтя статью,по одному названию,можно было предположить характер и тон статьи.
Автора интересуют исключительно этнографические аспекты жизни так называемых казаков,причём с явным упором внимания на физиологический низ,что целиком и полностью характеризует атора ,да и вообще "казацкую" тему.По какому то недоразумению "казацкая" тема кочует по церковным изданиям,распространяя всеобщее заблуждение о казаках,как о христианах,да ещё и православных-полноте батенька-уж из одной любви к этим несчастным людям нужно было бы написать правду,хотя бы чуть-чуть попытаться посмотреть на них в свете именно Христовой правды.
Как правило среднестатистический современный "казак" это лицо прежде всего страдающее алкоголизмом как минимум 2 степени,приходящее "на службу"по воскресениям в Храм Божий для того,чтобы простоять,покуривая и распротраняя вокруг себя винно-перегарный запах,около храмовых дверей в течение всей литургии,позванивая самодельными цацками-"орденами",нацепленными на самосшитую "форму",при этом всякому нетрудно убедиться в особой злобности и подозрительности выражения лица и глаз такого вот разлюбезного "воина христова".
Небезинтересно наблюдать и за отцами-командирами-казаками внутри храма на богослужении:всю службу они беседуют о своих чрезвычайно важных и явно неотложных делах,вплоть до самой Чаши.
В общем как правило по моему мнению "казаки" как раз и являются по совокупности своей дикости соединённой с безумным самомнением настоящими врагами Христовыми-несомненно именно такие по внутреннему состоянию люди и распяли Господа,да и продолжают Его распинать под аплодисменты господ шамбаровых и Ко,не имеющих явно никакого представления кто же такой воин Христов,зато большое значение придающих роазнообразным цацкам,в которых явно и несомненно и заключается современное "казачество".

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru