Единое Отечество, Одесса | 12.04.2005 |
Во время управления монастырем и была написана знаменитая «Лествица райская». В ней дается руководство к иноческой жизни, которая, по мысли преподобного Иоанна, представляет собой путь непрерывного и трудного восхождения подвижника на небо по лестнице духовного самосовершенствования, что требует от человека полного самоотвержения и усиленных подвигов. «Лествица» предполагает, во-первых, очищение от греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей, а во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Соответственно она разделяется по содержанию на две части: в первой говорится о пороках, противных христианской жизни, вторая раскрывает понятие о нравственных и религиозных добродетелях. Такие столпы духовной жизни, как святой Феодор Студит, святой Сергий Радонежский, святой Иосиф Волоколамский и другие, считали «Лествицу» наилучшим руководством для спасения. «Лествица» стала любимой книгой в монастырях и особенным почитанием пользовалась в России.
Из жития преподобного Иоанна Лествичника мы видим, что в его восхождении к совершенству было три основных ступени:
— оставление мира;
— труды послушничества;
— уединение и безмолвие.
Что же может исполнить мирянин в подражании этому восхождению? То, что у преподобного Иоанна — оставление мира и удаление в Синайскую обитель, у нас — это оставление греховной жизни и обращение умом и сердцем к Богу, угождение Ему. Если вы искренне покаялись и решили больше не оскорблять Бога своими грехами, то, значит, вы стали подражателями преподобного Иоанна, когда он, оставив мир, удалился в обитель. Остается пребывать в этом намерении и исполнять все требуемое, чтобы стать подражателями преподобного Иоанна и во второй степени его восхождения к совершенству — послушании. В чем должно состоять такое послушничество в житейском быту? В исполнении заповедей, которыми определяется образ жизни каждого из нас, как семьянина, как члена общества, как сына Церкви. Делай то, что повелевают заповеди, и будешь добросовестный послушник, а также исполняй все то, что заповедует Церковь. Все это и есть спасительное послушничество, когда действуют не по своей воле, а так, как предписано. Преподобный Иоанн имел руководителя — старца. А кто же у нас руководитель? Пастырь Церкви. Не знаете как поступить? Пойдите, спросите у него. Не свою волю он будет излагать вам, а заповеди Евангелия и постановление Церкви.
Ну, а как же подражать третьей степени восхождения к совершенству преподобного Иоанна — уединенному безмолвию? Что такое безмолвие? Внешне — это удаление от всех и пребывание в одиночестве, а внутренне — это устранение всякой мысленной праздности, собрание всего себя внутри сердца и пребывание там перед лицом Бога. Внешнее безмолвие в миру, конечно, невозможно и может быть лишь случайным. А вот уединение внутреннее — в наших силах. Как можно чаще надо стараться уединяться внутренне, и там, внутри себя, предстоять Богу. В доме вы или в пути, на работе или в храме, старайтесь не отвлекаться от внутреннего лицезрения Бога. И тогда будете всегда, подобно преподобному Иоанну, в уединении и безмолвии.