Русская линия | Людмила Ильюнина | 08.12.2006 |
Таким людям хочется ответить евангельскими словами: «Наблюдайте времена и сроки». Наблюдайте за тем, что происходит в мире и в России, и тогда вы увидите, что именно сейчас наше объединение жизненно необходимо. Современный мир охвачен процессом глобализации. Это движение за единение всего мира, насаждающее западную культуру, настроено враждебно ко всяким местным традициям, культурам и религиям. Оно — светское, секулярное, оно противопоставляет себя Церкви.
Как отмечают многие современные мыслители, в последние десятилетия мы живем в условиях необъявленной Мировой войны — это духовная война. Ее цель — вытравить христианские ценности из сердец людей, заменить их «рыночными ценностями», а подспудно и демоническими «ценностями». Как и во время физически-исстребительной войны, в духовной войне важно объединение сил. В русской истории мы имеем печальный пример княжеской раздробленности перед лицом татаро-монгольского нашествия…
Сейчас мир переживает нашествие, которое куда страшнее того, которое пережили наши предки, — враги пришли за душами людей, для того, чтобы пленить их и убить, не только тело, но и душу. Потому перед лицом такого врага всякое разделение можно рассматривать как заранее объявленную капитуляцию. В дни татаро-монгольского нашествия все решало время, нельзя было медлить ни дня, князья опомнились после первых поражений, но было уже поздно. Так и мы, чем дольше будем идти по пути разделения, тем меньше у нас, у нашего народа будет шансов на духовное выживание.
Это то, что касается мировой обстановки.
Что же касается положения дел в самой России, то тут следует обратить внимание на то, что даже демократические социологи сейчас признаются, что в народе, как никогда за последнее время, наблюдается подъем патриотизма. Большинство опрошенных на улицах больших городов людей, говорят, что они любят свою страну и хотели бы жить в России и нигде больше. И для большинства людей Россия неразрывно связана с православием. Недаром вопрос нашего воссоединения, когда он был только поднят два года назад, сразу же привлек внимание всех средств массовой информации, большая часть которых не только не воцерковлена, а даже и не сочувствует отнюдь православию. Это значит, даже отрицая на словах значимость церковной жизни для общества в светском государстве, они интуитивно понимают, что для воссоединения нации это очень важно. В русских людях, несмотря ни на что, продолжает жить «идеал Святой Руси». Недаром «песней года» (не по официальным рейтингам, а по народному признанию) стала новая песня Сергея Трофимова, где есть такие строки о Святой Руси:
Это все мое родное, это где-то в глубине,
Это самое святое, что осталось во мне.
Это нас хранит и лечит, как Господня благодать,
Это то, что не купить и не отнять.
Недаром такое широкое внимание получил фильм «Остров», в котором впервые на уровне высочайшего духовного реализма говорится о значении покаяния и молитвы в жизни человека.
Недаром с таким воодушевлением русские люди встречали возращение на Родину Императрицы Марии Федоровны. По официальной статистике пять тысяч петербуржцев пришли в храм св. блг.кн.Александра Невского в Петергофе, «Готическую капеллу» (другое название храма, вызванное его архитектурным обличием), поклониться Государыне.
К этим дням в церковные лавки поступила книга о последнем духовнике Императрицы Марии Федоровны — протоиерее Леониде Колычеве, в ней опубликована его надгробная проповедь (13 октября 1928 года), которая прозвучала как сбывшееся пророчество: «Не судил Тебе Господь дождаться здесь на земле радостного дня, но оттуда — с вышины Тебе будет видней. Ты увидишь упавшие цепи кровавого гнета, храмы, переполненные горячо и свободно молящимся народом, крестные ходы с целым лесом хоругвей и многочисленными иконами. Ты услышишь гул колоколов и ликование народа Твоего, торжествующего победу правды и истины. Вот тогда по всему лицу земли родной народ русский, народ православный коленопреклоненно воспоет Тебе и всем умученным членам Твоей Царственной семьи…
А когда предстанешь перед Престолом Господа Славы…скажи Ему: «Господи, Ты знаешь, как тяжко страдает народ Русский, Тобою Мне усыновленный, молю Тя, преложи гнев на милость, вонми Моему и их молению…»
Последние слова из проповеди о. Леонида в наше время получили явное, зримое подтверждение: «Прощай и прости Мать наша Царица, и… прими земной поклон от всего верноподданного Тебе народа».
Конечно, пять тысяч людей, пришедшие поклониться Императрице в Петергоф и еще несколько тысяч, окружавшие Исаакиевский собор во время панихиды и Петропавловскую крепость во время перезахоронения, это не пять миллионов, — не весь Петербург, и тем более, не вся Россия, не весь «верноподданный народ», но все-таки это и не единицы (как это было еще совсем недавно) русских людей, которые осознавали, что такое Помазанники Божии, и чем была православная Россия.
Когда «Акт о каноническом общении» будет подписан, неизбежно СМИ придется объяснять народу, что это такое — «каноническое общение», что такое «евхаристическое общение». И таким образом мы получаем возможность напомнить о самом главном — о Евхаристии. Многие русские люди, даже называющие себя православными, не знают о значении этого великого Таинства.
Именно Русской Православной Церкви Зарубежом мы обязаны прекрасными трудами о Евхаристии. Необходимо донести выраженное в этих трудах знание о спасительности Причастия до миллионов русских людей. Так же, как необходимо разъяснять, что такое истинное покаяние, — непременное условие неосужденного причащения Святых Христовых Таин, — как оно необходимо для духовного здоровья отдельного человека и всей нации в целом.
Господь нам сейчас предоставляет уникальную возможность через объяснение значения «Акта о каноническом общении» сказать людям о том, что составляет сущность Церкви, о том, что Церковь — это не только организация, но и организм, Тело Христово. И потому дело не в политике, не в «восстановлении исторической справедливости» только, а дело в том, что «когда страдает один член, то страдает и все Тело». Мы страдали 70 лет, страдаем и сейчас и вместе с нами страдает все Тело Церкви, страдает от разделения, от разобщенности, а теперь, когда мы можем наконец соединиться, надо помнить, что это будет соединением не только конкретных людей, но обретением «полноты Церкви».
При подписании «Акта о каноническом общении» будет возможность рассказать людям о тех духовных, культурных ценностях, которые сохраняли и развивали русские, оторванные от своей земли, рассказать о том, что русская эмиграция сохранила такую любовь к своей Родине, которую нигде больше не встретишь. Этот поразительный патриотизм, на уничтожение которого в России сейчас брошены огромные силы, может иметь чрезвычайно большое значение для нас, соприкосновение с такими людьми могло бы вдохновить многих, особенно молодежь, к искренней и трезвой любви к своему народу, своему Отечеству. Для молодых людей поучительны были бы примеры тех, кто всю свою жизнь прожив в условиях чужой культуры, смогли не предать и сохранить свою культуру, свою веру, свой язык и при этом не стать изгоями общества.
Как прекрасно сказал об этом схиигумен ИЛИЙ, духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни: «В 2005 году наша группа в количестве пяти человек находилась в Америке, в частности для поклонения мощам святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Это было наше первое посещение континента Америки. Непривычный, необычный для нас образ жизни американцев с их усвоенным менталитетом по-человечески вызвал у нас многие эмоции и чувства. Но все это оказалось не столь впечатлительным и важным, когда мы встречались лицом к лицу с нашими родными соотечественниками, мы даже стали забывать, что находимся не в своем отечестве, а в штатах Америки. Православная душа, русский темперамент, да и менталитет русского православного человека нас окружали, как будто мы были не в Америке, а в Калужской, Московской, Орловской или другой области. Мы нисколько не заметили неприязни к России и к народу, населяющему ее, от ныне живущих за рубежом людей, а почувствовали от них одно желание духовного нашего общения, общения близкого и человеческого. Мы будем усердно молиться о том, чтобы мы вскоре были вместе».
И в заключение сторонникам «длительности процесса» хочется сказать — два года работы комиссий Московского Патриархата и РПЦЗ, пришедшей к признанию необходимости объединения, — срок достаточный, он демонстрирует взвешенность решения. Кроме того, за этими двумя годами стоят десятилетия ожиданий простых верующих людей, которые испытывали (и до сих пор испытывают, пока подписание «Акта о каноническом общении» не состоялось) сердечную муку от того, что, находясь заграницей они не могу подойти к Чаше Христовой в церкви иной юрисдикции, так же как и эмигранты не могут приобщаться Святых Христовых Таин, приезжая на родину.
«Утешайте, утешайте народ Мой!» — говорил через пророка Господь. Людям сейчас так нужно утешение, настоящая духовная радость. Если объединение произойдет, то это будет праздником для всех нас, мы тогда переживем пасхальную радость, выраженную словами: «Радостью друг друга обымем, Рцем: «Братия!» Мы тогда сможем пережить в полноте чувство победы над разделением, победы Любви над миром сим.
http://rusk.ru/st.php?idar=110899
Страницы: | 1 | |