Русская линия | Матвей Славко | 05.12.2006 |
Коровин первым из русских художников стал писать картины в свободной импрессионистической манере. Французский импрессионизм он соединил с широтой русской души. Сделал он это столь артистично, что от его полотен буквально невозможно отвести ликующего взгляда. Его творчество оказало огромное влияние на искусство. По словам современников: «Коровин не Париж делает объектом изображения, а свое ощущение делает Парижем». Сегодня его картины пользуются все большим спросом и у частных коллекционеров. В частности, картина «Мастерская художника в Гурзуфе» на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в апреле 2006 г. была выставлена со стартовой ценой в 400−600 тыс. долларов.
Родился Константин Алексеевич Коровин 23 ноября (6 декабря) 1861 года в московской старообрядческой состоятельной купеческой семье. Четырнадцати лет поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где уже учится живописи его старший брат Сергей, впоследствии известный художник-реалист. К этому времени их семья разорилась. «Мне пришлось сильно нуждаться, — вспоминал Константин Коровин о годах учебы, — уже пятнадцати лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб».
После двух лет обучения, представив написанные во время каникул пейзажи, Коровин перешел на отделение живописи, где его преподавателем стал А.К. Саврасов, уделявший большое внимание этюдам с натуры и учивший своих воспитанников видеть красоту русской природы. Позднее Коровин вспоминал наставления Саврасова: «Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте…»
Под влиянием Саврасова рано сказалось тяготение Константина Коровина к пейзажу. В картинах «Село» (1878, Харьковский областной художественный музей), «Ранняя весна» (1870-е, ГТГ), «Мостик» (1880-е, ГТГ) внимательное наблюдение природы сочетается с непосредственным ее восприятием.
Чтобы завершить образование, Коровин поступил в Петербурге в Академию художеств, но через три месяца ушел оттуда, разочарованный устаревшими методами преподавания.
Возвратившись в Москву, в последние годы пребывания в училище занимался у В.Д. Поленова.
Известность молодому художнику принес «Портрет хористки» (1883 ГТГ), написанный на пленере. Лицо женщины, ее платье, шляпка залиты мягким рассеянным светом; по ним скользят отсветы, падающие от зелени деревьев. Широкая, свободная живопись, сияющие краски — все это сделало портрет большим достижением русской живописи. И написан он на пять лет раньше «Девочки с персиками» и «Девушки, освещенной солнцем» В.А. Серова.
В. Поленов познакомил Коровина с Абрамцевским кружком, объединившим ряд деятелей русской культуры вокруг известного московского мецената С.И. Мамонтова. В кружок входили братья А.М. и В.М. Васнецовы, И.Е. Репин, В.Д. и Е.Д. Поленовы, М.М. Антокольский, И.С. Остроухов и другие. Характерное для Абрамцевского кружка увлечение русскими темами представлено в творчестве Коровина картиной «Северная идиллия» (1886, ГТГ). Фольклорное начало и плавная ритмика композиции этой картины заставляют вспомнить работы В.М. Васнецова, творчество которого Коровин высоко ценил.
В 1885 С.И. Мамонтов создал частную оперу, и Константин Коровин оформил «Аиду» Дж. Верди, а в следующем сезоне — «Лакме» Л. Делиба и «Кармен» Ж. Визе.
На деньги, заработанные в театре, Коровин отправился во Францию и Испанию.
В лучших портретных работах Коровина показано слияние человека с природой, когда привлекательность человека и красота природы дополняют друг друга. Большую роль в творчестве художника сыграли поездки на Русский Север в 1888 и в 1984 (вместе с В.А. Серовым). Вторая была связана с постройкой Северной железной дороги. Красоту северных мест запечатлел Коровин в большом количестве замечательных по колориту пейзажей: «Ручей святого Трифона в Печенеге», «Гаммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег» (все в ГТГ) и др. Многие из них построены на тончайшей разработке оттенков серого цвета.
По материалам поездки Коровин оформил павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту на Всероссийской выставке в 1896 в Нижнем Новгороде. Павильон привлек всеобщее внимание своим убранством, и Коровин был назначен руководителем художественного оформления русских павильонов на Всемирной выставке 1900 в Париже. Грандиозность поставленной задачи позволила ему в полной мере раскрыть свое дарование. Он написал несколько больших декоративных панно для Кустарного павильона (его еще называли «Русской деревней») и получил одиннадцать наград, в том числе и две золотые, а французское правительство наградило его даже орденом Почетного легиона. К художнику пришли мировое признание и слава, его произведения стали экспонироваться во многих городах Европы.
С начала XX в. Коровин все больше внимания стал уделять театру. Переход из частной оперы Мамонтова на казенную сцену в Мариинский театр в Петербурге способствовал претворению замыслов художника в более широких масштабах. Его оформление спектаклей произвело переворот в театрально-декорационном искусстве. Вместо традиционного убранства сцены, определявшего лишь место действия, Коровин создавал «декорации настроения». Коровин делал декорации к драматическим постановкам К. Станиславского, но наибольшим успехом пользовались его работы по оформлению опер и балетов. Особенно проявилось мастерство художника в оформлении спектаклей «Фауст» (1899), «Конек-горбунок» (1901), «Садко» (1906). Красочные костюмы, декорации Коровина усиливали художественную выразительность спектаклей.
Колорист по природе, Коровин в театральных работах, как и в станковой живописи, главным выразительным средством сделал цвет. «Краски и форма в своих сочетаниях дают гармонию красоты… - писал Коровин. — Краски могут быть праздником глаза… Глаза говорят Вашей душе — радость, наслаждение… Краски, аккорды цветов, форм — вот эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы».
В 1900-х у Константина Коровина проявился большой интерес к ночным и вечерним пейзажам Парижа со сверкающими огнями реклам и мелькающими экипажами.
Тогда он был очарован достижениями импрессионистов, и мастерски фиксировал впечатления от многокрасочной, яркой, переменчивой жизни большого города. В вечерних сумерках или в утренней дымке цвет теряет свою конкретность, переходит в систему вибрирующих пятен, предметы утрачивают четкость контуров.
Увлечение работой для театра сказалось в станковой живописи. С 1910-х усилилась красочность полотен Коровина, появились размашистость, свобода живописной манеры. Артистизм художника достиг вершины. Это хорошо видно в картинах «Пристань в Гурзуфе» (1914, ГРМ) и «Базар» (1916, ГРМ). Тогда он писал много натюрмортов, замечательных осязаемостью, конкретностью предметов, не растворяющихся в виртуозной широте письма.
«Необычайно эмоциональный, — написал о Константине Коровине его ученик Б. Иогансон, — нетерпеливый к действию, он легко загорался перед всем, что занимало его живописный взор — весенние проталины у берегов Истры, девушка в белом платье у ветки сирени, розы, осветленные солнцем, на фоне синего моря, провинциальная улочка захолустного города, Венеция или Ташкент, Архангельск… или ночные огни Парижа… Во всем он находил поэзию правды живописи… Его радостью был увлекательный процесс сражения с натурой, когда на холсте возникает живое, творится вторая жизнь, обогащенная поэтическим чувством художника».
На протяжении всего творческого пути Коровин выставлялся на выставках передвижников, «Мира искусства» «Союза 36», Союза русских художников (в этом объединении Коровин играл ведущую роль). С 1901 Коровин преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Во время Первой мировой войны К. Коровин стал консультантом по маскировке в штабе одной из русских армий. Несмотря на тяжелое состояние здоровья (давнее нервное заболевание, болезнь сердца), бывал на передовых позициях.
После 1917 года он занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовывал аукционы и выставки в пользу вышедших на свободу политических заключенных. Продолжал работать и в театре, оформил ряд постановок: «Валькирия» и «Зигфрид» Р. Вагнера, балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского (1918−1920).
Кисти Коровина принадлежит самый лучший портрет русского певца Ф.И. Шаляпина (1911), который был его другом. Шаляпин, человек широкой натуры, был одержим всяческими экстравагантными начинаниями. В частности, построить резиденцию на острове неподалеку от Гурзуфа и поставить там пушку, чтобы стрелять по журналистам, оседавшим его. От дорогостоящей авантюры певца отговорил Коровин. Этих замечательных друзей увековечили в бронзе — так они и сидят перед входом в дачу-музей К. Коровина в Гурзуфе (см. фото).
Коровин также известен и как незаурядный литератор и автор мемуарных очерков. Обладая даром прекрасного рассказчика, художник с глубокой признательностью вспоминал о своих друзьях и учителях: Алексее Саврасове, Василии Поленове, Исааке Левитане, Михаиле Врубеле, Валентине Серове. С 1929 по 1939 Коровин опубликовал 360 очерков, рассказов, сказок, книгу о Шаляпине.
«Чудесно умел рассказывать Шаляпин — писал А.Н. Бенуа, — и нельзя было не заслушаться Федора, но из этих двух я все же предпочитал Коровина… У Коровина быль и небылица сплетались в чудесную неразрывную ткань, и его слушатели не столько „любовались талантом“ рассказчика, сколько поддавались какому-то гипнозу… все это покрывалось каким-то наваждением…»
Бабушка Коровина — Е.И. Волкова — видела Пушкина и рассказывала внукам о нем, неизменно подчеркивая — «это был самый умный человек в России». О причинах обращения к литературному жанру сам Коровин высказался в 1934 году: «Был я болен, живописью заниматься не мог, лежал в постели. И стал писать пером — рассказы. Закрывая глаза, я видел Россию, ее дивную природу, людей русских, любимых мною друзей, чудаков, добрых и так себе — со всячинкой, которых любил…» Свои сочинения художник называл «рассказами о любви к людям».
По совету Луначарского, шестидесятилетний Коровин, неизлечимо больной и имеющий на попечении сына-инвалида, улучшить здоровье которого могли только в парижских клиниках, переехал в Париж. Здесь же должна была состояться выставка его работ. Но картины похитили, и художник остался без средств. Он вынужден был соглашаться на любую работу. При таких обстоятельствах заключаются кабальные договоры, в короткий срок за незначительную плату Коровин пишет сорок картин, изготовляет «сувениры» — бесчисленные «русские зимы», «бульвары Парижа». Как проявление интереса к русской музыке, к родной национальной культуре воспринимается оформление им оперы «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова для Туринского оперного театра. В последние годы жизни он плодотворно работал в крупнейших театрах Европы, Америки, Азии и Австралии.
Умер Константин Коровин 11 сентября 1939 года.
Большим собранием работ художника располагает Государственный Русский музей.
О творчестве Коровина прекрасно сказал художник К.Ф. Юон: «Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира».
http://rusk.ru/st.php?idar=110885
|