Русская линия | Георгий Росов | 04.12.2006 |
Старею? Глупею? А может, и то, и другое, да еще что-то мне неведомое. Все ж приятно листать страницы потертого дневника. Вместе с запахом засушенного на страницах цветка вновь ощущаю далекое лето.
Санкт-Петербург. Театральный институт. Распределение: город Гродно, и я совершаю творческий подвиг во имя искусства, завершившийся весьма логично, — обретением жены. Но пока семейные узы не усмирили темпераментного нрава моего, в плане под номером один стояло благородное и высокодуховное ухаживание за своей будущей женой. Дискотеки и кафе для этого не годились, потому что в огромных глазах моей возлюбленной отражалась глубина синего неба, а не ядовитая фц стробоскопа.
В двадцать с небольшим я уже мог представлять себя православным; знал несколько молитв наизусть, Символ веры, читал немного на славянском и четыре раза в месяц посещал храм. Этого опыта мне хватило для того, чтобы взять на себя ответственность не только проводника-экскурсовода, но и проводника в вопросах веры. Конечно, я блистал, потрясая свою спутницу «глубиной» познаний старожила, проведшего в Гродно полгода. А она тихо и с любопытством внимала рассказам, иногда отвлекая вопросами об «имидже» православной женщины.
— Как я сегодня? Ничего не заметил? — спросила она хитровато, и повернулась ко мне, широко раскрыв глаза.
— Как всегда светишься — ответил я искренне и заметил, что моя девятнадцатилетняя спутница отказалась на сей раз от «живописи» на собственном, и без того прекрасном лице.
— Класс, слушай, класс! — повторил я, вступая в борьбу с проглоченным языком — так она была хороша.
После непродолжительного «э-э-э…» я нашел точку опоры и увлек свою туристическую группу из одного человека за собой и за многообещающим вступлением.
— Сегодня мы посмотрим один из выдающихся памятников архитектуры древнего Гродно. Время действия — XII век. Это Борисоглебская церковь на Замковой горе. Здание относится к шестистолпным, трехапсидным храмам крестовокупольной системы, благодаря…
— Погоди, слишком много умных слов — остановила она поток речи, выдававшей мое высшее художественное образование.
Пока мы подбирались к храму поближе, я поведал популярно-доходчиво некоторые эпизоды из истории Гродно.
— Город этот упоминается еще аж в Ипатьевской летописи с тысяча сто — какого-то года. Между прочим, это самый западный форпост русского государства того времени. Эти земли входили в состав Великого княжества Литовского, а потом Речи Посполитой, это поляки, — пояснил я запросто.
— А в конце тысяча семисотых Гродно переходит к Российской империи. Ну, и как ты понимаешь, от Наполеона мы его освободили в двенадцатом. Кажется, зимой дело было.
Далее я перешел на художественную речь и повел рассказ о том, как художники восторгались формами Борисоглебского, в народе — Коложского — храма, как вдохновленные поэты и писатели посвящали ему строки.
— Шутка ли, восемь веков! — завершил я восклицанием и в ожидании изумленного взгляда своей спутницы эффектно крутанулся на каблуке. Напротив, взгляд ее был полон недоумения.
— А где купола, как положено, золотые? И цвет непривычный… Она что, не православная?
— Да нет же! Ты внимательней смотри — кинулся я на защиту храма. Здесь и татары, и поляки, и пожары и прочая напасть… А в тысяча восемьсот пятьдесят третьем году вообще берег размыло, пошла трещина и часть стены обвалилась в Неман. Еле спасли иконостас. Это ж XII век! Это ж образец древнерусского зодчества! Самостоятельная архитектурная школа!
— Понимаю — протянула моя спутница, и я, выдохнув воздух, вытер лоб, словно это была победа над варварскими ордами.
— Заметь — продолжил я уже спокойно, — здесь использовались местные строительные материалы. Глянь, какая инкрустация на стенах. Смотри, смотри — словно драгоценными камнями выложено. А подойти ближе — это просто полированные разноцветные камни, майолика…
Мы подошли к храму. Захотелось коснуться, шершавых, кажущихся теплыми, стен.
— Это особый материал — ответил я на незаданный вопрос, — плитняковый кирпич, плинфа называется, — завершил я пояснения и провел рукой по стене, разглядывая трещины и ямочки кладки. А здесь в стенах вмурованы кувшины-голосники; и постройка легче, и звук внутри громче.
— Иди, иди сюда, — затараторил я, — смотри, видишь, на стене выложен крест из цветных камней с ромбиками по краям. Три ромба над крестом — это Святую Троицу означает, два снизу — это Ветхий и Новый Завет или две природы Христа, а по паре ромбов слева и справа от креста — это четыре Евангелия. Кстати, именно это майоликовое изображение легло в основу герба Гродненской епархии.
— Ну, что? Пойдем туда? — спросил я и, выдержав паузу, указал рукой на храм, — только тихонько: служба идет.
Я решительно взял свою любознательную спутницу за руку и, чувствуя некую пружину в движениях, потянул ее к входу. Чего и следовало ожидать, дверь предательски скрипнула, лишь мы переступили порог. Шла служба. Этого жалобного писка хватило на то, чтобы, как по команде, повернуть головы всех прихожан в нашу сторону. Я виновато покивал головой, обозначив извинение, чем возвратил прихожан в прежнее положение. Это были неизбежные бабушки; пять, семь — не больше. Светлые платочки, платья в немыслимых узорах и теплые душегрейки, несмотря на лето за окном. Свет, наполнявший храм через верхние окна, наполненный голубой дымкой, обрисовывал сдобные силуэты бабулек и комкал пухлые тени на каменном, холодном полу. Взгляд мой пробежал по стенам храма, зацепился за разнобойные подсвечники, нырнул пугливо в сторону алтаря и вновь уперся в бабушек.
— Хадите сюды, детки, — сказала ласково, по-родственному, стоящая ближе к нам прихожанка и вдруг постелила перед нами два круглых коврика с диковинными ромбиками. Я оцепенел и готов был провалиться. Но земля не уходила из-под ног, и я остался с вопросом «что делать?». В голове завертелись картинки; орлец, патриарх, секта, старообрядцы, венчание. Я ощутил тяжкий крест «знатока православия», тем более что любимая вопросительно поглядывала на меня. Наконец я решился, приняв поистине мудрое решение: встал носочками на коврик, чтоб и нашим и вашим и, если, что не правильно — так это случайно. Примеру последовала и моя зазноба. Хор молчал, батюшка в алтаре молчал, все молчало, от чего зависла невыносимая пауза. Но, наконец, спасительное «паки и паки»! Я тут же принялся креститься широкими движениями и отвешивать поклоны, но едкая мысль не давала покоя, заставляя вновь коситься на эти круглые, узорчатые коврики. Мало-помалу, к концу службы я почти сладил с волнением, несмело подпевая хору знакомые слова. Вдруг моя спутница, потянув меня за руку, прошептала: «На коврики ногами надо становиться, чтоб не замерзнуть. Пол холодный». Вместе с этим открытием рухнул мой авторитет знатока Таинств и обрядов. Оказывается, это была обыкновенная забота, привычная для всеуспевающих бабулек.
Запели «Великого Господина…», и народ шелохнулся под благословение. Но тут опять смущение — то, что привычно для города на Неве, не уместно для города на Немане. Бабульки сгрудились, и, вопросительно поглядывая на меня, не двигались с места. Та, что стелила коврики, пояснила: «Мушчыны упярод идуть, а мы ужо тады». Я решительно двинулся к батюшке, на ходу склоняя голову, а за спиной слышал ласковое урчание белорусской речи — как речка по камушкам: «Кали моладь у церкву ходить, тады усе добра будеть».
Сейчас я уже взрослый дяденька, серьезный.
Правда, слишком серьезным с нашими пятерыми сорванцами стать невозможно, и это к лучшему.
— А помнишь, в Гродно, когда мы ходили в храм? Чудной такой, особенный?
— Помню, конечно. С инкрустацией. Кресты из цветного камня.
— А коврики?
-……
— Я в тот день сказал, что люблю тебя.
— Нет, я первая.
— Да, нет же — я принял мужское решение. Слушай, а может, в этом году еще одно решение, — махнем туда своим ходом!
г. Санкт-Петербург
10.06.2005
http://rusk.ru/st.php?idar=110881
Страницы: | 1 | |