Русская линия | 01.12.2006 |
Понятна нам и личная сердечная приязнь нашего Патриарха к этой теме. Приведем его собственные слова: «Мои родители, Михаил Александрович Ридигер, уроженец Петербурга, потомственный дворянин, и мама — Елена Иосифовна Писарева, тоже дворянка, дочь полковника царской армии из Ревеля, его расстреляли большевики. Наш род дал России знаменитых военачальников и юристов. Среди них, например, герой Отечественной войны 1812 г. генерал-адъютант граф Федор Васильевич Ридигер, имя которого было увековечено на одной из памятных досок в храме Христа Спасителя. После 1917 г. отец со своими родителями, братьями и сестрами оказался в эмиграции в Эстонии. Здесь и сочетались браком мои родители. Я у них единственный сын. У нас была очень дружная семья, которую объединяли не только узы кровного родства, но и сердечная душевная дружба. Но главное — всех нас связывал особый дух православной церковности, когда жизнь неотделима от храма Божия и сама семья становится, говоря словами апостола Павла, «домашней церковью».
Род Ридигеров, давший России, кроме военачальников, юристов, мучеников, и, как теперь видим, и Патриарха Московского и всея Руси, как в капле отражает духовную историю нашего Отечества. В частном, отдельном пантеоне этого рода стоят в одном строю ратники и священнослужители.
И в замечательный список Собора святых Эстонской земли включены и праведники, подвизавшиеся в семь столетий назад, и священномученики советских времен нашей истории. В одном ряду они стоят вместе, эти духовные Христовы воины — ратные защитители нашей веры, ходатаи за Землю Русскую пред Престолом Божиим.
Станислав Минаков
СОБОР СВЯТЫХ ЗЕМЛИ ЭСТОНСКОЙ:
Святой благоверный князь АЛЕКСАНДР Невский — XIII век; Священномученик ИСИДОР Юрьевский и с ним 72 пострадавшие — 1472; Преподобные ИОНА и ВАССА Псково-Печерские — XV век; Преподобный СЕРАПИОН Псковский, Спасо-Елеазаровский — 1482; Преподобномученик КОРНИЛИЙ Псково-Печерский — 1570; Святитель АРСЕНИЙ (Мацеевич), Митрополит Ростовский — 1772; Праведный ИОАНН Кронштадтский — 1908; Священномученик ИОАНН (Кочуров) — 1917; Священномученик ДИМИТРИЙ (Чистосердов); Священномученик АЛЕКСАНДР (Волков); Священномученики Ивангородские — 1918; Священномученик СЕРГИЙ (Флоринский) Раквереский — 1918; Священномученики ПЛАТОН (Кульбуш), Епископ Ревельский, МИХАИЛ (Блейве) и НИКОЛАЙ (Бежаницкий) — 1919; Священномученик АГАФАНГЕЛ (Преображенский), Митрополит Ярославский — 1923; Священномученик КАРП (Эльб) — 1937.
Тропарь, глас 4: Днесь ликует Церковь Эстонская, / ветвь плодоносна древа Российския церкве сущи / и, яко плоды красны, Христу приносящи, / святыя своя прославляет. / Тех молитвами, Господи, Православие в земли Балтийстей сохрани, / паству от расколов и междоусобия избави / и всем христолюбивым людем / даруй велию милость.
Кондак, глас 8: Днесь святии земли Эстонския предстоят Богу / и усердно за ны Ему молятся, / Ангели славословят с ними, / и вси святии Церкве Российския им спразднуют, / о нас молят вси купно с Богородицею Превечнаго Бога.
Молитва ко всем святым земли Эстонския: О всеблажении и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Эстонскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставльшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовни воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.
Близок день почитания святого благоверного князя Александра Невского (6 декабря по нов. ст.) а сегодня, в меру сил, расскажем о двух именах из Собора Эстонских святых, тем самым перебросим мосток из древности в почти что наши дни.
Священномученик ИСИДОР пресвитер и с ним 72 мученика, в Юрьеве Лифляндском за Православие пострадавшие
Священномученик Исидор служил священником Никольского храма в городе Юрьеве (впоследствии Дерпт, ныне Тарту в Эстонии). По договору, заключенному в 1463 году между Московским великим князем Иоанном III и великим магистром Ливонского ордена, ливонские рыцари обязывались оказывать всяческое покровительство православным верующим в Дерпте. Однако, нарушив договор, немецкие католики стали сильно притеснять верующих и склонять их к принятию католичества.
Священник Исидор в своих словах мужественно встал на защиту Православия, призывая паству хранить каноническую верность Московскому митрополиту. Городской старейшина немцев Юрий по прозвищу Трясиголова (Фелингузен) пожаловался Дерптскому католическому епископу на то, что якобы слышал хулу священника Исидора на веру католическую.
В праздник Крещения Господня, 6 января 1472 года, священник Исидор совершал великое водоосвящение на реке Омовже (ныне Эмайыги). Он увещевал паству достойно блюсти отеческую веру, быть готовыми умереть за нее.
Посланные разгневанным епископом стражники арестовали Исидора и его прихожан, заключив их в городской ратуше. На суде у епископа их жестоко пытали и принуждали отречься от православия. Священномученик Исидор и его паства отказались подчиниться насильникам, и были брошены в темницу, где священномученик проповедью и молитвами укреплял дух своих прихожан. Готовясь к кончине, он приобщил себя и бывших с ним исповедников запасными Святыми Дарами.
Утром следующего дня, 8 января (по старому стилю), они снова предстали перед судом в городской ратуше Дерпта. Католический епископ вновь пытался склонить их к принятию католичества, но православные ответили: «Не можешь ты отклонить нас от истинной веры христианской; твори с нами, что хочешь; вот мы пред тобой и повторяем тебе то же что и прежде». Потом судьи стали спрашивать каждого русского, не хочет ли он перейти в католическую веру, и все отвечали «нет». Тогда Дерптский епископ, распалившись яростью, велел бросить всех в реку Омовжу, а святого Исидора, облекши в иерейские (священнические) одежды, бросить в саму Иордань, где он освящал воду в день Богоявления. Так поступили со всеми 72 прихожанами, среди которых были женщины и малолетние дети. Рыцарь, стоявший возле проруби, взял из рук матери ее ребенка. Когда ребенок увидел, как его мать скрылась в проруби вслед за всеми православными, он начал кричать, рваться из рук рыцаря и колотить его по лицу. Едва рыцарь выпустил мальчика, как он побежал к проруби и бросился в нее вслед за матерью. Мальчик стал 73-м православным, погибшим в этот день.
Весной, после вскрытия реки, нетленные тела святых мучеников и среди них тело священномученика Исидора в полном облачении были найдены проезжавшими русскими купцами на берегу в трех верстах от Дерпта.
Православные верующие с честью погребли святых мучеников при Никольском храме Дерпта. Данное событие было подробно описано иноком Псково-Печерского монастыря Варлаамом.
Тропарь Исидору, пресвитеру, и иже с ним 72-м в Юрьеве Лифляндском пострадавшим, глас 2: Страстотерпцы Господни блаженнии, / Православную веру Христову со дерзновением проповедасте / и на судищи учения врагов неправая обличисте, / того ради и ввержени бысте, святии, / во глубину речную, / души же ваша вселишася в Небесныя кровы, / идеже со святыми предстояще Престолу Царя всех Бога, / молитеся Ему за вся православныя люди, / подвиги ваша честно почитающия.
Священномученик КАРП (Эльб)
Священномученик Карп родился 5 февраля 1869 года в деревне Оло Феллинского уезда Лифляндской губернии. Происходил он из крестьянской семьи, но по стопам своего отца не пошел, а нашел свое первое призвание в педагогической деятельности. Любовь к Церкви Христовой и любовь к детям — вот те две черты, которые во многом определили первоначально его жизненный путь.
Отец Карп получил приглашение от настоятеля эстонского прихода С.-Петербурга священника Павла Петровича Кульбуша (будущего священномученика Платона, епископа Ревельского) занять открывшуюся штатную должность диакона. Отец Павел, благочинный эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии, был человеком весьма разборчивым и избирательным в вопросе подбора церковных кадров, и тот факт, что пюхтицкий диакон, не имевший духовного образования, был определен в столичный приход, лишний раз говорил о незаурядных качествах отца Карпа Эльба.
Несмотря на то, что в то время в Петербурге было немало квалифицированного, образованного духовенства, органы церковной власти сочли необходимым определить его законоучителем сразу в два учебных заведения — во 2-е и 4-е Коломенские женские начальные городские училища. Наряду с этим, диакон-педагог преподает Закон Божий в эстонской церковно-приходской двухклассной школе. Впоследствии, в 1914 году, его приглашают быть законоучителем в образцовый приют барона А.А. Штиглица, который обучал около 200 петербургских мальчиков и девочек из малообеспеченных семей. Таким образом, в бытность свою в Петербурге диакон Карп преподавал одновременно в четырех учебных заведениях столицы, причем в двух из них — в приюте и в эстонской школе — обучал безвозмездно.
Его педагогическая деятельность неоднократно была отмечена правительственными наградами. 13 февраля 1902 года он был награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте, 6 мая 1904 года за отлично-усердную службу преподано ему было благословение Святейшего Синода с выдачей установленной грамоты, а в мае 1911 года отец Карп за труды на поприще народного просвещения был представлен к ордену св. Анны третьей степени.
С 25 февраля 1903 года он состоял членом и делопроизводителем комиссии по построению Исидоровской церкви. Зачастую, в силу обстоятельств, он оставался фактически главным распорядителем всех строительных работ. Во время длительных отлучек настоятеля отца Павла Кульбуша диакон Карп являлся доверенным лицом последнего и нес полноту ответственности за возведение здания храма и церковного дома при нем. Уезжая из города, настоятель целиком и полностью полагался на исполнительность, расторопность и трудолюбие своего диакона, не сомневаясь в том, что он справится лучше других с возникающими проблемами.
Между тем, приближался 1917 год, до неузнаваемости изуродовавший жизнь России — величайшей державы мира. В этом году православный эстонский приход в Петрограде остался без настоятеля. Прот. Павел Кульбуш — славный основатель, строитель храма и первый его незабвенный настоятель — по рукоположении его 31 декабря в сан епископа отбыл в Эстонию, на новое место своего служения. За день до этого события, 30 декабря, состоялось собрание прихода Исидоровской церкви, на котором было принято решение просить Петроградского митрополита Вениамина (Казанского) рукоположить диакона Карпа Эльба во иереи с оставлением его в Исидоровской церкви вторым священником. 8 января диакон Карп Эльб был рукоположен священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским, во пресвитера. Наступал новый этап в жизни о. Карпа — период пастырских трудов, который продлился без малого двадцать лет и завершился мученической кончиной.
Он стал пастырем в 1918 году, когда служение в Церкви не сулило ни материальных выгод, ни почестей, ни благоустроенной жизни. Впереди его ждало медленное, растянувшееся на 20 лет, сдавливание тисками безбожного режима, завершившееся в конечном итоге расстрелом.
Послереволюционный период жизни Исидоровского прихода, как и многих приходов Русской Церкви, покрыт покровом неизвестности.
Остались все же скупые, но многозначительные отметки, по которым до некоторой степени можно воссоздать облик духовенства Исидоровской церкви в послереволюционные годы. Прежде всего следует отметить, что Исидоровский приход был одним из немногих приходов города, не уклонившимся в обновленчество. Также священники эстонской церкви не сочли возможным перейти на новый стиль после известного указа св. Патриарха Тихона о реформе богослужебного времени. При этом свящ. Карпу Эльбу и прот. Александру Пакляру — настоятелю храма — никогда не приходило в голову выйти из послушания правящему архиерею. Не было в них ни слабодушия, ни трусости. Как и многие другие, они посчитали, что церковная политика митр. Сергия, хоть и является вынужденной и унизительной уступкой богоборческой власти, но не посягает на чистоту догматов Православной веры. Самым, пожалуй, убедительным свидетельством верности и глубочайшей преданности Истине свящ. К. Эльба является протокол допроса, который вообще можно считать редчайшим памятником исповедничества и мученичества того времени.
«Вопрос: Вы арестованы по обвинению в ведении контрреволюционной пропаганды. Дайте показания. Ответ: Никакой контрреволюционной пропаганды я не вел. Вопрос: Вы говорите неправду. Следствие располагает данными, изобличающими вас в контрреволюционной пропаганде. Ответ: Подтверждаю свой первый ответ, что никакой контрреволюционной пропаганды я не вел. Вопрос: Следствием установлено, что вы по вопросу о положении Церкви в СССР вели агитацию, что сов. власть является гонительницей Церкви. Ответ: Подобной пропаганды я не вел. Вопрос: Признаете ли себя виновным, что вы допускали оскорбительные выпады против сов. власти, называя таковую кучкой разбойников? Ответ: Виновным себя не признаю, подобных слов я не говорил. Вопрос: Следствию известно, что вы вели контрреволюционную клевету по вопросу о материальном положении рабочих и крестьян, высказываясь, что как рабочие, так и крестьяне стонут от недостатков, живя в нуждах. Ответ: Подобных высказываний я не говорил. Вопрос: Следствием установлено, что вы вели контрреволюционную пропаганду, что СССР оказывает помощь самолетами республике Испании. Ответ: Этого я не говорил. Вопрос: Признаете ли себя виновным, что вы распускали контрреволюционную клевету о преследовании ни в чем не повинных людей в связи с годовщиной смерти Кирова? Ответ: Не признаю себя виновным, подобной контрреволюционной клеветы я не вел. Вопрос: Следствию известно, что вы вели контрреволюционную пораженческую пропаганду в связи с изменой Тухачевского и др. предателей. Ответ: Контрреволюционной пораженческой пропаганды я не вел. Вопрос: Следствие подтверждает свое обвинение по всем вопросам и требует дачи искренних показаний. Ответ: Подтверждаю, что я говорю искренне и чистосердечно».
Вероятно, отец Карп внутренним чутьем догадывался, что стоит ему только хоть на миг согласиться со следователем — и натасканный во лжи сотрудник ГПУ, перефразировав его слова и вывернув их наизнанку, тут же припишет к показанию и то, чего никогда он не говорил. Вовлекаться в беседу с умом, озадаченным единственной целью погубить как можно большее количество людей, отцу Карпу было недопустимо.
Первый допрос оказался и последним. 24 сентября 1937 года приговор тройки УНКВД по Ленинградской области о вынесении протоиерею Карпу Эльбу высшей меры наказания был приведен в исполнение.
Тропарь священномученику Карпу (Эльбу), пресвитеру Петербургскому, глас 4: Простотою и незлобием просветися житие твое,/ утверди бо тя Христос Бог на камени заповедий Своих./ Сего ради во дни смуты правоверие сохранил еси/ и в мучении мужество обрел еси,/ терпением душу свою стяжав,/ священномучениче Карпе,/ во Царствии Небеснем со всеми святыми водворяешися.
http://rusk.ru/st.php?idar=110874
|