Седмицa.Ru | 30.11.2006 |
История Калмыкии
В приволжских степях предки современных калмыков — ойраты — появились в начале XVII века. Это был кочевой народ, чьей родиной была Джунгария на северо-западе Китая.
До революции они жили в юртах, разводили верблюдов, коней и овец, выделывали кожи. Города им были неведомы, калмыцкие деревни назывались улусами. Быт был устоявшийся, кочевой — со своими нормами и правилами. Главой семьи был мужчина, женщина занималась домашним хозяйством и воспитывала детей. Калмыки поклонялись Будде.
Советская власть в первую очередь решила сделать народ осёдлым — прикрепить к земле. Здесь, как и везде в стране, началось колхозное строительство. Вот кадры из хроники тех лет, где председатель собрания вручает символический Акт о передаче земли колхозу. Вряд ли кто из присутствующих вообще понимал смысл происходящего.
Важнейшим шагом стало развернувшееся с 1927 года строительство столицы Элисты. Город строился в типичных советских традициях с обязательными административными зданиями, Дворцом культуры и центральной площадью. Поскольку предполагалось развивать промышленность, то население было, в основном, русское.
В праздники калмыков специально привозили в столицу из различных улусов. С удивлёнными лицами они смотрели на диковинные формы жизни, которые никак не соотносились с заветами предков и национальной традицией. Обязательным ритуалом этих праздников становится исполнение национальной музыки, песен и плясок.
В середине 1930-х годов массово открываются кружки ликбеза, на которых учат не только грамотности, но и элементарным начаткам советского быта. Характерно, что в этих кинокадрах вы не найдёте ни одного, который бы запечатлел коренные буддистские обряды калмыков.
Во время войны немцы захватили Калмыкию зимой 1942 года. В 1943-м, посчитав калмыков изменниками, Сталин распорядился весь народ переселить в Сибирь. Элиста была переименована в город Степной. И только в 1950-е годы людям разрешили вернуться на родину, Республика Калмыкия была восстановлена, а городу возвращено его первоначальное название.
Ведущий — священник Алексий Уминский: — Православие в калмыцкой степи прошло немалый путь. Первые письменные источники о крещении калмыков относятся еще к XVII веку. Несмотря на столь значительную историю, сама Калмыцкая епархия образована совсем недавно. Она была создана указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в октябре 1995 года. Её возглавил епископ Зосима. Сегодня он гость нашей программы. Но в начале поговорим о том, как калмыки познакомились со Святым Православием.
В старину существовала поговорка: монастырь без книг — все равно, что крепость без арсенала. Переписка рукописей, составление летописей считалось не только обязательным, но и почетным занятием духовенства и монашества, поэтому в наставлении монаха-переписчика были такие слова: «Чудесное занятие — писать священные книги».
Священник Пармен Смирнов начал переводить эти книги на калмыцкий язык в середине XIX века. В Калмыцком республиканском музее сохранились тексты, написанные рукой этого миссионера.
История Православия в Калмыкии
Валентина Бадмаева, научный сотрудник Республиканского краеведческого музея: — Проживая среди калмыков, Пармен Смирнов усвоил их язык и письменность. У меня в руках святая реликвия: три молитвенника, как говорят буддисты, то есть три священных текста, переведенных на тодо бичик.
Тодо бичик — это старокалмыцкая вертикальная письменность, привезенная еще из Джунгарии. На нее и перевел священник Пармен Смирнов основные христианские молитвы, евангельские чтения на воскресные, праздничные, высокоторжественные дни и житие святого Николая Чудотворца. Пармен Смирнов составил также грамматику калмыцкого языка, подготовил русско-калмыцкий словарь и оставил свои путевые записки о жизни и быте этого степного народа.
Валентина Бадмаева, научный сотрудник Республиканского краеведческого музея: — Многие калмыки приняли Крещение. В 1724 году внук Аюки Хана Бакдасай Дорджи принял Христианство. Его восприемником, крестным отцом был царь Петр I.
Об истории Православной миссии в Калмыкии мы можем узнать не только из сохранившихся документов, но и из семейных преданий. Антонина Владимировна — правнучка русского священника Тихона Никитина, а дедом её был калмык, которого священник Тихон спас в степи от смерти.
Антонина Калачинова: — Мальчишка слабенький сидел на дороге. Священник взял и привез его в свою семью. Он мог бы заразиться от этого ребенка. Жена бурчала: «А вдруг он тифозный?» А прадед отвечал: «Ничего, Бог с нами».
Священник Тихон Никитин вылечил мальчика, окрестил его, дав имя Егора, научил его шить обувь (по тем временам это была очень важная профессия) и даже выдал за него свою дочь Елизавету, бабушку Антонины Владимировны.
Антонина Калачинова: — Этот комочек он превратил в нужного для жизни человека.
Екатерине Яковлевне Кийковой 85 лет. Каждую неделю она приходит на кладбище Элисты. Здесь у нее более сорока родных могил и за всеми надо ухаживать.
Екатерина Кийкова: — Я прополола в прошлое воскресенье 7 могил, шесть своих родных и одну Полоусова Григория Прокофьевича.
Вот здесь похоронен Степан Прокофьевич Кийков — прадед Екатерины Яковлевны и основатель Элисты. Вечером семья Кийковых собралась в доме у Екатерины Яковлевны. Все они знают историю своего рода, но рассказать о Степане Прокофьевиче доверили самой младшей — Любе. Ведь от основателя элистинского рода Кийковых её отделяет 8 поколений.
Любовь Лапшина: — В 1861 г. отменили крепостное право, и в 1862 г. в эти степи приехали первые поселенцы. Мой прапрапрадед Кийков Степан Прокофьевич приехал сюда из Воронежской губернии Богучарского уезда…
В Воронежской губернии Степан Прокофьевич служил ямщиком. Был он ровесником Александра Сергеевича Пушкина. Екатерина Яковлевна уверена, что когда поэт путешествовал по югу России, они обязательно встречались.
Екатерина Яковлевна Кийкова: — Я нисколько не сомневаюсь, что он возил Александра Сергеевича Пушкина.
Но эта история все же из области семейных легенд и предположений. А вот как в богоборческое лихолетие стаскивали колокола с Крестовоздвиженского храма, стоявшего на месте церкви, поставленной первыми русскими переселенцами, Екатерина Яковлевна видела своими глазами.
Екатерина Яковлевна Кийкова: — Одни говорили: «Ой, что же вы делаете, душу вынимаете!..» А другие, кто себя все время наперед ставили, кричали: «Что вы их слушаете? Снимайте колокола!» Вот это я хорошо помню.
Но грянула Великая Отечественная война, и вскоре храм в Элисте снова ожил. Где же, как ни в храме, оплакивать погибших, молиться о них и о тех, кто выжил. В 1946 году в Крестовоздвиженском храме произошло чудо: во время чтения акафиста Иоанну Крестителю священник и прихожане в ярком потоке света увидели Иисуса Христа. Он был в священническом облачении, в епитрахили и поручах. В память об этом событии в том же году была написана икона «Явление Иисуса Христа молящимся».
Главный храм Калмыцкой епархии Казанский собор был возведен рядом с Крестовоздвиженской церковью уже в наше время в 1997 году.
Потомки элистинского первопоселенца Степана Прокофьевича Кийкова — его активные прихожане. А Люба даже поёт в церковном хоре.
* * *
Ведущий — священник Алексий Уминский: — Недавно в Москве побывал архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Мы побеседовали с ним в гостиной «Православной энциклопедии».
Здравствуйте, владыка, благословите!
Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима: — Здравствуйте, отец Алексий. Божие благословение всем нам, и видящим нас, и слышащим нас.
Ведущий — священник Алексий Уминский: — Владыка, Вы уже 20 лет служите в Калмыкии, из них 10 — архиереем. Вы приняли архиерейскую хиротонию в самые трудные годы возрождения Православия в нашей стране. А что было самым трудным для Вас в этот период?
Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима: -Самым трудным было практически полное отсутствие церковной жизни, — это я увидел, когда приехал на Калмыцкую землю. Нет хора, нет псаломщика, нет облачений, а есть лишь более чем столетнее деревянное зданьице, продуваемое всеми ветрами, в котором не было даже верхнего освящения и несколько десятков старых бабушек. В те годы поверить в создание целой епархии в Калмыкии и что Его Святейшество приедет сюда, было очень трудно. Но надо было работать, и, слава Богу, сегодня уже существует полнокровная живая епархия и все, что необходимо для нормального богослужения.
Ведущий — священник Алексий Уминский: — Вы служили не только в Калмыкии, но и в Дагестане, и в Чеченской Республике. Скажите, приходилось ли Вам учитывать особенности национального характера?
Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима: — Безусловно, это надо учитывать всегда. Ведь мы живем бок о бок с народами другой веры и культуры, и, прежде всего, надо научиться их уважать, постараться узнать их язык, обычаи, религию, менталитет. Чем успешнее будет проходить усвоение этой информации, тем легче пройдет интеграция в это общество. Вас будут воспринимать как нормального человека без вражды и отторжения.
Ведущий — священник Алексий Уминский: — Владыка, а что Вы можете сказать о калмыцком Православии? Можно ли вообще говорить о таком явлении?
Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима: — Конечно, можно. Калмыцкая степь издревле знакома со Священным Православием. Еще до революции было крещено очень много калмыков, и они сохранили свою веру, но в годы гонений боялись открыто исповедывать Христианство. Сейчас у них есть возможность жить полноценной церковной жизнью. В нашем архиерейском хоре немало калмыков, среди священства и монашества также есть представители этой национальности. Православие в Калмыкии набирает силу, и калмыцкий народ относится к этому процессу с доброжелательным интересом.
Ведущий — священник Алексий Уминский: — На каком языке в Калмыцкой епархии совершаются богослужения?
Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима: — В основном, на церковно-славянском. Несколько лет назад в епархиальном доме мы начали читать на Пасху Святое Евангелие на калмыцком языке. Это произвело, конечно, огромное впечатление на калмыков. А сейчас, в связи с юбилеем вхождения Калмыкии в состав России, мы попытаемся всю Литургию прослужить на калмыцком. Помоги Господи нам осуществить эту задумку! Это очень нелегко, но мы будем стараться.
Ведущий — священник Алексий Уминский: — Кого калмыки почитают особо? Какого святого можно назвать Небесным покровителем Калмыкии?
Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима: — Калмыки почитают всех святых, но традиционно выделяют Николая Угодника и Георгия Победоносца, а в последнее время — и великомученика Пантелеимона. В ночь с 15 на 16 мая 2005 г. перед иконой великомученика у нас чудесным образом зажглась лампада. Я свидетельствую об этом, поскольку был на монашеском вечернем правиле и стоял перед этой иконой, и точно видел, что лампада не горела. В полночь мы все увидели яркий свет. Заходим в храм, а он весь освещен, как будто Фаворским светом, тени нет. Потом свет стал постепенно уходить, а осталась одна горящая лампада перед иконой. Я не знал, к чему это, а в июле того же года приезжаю в Лавру, и владыка Смоленский и Калининградский Кирилл отправляет меня на Афон. Конечно, эта поездка была для меня очень знаковым событием, и я там у иконы великомученика оставил свою панагию. А потом Кирсан Николаевич Илюмжинов побывал на Святой Горе и загорелся желанием построить в центре Элисты новый кафедральный собор в честь великомученика Пантелеимона. Это настоящее чудо!
* * *
Буддизм и Православие
Сегодня в Калмыкии, помимо православных приходов, бурно развиваются буддистские религиозные общины. А ведь еще 20 лет назад на территории республики молельных домов для буддистов не было ни одного. К 1940 году все хурулы в Калмыкии были закрыты, а духовенство репрессировано.
Пик активизации религиозной деятельности пришелся на 1993 год. На телевидении начинают выходить регулярные программы на религиозные темы. Повсеместно в селах и городах, при активном участии властей, строятся хурулы. Юноши из Калмыкии направляются на учебу в буддистские монастыри Бурятии и Индии. В 1995 году в Элисте открывают филиал буддистского института Кармапы.
Лама Лобсанг Тогбе, служитель Золотой Обители Будды Шакья-Муни: — Идет развитие Буддизма. У нас построили новый хурул. Люди тянутся к вере, интересуются буддизмом.
В основе учения Будды лежат четыре благородные истины. Все вокруг есть страдание — говорит первая истина. Источник страдания — желание, говорит вторая. Третья благородная истина утверждает, что с уничтожением желания уничтожается и страдание. А четвертая указывает путь, который ведет к победе над желанием. Большое значение в буддизме придается также состраданию. Основополагающая заповедь Будды призывает «щадить все живое».
Лама Лобсанг Тогбе, служитель Золотой Обители Будды Шакья-Муни: — Не причинение вреда и принесение пользы другим: людям, животным, остальным живым существам.
Во внешнем облике Калмыцкой столицы все больше заметно элементов восточного колорита. В центре города установлена Ротонда с памятником Будды. А визитной карточкой города стал Золотой храм, построенный совсем недавно, в 2005 г. Это самый большой буддийский храм в России и Европе.
* * *
Ведущий — священник Алексий Уминский: — В Калмыкии идет возрождение духовной жизни: и Православия, и буддизма. Не мешает одно другому?
Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима: — Я уже говорил об опыте общения с людьми других национальностей. Когда я приехал в Калмыкию, там не было не только видимых признаков существования Православия, но и буддизма: ни одного хурула, ни одного дацана, вообще ни одного буддийского храма. Поза фарисея здесь была бы неумна и бесполезна. Как только первые ламы из Бурятии стали приезжать на Калмыцкую землю, я понял, что нужно открыть свое сердце и с христианской любовью начать с ними дружественный диалог. Буддисты ответили мне тем же. Между нами нет вражды и недоверия. Они приходят поздравлять нас на Пасху, на Рождество, а наша паства приветствует их. И также ни один буддийский праздник там не обходится без наших поздравлений. Я обязательно посещаю их праздничные службы на Цаган Сар (как наша Пасха) и Зул (как наше Рождество), и буддистские верующие очень приветствуют мое появление. Когда Далай-Лама приезжал в Калмыкию, он дважды бывал у меня в гостях. И я во время посещения Индии дважды встречался с Далай-Ламой. Мы дружественно общались, и это очень полезно. Представляете, какое впечатление на буддистов производят слова Далай-Ламы: «Мой брат Зосима»! Мы и впредь собираемся поддерживать и развивать с буддистами хорошие, добрые отношения. Конечно, нельзя сказать, что мы друг друга гладим по головке. И мы, и буддисты ведем свою миссионерскую работу в СМИ, читаем лекции, но тем ни менее вражды между нами нет.
Ведущий — священник Алексий Уминский: — Какую задачу Вы ставите перед собой как перед правящим архиереем епархии?
Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима: — Я хочу, чтобы наша православная вера была очень почитаема и уважаема на высоком духовном и моральном уровне. Нам это удается, но я хочу, чтобы планка была поставлена еще выше, чтобы Святое Православие на Калмыцкой земле укреплялось, было плодотворным, пользовалось еще большими почетом и уважением.
Ведущий — священник Алексий Уминский: — Спасибо Вам, владыка, за содержательную и очень интересную беседу.
Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима: — Спасибо и Вам.
Ведущий — священник Алексий Уминский: — Россия страна многонациональная. Это и великое достояние, и серьезное испытание. Испытание на прочность. И в Калмыкии как в капле воде отражается вся Россия. Каким будет наше будущее? Во многом это зависит от того, какие семена будут посеяны сегодня.
Приходская жизнь в Калмыкии
Учитель начальных классов Валентина Прохоровна Корнеева стала первым учителем в Калмыкии, преподающим основы православной культуры. Этот предмет она ведет уже с 1991 года.
Валентина Корнеева, учитель школы N20 г. Элисты: — Здесь же заложена и история, и культура, и изобразительное искусство. Это интегрированный предмет, богатейшая сокровищница, которая воспитывает у ребенка чувства добрососедства, понимания, товарищества, любви.
Класс называется славянским, но за партами сидят дети разных национальностей. Знание основ православной культуры поможет им лучше узнать страну, в которой они родились.
В выборе своего жизненного пути отцу Георгию посчастливилось определиться очень рано.
Священник Георгий Котинов: — Православная вера в меня была заложена с детства.
Юрий Котинов стал иереем Георгием. 3 года назад владыка Зосима благословил его окормлять людей, находящихся на излечении в больницах. Именно тогда при Республиканской больнице была открыта первая молельная комната. С тех пор у отца Георгия работы прибавилось. Молельных комнат при больницах уже шесть, и все они в разных частях города.
Священник Георгий Котинов: — Я сам — воспитанник детского дома, и мне пришлось перенести много, по детским понятиям, скорбей и лишений. Когда сам перенесешь хоть малую толику скорби, потом легче взглянуть на человека больного с сочувствием и состраданием, как бы со стороны своей жизни.
Священнику, который служит в лечебных учреждениях, приходится совершать все церковные Таинства, разве что, кроме венчания. Но зачастую и просто доброе слово батюшки, его напутствие очень много значат для страждущих и болящих.
Одна из старейших православных общин в республике — приход в селе Приютное.
Валентина Пшеничная, учитель: — Раньше здесь был красивый храм, но из него сделали клуб. В 10-м классе мы сюда приходили на танцы. Фрески на стенах забеливали, закрашивали, но святые лики все время выходили на поверхность.
Вместо отобранной и поруганной церкви верующим отдали небольшой домик неподалеку. Они перенесли туда иконы и продолжали молиться. В конце 1980-х гг. сельчане стали собирать деньги на восстановление храма. При помощи Президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова в 1995 г. храм был отстроен заново.
Сергей Кривцов, псаломщик: — Наш храм славится по округе. Многие приезжают сюда для того, чтобы именно здесь, в этом храме венчаться, крестить детей.
В Приютненской средней школе настоятель храма отец Александр всегда желанный гость. Здесь 4 года назад был образован Казачий кадетский класс. Учиться здесь почетно: этот класс — структурное подразделение Казачьего войска Калмыкии. У класса даже есть свой духовник.
Храм преподобного Сергия Радонежского в центре Элисты построен в память о тех, кто сохранил свои честь и доблесть до конца. Храм освящен в честь 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Внутри на стенах написаны имена 44 тысяч воинов Калмыкии, которые прилили свою кровь за Россию, начиная с войны 1812 г. и заканчивая последней антитеррористической операцией в Чечне.
Среди почитаемых святынь Калмыкии особое место занимает образ Божией Матери «Неопалимая купина». 17 сентября на праздник иконы ее торжественно выносят из Казанского собора, совершается Крестный ход. Многие прихожане помнят, как осенью 1994 г. икона неожиданно начала издавать тихий звук, похожий на деревянное било или тихое дребезжание стекла.
Игумения Олимпиада (Батищева): — Думали даже, что туда каким-то образом попал шершень, но никого не обнаружили. Тогда стали служить перед ней молебны, и совершались чудеса: все солдаты, которые молились у иконы, возвращались из Чечни живыми. С этого момента многие жители Калмыкии (не только православные, но и буддисты) приходят к иконе и просят Богородицу о помощи. Игумения Олимпиада (Батищева): — Люди говорят, что это большая радость, ведь Матерь Божия Сама присутствует рядом с ними.
* * *
Ведущий — священник Алексий Уминский: — Вот и подошла к концу наша программа. Ее электронную версию можно прочесть на нашем сайте «Седмица.Ru». Здесь же Вы узнаете много интересного о религиозной жизни всего мира. Я прощаюсь с вами. Увидимся через неделю. Всего Вам доброго. Храни Вас Господь!