Русская линия
Нарочницкая.Ru Наталья Нарочницкая29.11.2006 

Н.А.Нарочницкая: «У нации есть не просто территория, у нее есть держава, а у державы есть будущее»
Выступление на молодежном конкурсе в Восточном округе г. Москвы

Н.А.Нарочницкая: Здравствуйте, дорогие мои, любимые соотечественники! Когда видишь в зале малого, молодого, взрослого, старого, мужчину и женщину, образованного и простого, богатого и бедного, понимаешь, что перед тобой та самая масса, которая выстояла и которая способна сказать в мировой истории своё индивидуальное веское слово. Такое слово было сказано нашим народом в момент величайшего испытания, которое когда-либо выпало не его долю. Наверное, у вас иногда поднимается чувство протеста, когда вдруг вы видите на экранах телевизоров, как показывают войну — такое впечатление, что там специально выбрали каких-то плохих людей, которые занимаются какими-то пошлыми и мелкими радостями, подсиживают друг друга. И вы думаете: могли ли такие люди выиграть войну, которая потребовала самого главного — полного самоотречения и готовности к самопожертвованию.

Не стесняйтесь любить своё Отечество, даже когда вам говорят, что оно не достойно того, критикуют его. Критикуют государство — всегда несовершенный и неидеальный политический институт, но есть ещё Отечество. И в тот момент беда случилась не с государством, а с Отечеством. Государство всегда греховно и несовершенно. У многих людей и тогда были претензии к нему, были недовольные революцией, и вот народ оказался на высоте того исторического выбора, который история перед ним поставила. Требовалось отложить в сторону всякие обсуждения и споры по поводу устройства государства, чтобы защитить Отечество. Иначе никакого «потом» не было бы.

Сейчас нам внушают, особенно на Западе, что война была, оказывается, не за жизнь европейских народов, не за то, чтобы француз остался французом, и мог сам выбирать свою историю, чтобы русский остался русским, а латыш — латышом. Говорят, что это была война за американскую демократию, а воевали чуть ли не два одинаково отвратительных тоталитарных монстра. Для чего они это говорят? Для того чтобы сказать, что у нашей страны не было никаких верных идеалов, а мы вечно гонялись за идеалами ложными. Что у нас нет национальной истории. Что, раз то государство было нехорошим, можно подвергнуть сомнению подпись СССР и под Уставом ООН, и под важнейшими, потом уже возникшими, подписанными международно-правовыми документами. В том числе и договоры по вооружению. Вот почему всё это делается.

После Октябрьской революции, вплоть до войны, Советская Россия не была великой державой. Она едва справлялась с тем, что сама сделала с внутренним наследием. Её теснили по всем азимутам все окружающие силы, которые, как стервятники, набросились и смотрели, выдержит ли страна этот эксперимент? Они точно так же и недавно, в 1991 году, тоже смотрели, выдержит ли страна новый эксперимент. И тогда она выдержала, и сейчас выдерживает. Это ли не величие?! Даже когда вам говорят, что ваша мать совершает грехи, только тот — сын, кто, если видит мать оплёванную, осмеянную, покинутую всеми (а такой наша Россия была ещё недавно) не пройдёт мимо, а закроет собой, оградит от поругания. Это был подвиг!

Некоторые говорят, что если бы нас завоевали немцы, мы бы сейчас пили пиво. Когда это в мире завоеватель шёл на войну и сам жертвовал жизнями для того, чтобы приблизить завоёванных к себе, и сделать такими же, как он сам? Никогда! План нацистов предполагал сократить население центральных чернозёмных областей нынешней Украины и Белоруссии аж на 40 миллионов человек! Гитлеровский проект предполагал рабскую участь для всех нас, в том числе — для латышей, эстонцев и литовцев, которые сейчас извращают победу и позволяют эсэсовцам маршировать на своих улицах. Этот проект готовил им участь свинопасов и горничных для Третьего рейха, едва умевших читать на немецком языке географические указатели на территории под названием «Ингерманладия». Именно против этого проекта порабощения народов, за то, чтобы народы сохранили себя в мировой истории, остались сами собой, сами выбирали свой путь, тот или иной, мы и воевали. Мы воевали с системой, которая была грандиозным отступлением от главного нравственного основания человеческой жизни — этического равенства людей и наций перед Богом и другими людьми. Ведь гитлеровская доктрина говорила о якобы природной неравнородности людей и наций. Это и было грандиозным вызовом всей цивилизации. Это и позволяло им оправдывать претензии на территории, которые никогда в жизни не были даже в орбите немецкого народа. И вот этот народ, который сделал гениальный вклад в мировую литературу, культуру, философию, совершил это грехопадение, охваченный манией величия. Впрочем, он долго искупал это кровью.

А наш народ оказался на высоте. Он совершил подвиг, а подвигом называется только то, что совершается не по расчёту и не за цену. Разве мы восхищаемся или преклоняемся перед каким-то смельчаком, который за двести-триста тысяч долларов идёт по канату через пропасть? Нет, мы пожимаем плечами. Но если этот же человек идёт по этому же канату через пропасть для того, чтобы спасти повисшего над пропастью ребёнка, мы преклоняемся. Почему? Риск для жизни один и тот же, и смелость вроде бы та же, но здесь есть готовность к самопожертвованию. Вот таким и был подвиг, вот такой он всегда и есть.

Кто читал шекспировского «Короля Лира» — помните, Корделия говорит просто, почему она любит отца: «Как долг велит». И не может измерить его ничем: ни количеством слуг, которых он может дать, ни обеспечением, просто — «Как долг велит», дочерний долг. Вот внутренний долг и велел, и объединил всех. Он объединил тех, кто был доволен и недоволен властью, он объединил русских, армян, грузин, татар… И действительно, как писал Пушкин о Бородине, вот в тот момент:

«От финских хладных скал
До пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Восстала русская земля».

… Как могла родиться вот эта песня: «Вставай страна огромная»!? Она до сих пор рвёт мне душу. Я, может быть, покажусь вам немножко экзальтированной, уже стареющей дамочкой, но у меня она до сих пор рвёт душу и, в иных ситуациях, у меня наворачиваются слёзы, когда я её слышу. Потому что это такой всплеск и сгусток человеческой воли и человеческого сознания, человеческой души, человеческой любви, верности, преданности, которая выразиться может не в словах.

Но сейчас нам говорят, что гитлеровский нацизм — это то же самое, что коммунизм! Вот здесь есть старшеклассники, которые изучают общую биологию. Если бы вам учёные-биологи стали говорить, что гусеница и медвежонок коала только потому, что одинаково едят листья эвкалипта, являются существами одного биологического класса, наверное, вы бы засмеялись. Сравните: гитлеровский нацизм ставил целью облагодетельствовать свою нацию и завоевать весь мир, поработить его. А коммунизм, как идея, ставит целью облагодетельствовать весь мир, его сторонники даже готовы на алтарь этого положить всё национальное. Что может быть более отличное?! Не говоря уже о том, что геополитические устремления в отношении России, которая тогда была в форме Советского Союза, были совершено преемственными. Прибалтика, Украина, выходы к морю — те самые позиции, которые в своё время сделали из России державу, без которой ни одна пушка в Европе не стреляла, интересовали гитлеровцев. Именно эти позиции сразу стали предметом интереса окружающих нас сил, когда развалился Советский Союз. Мы видим, что именно по периметру этих позиций сейчас происходят «оранжевые» революции, именно по периметру этой линии, вдоль наших морских рубежей — на Балтике, на Чёрном море, развивается восточный вопрос, а Грузию пытаются втянуть в НАТО. Для чего? Для того чтобы вытеснить Россию как главного военно-стратегического субъекта с Чёрного моря, из региона проливов, которые сохраняют свою ценность, независимо от того, коммунизм ли на этой территории, царская ли империя, демократическая ли Россия…

Дорогие мои соотечественники, дорогие мои друзья, я очень долго хотела написать эту книгу, потому что я чувствовала, как накапливается ложь интерпретаций, подменяющих подлинную интерпретацию войны. Но в 1990-е годы у меня не было возможности высказаться, мой голос не мог зазвучать громко. И я счастлива тому, что мне удалось написать и издать книгу «За что и с кем мы воевали» к 60-летию Победы. Там изложена вся моя аргументация, основанная на редких документах, направленная против ложной новой концепции, которую навязывает нам сейчас Запад, которую подхватили, к сожалению, некоторые наши либеральные средства массовой информации.

Эту книгу я посвятила своей маме. Она была партизанкой Великой Отечественной войны. В 21 год, не задумываясь, вступила в подпольную организацию. Сидела в немецкой тюрьме — никого не выдала. В подполе их семья шесть месяцев держала девушку-еврейку, опуская ей еду и вынимая за ней горшок, а немцы с автоматами наперевес заходили в дом, ей грозил арест… Она бежала из концлагеря. Награждена медалью. Это была красавица, тоненькая, как былинка, учительница. Вы знаете, что такое учитель. Я хотела бы сказать, что я благодарна всем учителям, которые сегодня собрали здесь вас вместе, потому историческая память передаётся только из поколения в поколение. И важно никогда её не утрачивать. Ведь в подлинном национальном чувстве к своей стране, своей Родине, основой является жгучее чувство сопричастности даже не столько к сегодняшнему дню (он может не нравиться, вызывать критику), сколько ко всей истории, прошлому и будущему Отечества.

Пример — Рахманинов и Деникин. Деникин, у которого руки были в крови, ведь он сражался против большевиков, закричал, когда власовцы прислали к нему эмиссара, чтобы он благословил власовскую армию на борьбу с Красной армией: «Я воевал с большевизмом, но не с русским народом, если бы мне дали должность генерала Красной армии, я бы немцам показал». Рахманинов, который вообще никогда не принимал революции, был консерватором, глубоко верующим человеком, эмигрировал. Он умер от ностальгии в 1943-м году. Это написано в американских литературоведческих статьях. Так вот, Рахманинов давал концерты по всем Соединённым Штатам до изнеможения, посылал деньги Сталину. На его деньги был даже построен танк.

Для таких, как Рахманинов и Деникин, желание сохранить Россию для будущих поколений было важнее, чем при жизни увидеть крах нелюбимого режима. Для них Россия под любой властью оставалась Родиной. И поэтому они, как мать в библейской притче о соломоновом суде, предпочли на время её оставить тем, кто им не нравился, но не отдать на растерзание чужеземцам. Это ли не величие национального сознания?! Давайте же будем учиться! Я хочу сказать, что вот этот форум, который меня очень-очень трогает, заслужил внимание Государственной Думы, и у меня есть приветствие от имени Председателя Государственной Думы — Бориса Вячеславовича Грызлова. Я его зачитаю.

«Дорогие друзья! Приветствую вас, участников форума, посвященного одному из самых знаменательных событий не только в Отечественной, но и в мировой истории. 65 лет назад произошла великая битва под Москвой, которая завершилась первой нашей крупной победой в ходе Великой Отечественной войны и во многом предопределила ход всей Второй мировой войны. Победа под Москвой стала возможна благодаря внутреннему единству нашего народа, его сплочённости, мужеству, самоотверженному выполнению гражданского долга по защите своего Отечества. С тех пор прошло много лет, но очень важно, чтобы нынешнее поколение российской молодёжи знало и помнило об этом судьбоносном событии в жизни России. Поэтому первостепенное значение имеет участие молодых людей в этом форуме. Проведению форума предшествовали конкурсы на лучшее сочинение, художественную работу, техническое моделирование, исполнение песен и поэтических произведений о Великой Отечественной войне. Представленные на конкурс работы, их содержание и настрой свидетельствуют о живом и искреннем интересе поколения к героическим страницам нашего прошлого, о стремлении молодежи сохранить память о защитниках Родины, отстоявших Москву в смертельной схватке с противником, не знавшем прежде поражений. Большой признательности заслуживают организаторы форума — Префектура Восточного административного округа города Москвы, Восточное окружное Управление Департамента образования г. Москвы, Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства. Именно такие события, как ваш молодёжный форум, проводимые в честь знаменательной исторической даты воодушевляет нас на новые свершения, помогают нам заново осознать непреходящие нравственные ценности нашего народа, сохраняя и укрепляя преемственность поколений. Желаю всем участникам форума достойно продолжать дело наших предшественников к дальнейшему развитию, укреплению и процветанию России. Борис Вячеславович Грызлов».

А я, от своего имени, также поблагодарю префекта Восточного округа Николая Николаевича Евтихиева, директора Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства Анжелу Васильевну Раевскую за то, что почувствовали острую необходимость такого мероприятия и провели этот форум. Потому что важна именно связь поколений: когда в зале молодой и старый, женщина и мужчина, богатый и бедный, тогда мы все становимся нацией. Мы превращаемся из народонаселения, совокупности атомизированных граждан с отметочкой в паспорте, в нацию. То есть, в преемственно живущий организм, с целями, ценностями, спорами, с общими историческими переживаниями. Вот такая нация, а не народонаселение, имеет историю, она имеет не просто территорию — она имеет державу, а у державы есть будущее. Давайте вместе идти к этому! Спасибо вам!

http://www.narochnitskaia.ru/cgi-bin/main.cgi?item=1r200r061128095601


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика