Русская линия
Русская линия Юрий Макогон28.11.2006 

Новые вызовы современной интеграции на евро-азиатском пространстве

Украина, получив независимость после распада Советского Союза, столкнулась с необходимостью самостоятельно строить отношения с другими странами мирового сообщества и, кроме того, искать новые пути сотрудничества с бывшими постсоветскими государствами. При этом возникший ряд проблем, связанных с разрушением налаженной системы. С самого начала политической независимости Украины было очевидно, что она не может ни справиться с этими проблемами поодиночке, ни находиться в изоляции от других стран. Именно в то время (1991−1992гг.) возникшая острая необходимость определения основных направлений международного сотрудничества Украины. Сформировалась интеграционная стратегия, которая имеет дуалистический характер, и обусловленная теми или другими историческими приоритетами страны. В целом, ее можно свести до двух ключевых векторов: евразиатский, что припускает отношения со СНГ и Россией, и европейский, направленный на сотрудничество со странами, как Восточной Европы, так и ЕС.

В целом на момент получения Украиной независимости вопроса выбора оптимальных направлений развития ее внешнеэкономического отношения было очень актуальным, и дискуссии по этому поводу проводятся и сегодня.

Факторы, которые характеризуют состояние развития экономики страны и при этом, что влияют на выбор интеграционной стратегии можно представить как:

1. Результирующие факторы, которые отбивают положение в экономике вследствие объективных причин:

—  динамизм экономики страны;

—  эффективность промышленного производства;

—  общее состояние ресурсного обеспечения и инфраструктуры.

2. Факторы субъективного характера ( фактора-предпосылки):

—  состояние человеческих ресурсов;

—  роль государства;

—  готовность к стимулированию торговой деятельности;

—  политика государства относительно нововведений;

—  социально-политическое состояние в обществе.

3. Факторы, которые относятся до обеих групп:

—  динамизм рынка, включая уровень деловой активности и т. д.;

—  развитие финансовой системы.

При анализе возможных альтернатив интеграционных отношений Украины за данными факторами, в зависимости от того, какой критерий положить в основу выбора, оптимальным оказывается или вариант, направленный на углубление и повышение эффективности сотрудничества со странами СНГ (с точки зрения существующих для этого предпосылок и возможности практической реализации такого пути), или направление интеграции в сторону европейских стран (из позиции глобальных целей Украины и преимуществ, которые в перспективе она могла бы получить от членства в ЕС).

Но если развитие отношений с ЕС есть довольно проблематичным и интеграция Украины в это объединение может рассматриваться лишь в отдаленной перспективе, то первое направление экономической интеграции есть абсолютно реальным и реализуется практически путем членства Украины в СНГ, ОЧЕС и ГУАМ.

Ключевая роль в развитии Черноморского региона должна быть отведена экономическому сектору. При этом первоочередными задачами есть создание единых или взаимозависимых транспортных, коммуникационных и энергетических систем, которые в свою очередь, прибавят динамики сотрудничеству в сфере промышленного развития, торговли, туризма, экологии, ускорит интеграционные процессы в регионе.

Как показал опрос трудоспособного населения Украины в 2006 году, более 60% за то, чтобы Украине остаться в СНГ (Рис. 1. Данные опроса)Рис. 1. Данные опроса

Анализ данных ВВП стран СНГ, показывает, что Украина укрепляет отношения со странами с самым низким уровнем ВВП на душу населения (Рис. 2. ВВП на душу населения в странах СНГ)

По данным многих социологических опросов большинство респондентов считают перспективы ЧЭС и ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) неопределенными, а сотрудничество в рамках указанных организаций не относят к внешнеполитическим приоритетам Украины. Очевидно, подобная сдержанность в оценках обусловлена незнанием и непониманием внутренних и внешних факторов, объективно препятствующих углублению региональной интеграции в рамках этих сообществ и не способствующих реализации актуальнейшей на данном этапе развития задачи трансформации политического диалога в весомые практические результаты.

Рис. 2. ВВП на душу населения в странах СНГ

Основные направления и принципы деятельности ГУАМ озвучены в заявлении президентов государств-членов ГУАМ, принятое в 1999 г., и определяется как укрепление многостороннего сотрудничества в рамках международных организаций и форумов, расширение и углубление взаимосвязей через Совет Евроатлантического партнерства и участие в реализации Программы НАТО «Партнерство ради мира», взаимодействие в области мирного урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, сотрудничество в развитии транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия, проведение регулярных консультаций по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.

ГУАМ — политическое образование, возникшее в конце 1997 года на территории бывшего СССР. (Рис. 3. Схема объединения стран ГУАМ)

Рис. 3. Схема объединения стран ГУАМ

Это объединение должно способствовать оформлению и реализации кавказско-азиатского вектора украинской политики. На протяжении почти всего периода государственной независимости регион считался одним из самых беспокойных на всем постсоветском пространстве. Он был охвачен внутристрановыми и межгосударственными вооруженными конфликтами. Экономика находилась в состоянии полного упадка. В 1992 г., например, падение ВВП достигло в Армении 52,6%, Грузии — 44,8%, Азербайджане — 22,6%. Уровень суперинфляции превосходил все возможные границы (в 1993 г. в Армении цены выросли в 30 раз, Грузии — в 31,3 раза, Азербайджане — в 11,3 раза), не имея равных в соседних странах. Какие-либо иностранные инвестиции в регион практически не поступали.

Положение в регионе начало изменяться во второй половине 90-х годов. Экономическое возрождение стран региона произошло в результате роста инвестиций, большая часть которых приходилась на иностранные источники. К 1998 г. прямые капиталовложения составили, по оценке журнала «Бизнес Сентрал Юроп» достаточно солидную сумму — 4 млрд долл. Существенно изменилось положение региона во всех основных показателях, характеризующих участие стран СНГ в международном движении капиталов. К 1998 г. общий объем прямых иностранных капиталовложений в государства Содружества достиг 24,7 млрд долл., из которых на долю Закавказья пришлось 16%. Большую роль в привлечении иностранного капитала в регионе сыграли и геостратегические факторы. Реализация международной программы ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа — Кавказ — Азия) открывает новые возможности интеграции большой группы молодых республик в систему мирохозяйственных связей в обход России. Евросоюз предоставил около 170.5 млн долл. для проектирования этой трассы, а общий объем инвестиций превышает 1 млрд долл. Предполагается, что грузооборот в рамках этой магистрали возрастет с 1,9 млн. т в 1998 г. до 34 млн. т к 2010 г. это должно способствовать активизации сотрудничества в Закавказском регионе и более эффективному выходу его на мировые рынки. Важную роль в привлечении иностранных капиталовложений играет целенаправленная политика закавказских республик. Сформулированы основные инвестиционные приоритеты, которые позволят четко выстроить группы льгот и привилегий для иностранных предпринимателей. На первый план выведены проблемы эффективного формирования и благоприятного инвестиционного имиджа каждой страны. Мировой опыт показывает, что успех в привлечении иностранных капиталовложений во многом обеспечивается квалифицированной и позитивной информацией для потенциальных инвесторов. Показательным является тот факт, что неформальное образование ГУАМ включает в себя политически и экономически более благополучные государства, нежели те, что группируются вокруг России. Другой характерной чертой государств ГУАМ является наличие в их составе территорий, на которых Россия после распада СССР продолжает разными способами вести деятельность, направленную на усиление сепаратистских настроений среди населения этих территорий.

Задачи, которые стоят перед членами ЧЭС и ГУАМ, хоть и отличаются по своим масштабам и широте, все же могут быть унифицированы:

1) создание условий для углубления торгово-экономических связей и, прежде всего, обеспечение эффективного функционирования зоны свободной торговли. Сюда же можно отнести и активизацию разработки и реализации совместных проектов на уровне, как отдельных субъектов хозяйствования, так и целых отраслей и секторов национальных экономик;

2) обеспечение максимальной отдачи от использования международных транспортных коридоров, проходящих через территории стран ГУАМ и ЧЭС. Развитие инфраструктуры транспортных коридоров должно, в свою очередь, сопровождаться гармонизацией правовых и организационных основ этой сферы, унификацией таможенных и тарифных норм, приближением их к мировым стандартам;

3) в совместной работе по реализации транзитного потенциала выделяется направление, выходящее за рамки, собственно, экономического блока. Имеется в виду обеспечение энергетической безопасности стран-участниц ГУАМ, что, в свою очередь, окажет благоприятное влияние на создание альтернативных энергетических источников для стран Европы и Америки. Общеизвестно, что от работы энергетического сектора зависит не только конкурентоспособность экономики государства, но и, в значительной степени, его политическая и экономическая самостоятельность.

Процессы глобализации, происходящие в мировой экономике, побуждают многие страны искать пути обеспечения энергетической безопасности совместно, коллективно, на региональном уровне. Только таким образом можно обеспечить в современных условиях стабильное функционирование всего энергетического комплекса — от добычи и транзита энергоносителей до их переработки и реализации потребителем.

Нынешнее состояние сотрудничества стран ЧЭС и ГУАМ в экономической сфере нельзя считать удовлетворительным. На сегодня для каждой страны ГУАМ торговые связи с другими членами объединения отнюдь не являются приоритетными.

Доля ГУАМ в общем объеме внешней торговли Украины товарами составляет лишь 2,16%, в т. ч. по экспорту — 2,53%, по импорту — 1,77%. (Для сравнения: товарооборот Украины с партнерами по ГУАМ в 1999 г.($ 375млн.) составляет лишь 0,9% ее внешнеэкономического товарооборота ($ 41 377млрд.). В 2005 г. товарооборот внутри ГУАМ был существенно ниже уровня 1995 г. (74% объема 1995 г.) и составлял только 4% от общего объема внешней торговли стран «пятерки».

Рассмотрим показатели, характеризующие ВЭД Украины со странами ГУАМ за 2005 год. (таб. 1.)
Таблица 1
Внешняя торговля Украины со странами ГУАМ

Экспорт

Импорт

Сальдо

Страны ГУАМ

1 320 432,11

358 269,29

962 162,82

Азербайджан

290 741,99

27 789,30

262 952,69

Грузия

199 733,55

41 000,09

158 733,46

Молдова

679 091,64

84 159,39

594 932,25

На основе данных таблицы построим график: (Рис. 4. Внешнеторговый оборот Украины со странами ГУАМ в 2005 г., тыс. долл.)

Рис. 4. Внешнеторговый оборот Украины со странами ГУАМ

Среди положительных факторов экономического сотрудничества в рамках объединения следует назвать унаследованную от СССР специализацию стран-участниц и тенденцию к формированию взаимодополняемости их экономик по отдельным направлениям. Углублению экономического сотрудничества содействуют и внешние факторы: неэффективность СНГ, в частности многолетняя задержка с реализацией соглашения о свободной торговле; фрагментация экономического пространства СНГ; ограниченный доступ продукции стран-участниц на мировые рынки. Углублению сотрудничества стран ЧЭС и ГУАМ должны способствовать следующие факторы: активизация торгово-экономических связей на основе поэтапной либерализации торговли; согласование концепций структурного развития национальных экономик; активная внешняя политика с целью привлечения инвестиций, реализация больших межгосударственных кооперационных проектов, прежде всего в сфере энергетики и развития международной транспортной инфраструктуры. На основе вышеперечисленных факторов можно сделать вывод, что для углубления многостороннего экономического сотрудничества в рамках ЧЭС и ГУАМ следует принять следующие меры:

1) подготовить тщательное технико-экономическое обоснование создания в рамках ЧЭС и ГУАМ зоны свободной торговли без изъятий или с минимальными временными изъятиями (которые должны быть ликвидированы не позднее пятилетнего периода), поставив целью заключение соответствующего соглашения на условиях, которые приближали бы введение в действие полноценной зоны свободной торговли;

2) заключить соглашения о проведении согласованной экономической политики в ряде отраслей, скоординированное развитие которых соответствует общим интересам стран ЧЭС и ГУАМ (прежде всего в сфере энергообеспечения, транспорта, туристического и рекреационного бизнеса, пищевой промышленности);

3) заключить соглашения об определении правил транспортировки по территории Украины транзитных грузов стран-участниц;

4) заключить многостороннее соглашение об условиях взаимной конвертации национальных валют стран ЧЭС и ГУАМ;

5) осуществлять координацию позиций стран-участниц по ключевым вопросам переговорного процесса относительно вступления в ВТО тех членов ГУАМ, которые на сегодня имеют статус наблюдателя (Азербайджан, Узбекистан, Украина);

6) согласовывать позиции стран-участниц по ключевым вопросам создания нового международного экономического порядка, являющегося предметом обсуждения на форумах международных организаций, прежде всего ООН и ВТО;

7) на нынешнем этапе особое значение приобретает политическая, дипломатическая, информационная и иная поддержка проекта ЕАНТК с целью привлечения внимания ведущих стран Запада и нефтяных ТНК к его преимуществам. Активная внешняя политика ГУАМ (прежде всего самой Украины), направленная на продвижение проекта, имеет реальные шансы на успех.

Совершенствованию механизмов сотрудничества в рамках ЧЭС и ГУАМ будут способствовать следующие меры:

1) в соответствии с определенными приоритетами сотрудничества создать специализированные органы с привлечением бизнес-структур под конкретные проекты в энергетической, торгово-экономической, транспортно-коммуникационной, финансовой, научной, информационной, туристической и прочих сферах;

2) ввести практику регулярных рабочих встреч руководителей министерств и ведомств (промышленности, энергетики, финансов, транспорта, телекоммуникаций, науки, образования, туризма, а также пограничных и таможенных служб) стран-участниц;

3) организовать практику регулярного информирования населения стран-участниц, мирового сообщества о деятельности объединений, а также объединений, а также обеспечение информационного обмена в рамках ЧЭС и ГУАМ (путем подготовки материалов для СМИ, выпуска специальных бюллетеней, проведения пресс-конференций, информационной поддержке на web-сайтах);

4) осуществить комплексную оценку двусторонних документов. В частности, пересмотреть долгосрочные программы экономического сотрудничества стран ЧЭС и ГУАМ в плане укрепления направлений, которые будут способствовать реализации совместных проектов в рамках объединения.

Исследования состояния интеграции показывает, что процессы организационного становления ЧЭС и ГУАМ будет продолжительным, их форсирование – путем образования множества межгосударственных и надгосударственных органов (по примеру СНГ и ЕврАзЭС) - едва ли целесообразно. Перспективно для данных организаций использование опыта не постсоветской административно-бюрократической интеграции, а европейской модели, предполагающей поэтапное создание исполнительных институтов на базе профильных экономических объединений в зависимости от объема задач, которые нужно решать.

Анализ предпосылок и эволюция процесса интеграции Украины со странами СНГ, ГУАМ и ОЧЭС показывает, что процесс интеграции национальных экономик в современную систему мирохозяйственных связей, международного обмена на сегодня является условием успешного функционирования этих экономик в реалиях многоаспектного, универсального и динамического развития современных международных экономических отношений.

Изучение взаимоотношений Украины со странами Европы показал, что наиболее значащими партнерами во внешнеэкономической сфере являются страны СНГ и ЕЭП, в основном Россия, страны ЕС, ОЧЭС и ГУАМ, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.

Таблица 2.

Доля торговли Украины с интеграционными объединениями

Европы в 2005г., %

Интеграционные объединения

Доля

СНГ

39

ЕЭП

33

ЕС

21

ОЧЭС (без России)

7

ГУАМ

2

В последнее время начали происходить реальные шаги к укреплению и развитию дружеских партнерских отношений народов с учетом таких факторов, как географическая близость, общая история, близкие культурные ценности, взаимное дополнение национальных экономик. Вследствие этого как историческая закономерность было воспринятое создание организаций СНГ, Черноморского экономического сотрудничества и ГУАМ.

Что касается внешнеторговых связей Украины со странами ЧЭС, то в 2005 г. они складывались следующим образом. Главными торговыми партнерами в экспорте товаров были такие страны, как Российская Федерация (7495821,72 тыс. долл.), Турция (2034974,78 тыс. долл.), в импорте – аналогичные страны – РФ (12843419,16 тыс. долл.) и Турция (607697,21 тыс. долл.). (табл. 3.)
Таблица 3.
Внешнеторговый оборот стран ЧЭС за 2005 г. 

Экспорт

Импорт

Сальдо

Страны ЧЭС

12 024 545,36

14 006 546,26

-1 982 000,9

Азербайджан

290 741,99

27 789,30

262 952,69

Армения

97 500,16

13 211,08

84 289,08

Грузия

199 733,55

41 000,09

158 733,46

Молдова

679 091,64

84 159,39

594 932,25

РФ

7 495 821,72

12 843 419,16

-5 347 597,44

Албания

55 472,03

1107,19

54 364,84

Греция

137 841,71

67 703,92

70 137,79

Болгария

543 519,94

108 688,88

434 831,06

Румыния

489 847,84

211 770,04

278 077,80

Турция

2 034 974,78

607 697,21

1 427 277,57

Что касается внешнеэкономических связей Украины со странами ГУАМ, процесс активизации сотрудничества в рамках ГУАМ начался в феврале-марте на уровне двусторонних встреч между лидерами Украины, Грузии и Молдавии. В мае 2005 Узбекистан официально заявил о своём выходе из ГУАМ, и теперь организацию именуют просто ГУАМ.

Как ещё один шаг в направлении сближения отношений Украины со странами ГУАМ можно рассматривать международный экономический форум, состоявшийся 16 — 17 июня 2005 в Киеве с участием президентов Украины, Польши, Литвы, Молдавии, Эстонии, Грузии и Азербайджана, а также представителей около 200 коммерческих фирм. Заявленная цель форума — привлечение зарубежных инвестиций на Украину.

О намерении создать Единое экономическое пространство главы Украины, России, Белоруссии и Казахстана заявили в 2003 году. Целью объединения было создание к 2006 году таможенного союза, зоны свободной торговли, общего рынка товаров, услуг и рабочей силы. В перспективе ожидалось учреждение Организации региональной интеграции. Договор о создании ЕЭП был парафирован в сентябре 2003-го, после чего началась активная работа совместных экспертных групп. Несмотря на метания 2005 года, Украина пока не отказалась участвовать в создании Единого Экономического пространства, хотя и подписывать необходимые документы не торопится.

В сфере внешней торговли страны СНГ и сегодня являются основными партнерами Украины (табл. 4). Так, в 2003 г. экспорт украинских товаров у страны СНГ составил 8371,8 млн долл. США, импорт — 11 845,1 млн. долл. США сальдо внешней торговли товарами Украины со странами СНГ в этот период было отрицательным и составило 3473,3 млн долл. США. Удельный вес стран СНГ во внешнеторговом обороте Украины представлен на рисунке 5.

Таблица 4.

Товарооборот различных интеграционных группировок 2003−2004 гг.

2003

2004

млн.долл. США

в % к об. объему

в % к 2002

млн.долл. США

в % к об. объему

в % к 2003

Вместе

экспорт

импорт

4248,00

1458,04

100,00

100,00

104,75

122,36

5307,92

2058,59

100,00

100,00

124,95

141,19

Страны СНГ

экспорт

импорт

2323,49

336,80

54,70

23,10

95,61

113,93

2515,55

407,30

47,39

19,79

108,27

120,93

Страны ГУАМ

экспорт

импорт

65,28

19,67

1,54

1,35

122,44

102,94

65,76

27,28

1,24

1,32

100,73

138,67

Страны ЕС

экспорт

импорт

1143,80

508,53

26,93

34,88

122,65

132,02

1522,28

886,09

28,68

43,04

133,09

174,24

Страны АРЕС

экспорт

импорт

2435,60

560,55

57,34

38,45

97,40

114,70

2469,81

622,44

49,92

30,24

108,79

111,04

Страны ОСЭР

экспорт

импорт

1223,02

748,89

28,79

51,36

122,43

121,71

1759,59

1056,78

33,15

51,34

143,87

141,11

Страны ОЧЭС

экспорт

импорт

2387,75

342,71

56,21

23,50

95,99

112,92

2547,71

429,70

48,00

20,87

106,70

125,38

Страны CEFTA

экспорт

импорт

236,13

88,64

5,56

6,08

138,10

108,29

392,93

155,91

7,40

7.57

166,40

175,89

Страны ОПЕК

экспорт

импорт

25,82

6,72

0,61

0,46

139,96

130,29

45,46

13,47

0,86

0,65

176,07

200,49

Хотя в структуре внешней торговли Украины важнейшую роль играют торговые отношения со странами СНГ, нельзя сказать то же о ситуации на рынке капитала. Так, например, инвесторы из стран СНГ в 2003 г. вложили в Украину лишь 377,6 млн долл. США, или 10,1% всех иностранных инвестиций, в то время как, согласно данным Госкомстата, общий объем прямых иностранных инвестиций на начало 2003 г. составлял 6657,6 млн долл. США.

При этом подавляющее большинство капиталовложений поступило из России. Динамика притока инвестиций из стран ОЧЭС в Украину представлена на рисунке 6.

Из стран СНГ инвестиции поступали преимущественно в такие области экономики Украины, как пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, финансово-кредитная сфера и т. д.

Также нужно отметить, что одним из перспективных направлений развития трансграничного сотрудничества является развитие связей со странами ГУАМ. Основные направления и принципы деятельности ГУАМ прозвучали в заявлении президентов государств- членов ГУАМ, принятой в 1999 г., и определенные как укрепление многостороннего сотрудничества в рамках международных организаций и форумов, расширение и углубление взаимосвязей через Совет Евроатлантического партнерства и участие в реализации программы НАТО «Партнерство ради мира», взаимодействие в области мирного урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, сотрудничество в развитии транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия, проведение регулярных консультаций из всех вопросов, которые представляют взаимный интерес. (Рис. 5. Удельный вес стран СНГ во внешнеторговом обороте Украины)

Рис. 5. Удельный вес стран СНГ во внешнеторговом обороте Украины Рис. 6. Динамика притока ПИИ в Украину из стран ОЧЭС

(Рис. 6. Динамика притока ПИИ в Украину из стран ОЧЭС)

В мае 2006 года в Киеве прошла встреча глав государств-участников ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), в результате которой существующий девять лет политический клуб преобразован в региональное: межгосударственное объединение — «Организацию за демократию и экономическое развитие — ГУАМ».

Кроме устава, в ходе саммита были подписаны декларация по вопросам урегулирования конфликтов на территории стран-участниц и протокол о реализации соглашения о создании зоны свободной торговли. Ни тот, ни другой документ не наполнены каким-то конкретным содержанием, позволяющим решить проблемы, о которых в них говорится. Еще меньше конкретики в многочисленных заявлениях о сотрудничестве в энергетической, военно-технической и гуманитарной сфеpax, координации действий в вопросах европейской и евро-атлантической интеграции.

В определенной степени ГУАМ рассматривается как механизм коллективного противодействия политике России в регионе. В декларации о ре­шении замороженных конфликтов в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе сказано, что «само­провозглашенные образования не могут быть признаны законными ни при каких обстоятельствах» (в последние месяцы в России все чаще поднимается вопрос о признании Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья по прецеденту Косово). Среди стран, которых члены ГУАМ хотели бы видеть в рядах организации, были названы Румыния и Болгария, упоминались Польша и страны Балтии, а приоритетными партнерами ГУАМ определили НАТО, Евросоюз и Соединенные Штаты. О сотрудничестве с Россией речь не идет.

Россия отреагировала на киевский саммит спокойно, но, по данным проведенного радиостанцией «Эхо Москвы» опроса, 69% россиян считают встречу лидеров ГУАМ антироссийской по своему характеру. Жесткая линия поведения Кремля в отношении недружественного объединения, а также Украины как его наиболее сильного участника, определена уже давно, так что мероприятия, подобные киевскому саммиту, только укрепляют позиции сторонников такого курса.

Несмотря на многочисленные слабые места, проект ГУАМ в ближайшее время не будет свернут. Хотя бы потому, что его главным двигателем являются не государства Черноморского региона, а Соединенные Штаты, которых не интересует экономический и энергетический базис проекта. Достаточно, что ГУАМ позволяет вы­членить из контролируемого Россией постсоветского пространства значительную его часть и сформировать новую общность государств, больше связанных между собой и с Вашингтоном, чем с Москвой. Аналогичным образом была изменена геополитическая роль Прибалтики, страны которой еще до вступления в ЕС НАТО и перестали быть частью постсоветского пространства. Идеи включить в состав ГУАМ Румынию и Болгарию связаны с тем, что американцы не хотят, чтобы это было просто отдельное объединение бывших республик СССР. Они настроены на формирование некой черноморско-каспийской идентичности. Курировать на месте этот стратегический проект будет новый посол США в Украине Уильям М. Тейлор, который считается в Госдепе лучшим специалистом по ГУАМ (он участвовал во всех мероприятиях объединения в конце 90-х — начале 2000-х годов). Ориентирован этот проект во многом и на российскую элиту и общественность. В Вашингтоне очень хотели бы, чтобы в России воспринимали Украину, Грузию, Азербайджан и Молдавию как недружественные, а, значит, в перспективе и чужеродные страны. Тогда с влиянием США на эти государства легче будет смириться. Поэтому Киеву в друзья назначают конкурирующую с Украиной за статус региональной державы Румынию и абсолютно бесперспективные в качестве экономических партнеров Грузию и Молдавию. Это про­исходят одновременно с непростым, но стабильным сближением России и Евросоюза в вопросах экономического и энергетического сотрудничества.

Встреча лидеров ГУАМ в Киеве произошла накануне саммита Россия-ЕС, еще раз показала, что, не­взирая на все противоречия, европейцы согласны с ролью Москвы в качестве главного, поставщика своих и центрально-азиатских энергоресурсов. Крупнейшие государства Евросоюза скептически относятся к любым антироссийским проектам в Восточной Европе под эгидой США. В декабре 2005 года руководство ЕС категорически отказалось участвовать в учредительной конференции Содружества демократического выбора. Тогда европейцы, находившиеся в Киеве в связи с проведением саммита Украина-ЕС, даже изменили программу и улетели из Украины, чтобы никак не ассоциироваться с антироссийской инициативой. Реакция Берлина, Парижа и Брюсселя на новый этап деятельности ГУАМ также оказалась прохладной, а то, что Украина заявила о своей готовности содействовать европейской интеграции Молдавии и Грузии, вообще вызвало в Евросоюзе искреннее недоумение.

С другой стороны, происходит активизация интеграционных процессов в рамках ЕЭП, ЕврАзЭС и Шанхайской организации сотрудничества, (ШОС). Если в ближайшее время полноправными членами (ШОС), куда входят Россия, Китай и республики Центральной Азии, станут Иран, Индия и Пакистан, то это будет крупнейшая по экономическому и политическому потенциалу организация в мире. Украина и весь ГУАМ оказываются в этих схемах лишней. Если в ГУАМ будет превалировать геополитическая тематика и она будет направлена против России, это серьезно, осложнит Украине выход не только на российский, но и на другие перспективные рынки в Евразии. Украина сама замыкает себя на регион, который на сегодняшний день не является ни привлекательным рынком сбыта украинской про­дукции, ни реальным источником дешевых энергоносителей.

Новая организация на базе ГУАМ не станет альтернативой Содружеству независимых государств. И не потому, что Киев, Тбилиси, Кишинев и Баку не имеют претензий к СНГ и не хотели бы заменить его иной структурой. Просто возможности, которые страны-участницы получают в рамках ГУАМ, не идут ни в какое сравнение с пользой от участия даже в малоэффективном Содружестве. Несмотря на то что большинство соглашений в рамках СНГ не работают, есть несколько ключевых договоров, которые создают определенную платформу для гармонизации национальных законодательств. Это соглашения в области пенсионного обеспечения, транспортных тарифов и графиков, признания дипломов, упрощенных процедур регистрации фирм и так далее. Чтобы заместить все это, ГУАМ необходимо пройти весь путь, который Содружество преодолело за пятнадцать лет.

Кроме того, в ГУАМ входят только четыре из двенадцати членов Содружества независимых государств. Причем тeх, которых объединяет политическая позиция по отношению к России, значительно больше, чем тех, кого объединяет производственная коопера­ция и взаимная торговля. Создание зоны свободной торговли в рамках ГУАМ заметно не отразится на экономиках стран-участниц, особенно Украины. На Грузию, Молдавию и Азербайджан; приходится лишь 1,9% украинского внешнеторгового оборота. Для сравнения, доля государств ЕврАзЭС Россия, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан й Киргизия) в общем торговом обороте нашей страны составляет ровно треть. Ни для одной из отраслей украинской экономики доступ на рынки Грузии, Молдавии и Азербайджана не является существенно важным. Не говоря уже о том, что между Украиной и этими странами и так не действует сколько-нибудь значительных барьеров во взаимной торговле. Роль Молдавии в качестве торгового партнера для Грузии и Азербайджана еще меньше. В принципе только Тбилиси и Баку как участники совместных энергетических проектов имеют некоторые экономические основания для создания интеграционного сообщества. Примеры Европейского Союза или Североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA) показывают, что успешным может быть только то объединение, в котором на долю внутренней торговли приходится не меньше трети торгового оборота каждой из стран-участниц.

ГУАМ представляет собой объединение бедных стран (средний внутренний валовый продукт (ВВП) на душу населения по паритету покупательной способности — 4,4 тыс. долларов против 9 тыс. долларов в еэповской тройке Россия- Казахстан-Белоруссия). Среди членов ГУАМ Украина является несомненным лидером, а значит, и потенциальным донором. Особенно это касается Грузии и Молдавии, которые после введения РФ ограничений на импорт вина настойчиво добиваются расширения своего присутст­вия на украинском рынке. Если Киев поддержит грузинские и молдавские компании в их стремлении, то исключительно в ущерб отечественному производителю. Это похоже на то, как в январе Ющенко предложил оказать гуманитарную помощь Грузии после серии энергетических аварий, в то время как замерзающему Алчевску присылали обогреватели и теплые одеяла из Москвы.

Но главное — для всех участников ГУАМ ключевым рынком является именно Россия. Руководители стран ГУАМ сетовали на торговые ограничения, введенные Москвой, но вывод из этого был сделан довольно странный: вместо поиска путей нормализации экономических отношений с Российской Федерацией предпринята попытка показать, что и без нее можно обойтись. «Говорить о том, что любые организации, возникающие на территории бывшего СССР, могут быть экономически эффективны без России, не приходится.

Несмотря на то, что секретариат ГУАМ решено разместить в Киеве, ключевые для будущей организации решения будут приниматься в Баку. Само объединение возникло в 1997 году исключительно вокруг проекта транспортировки каспийских и среднеазиатских энергоносителей в Европу. Тогда еще были серьезными надежды на то, что Вашингтон, активно поддерживавший независимое от Москвы объединение постсоветских стран, подтолкнет американские нефтяные компании к тому, чтобы профинансировать этот проект. Однако ведущие энергетические ТНК сделали выбор в пользу маршрута Баку-Джейхан, и нефтяная река из Азербайджана через Грузию и Украину в ЕС так и не потекла, из-за чего ГУАМ в целом оказался в глубокой стагнации. Узбекистан приостановил свое участие в объединении в 2002 году, а в 2005 году и вовсе вышел из него. На киевском саммите нефтяная тема вновь была поднята, чтобы показать, что ГУАМ — не просто политический клуб, он может приносить реальную экономическую выгоду государствам-членам. Однако Ильхам Алиев, хотя и очень много говорил о том, что объединение призвано стать важным каналом снабжения Европы энергоносителями, признал, что к проекту транспортировки нефти с помощью трубопровода «Одесса-Броды» Азербайджан вернётся, когда уровень добычи составит 60 млн. тонн в год. Учитывая, что сейчас азербайджанцы добы­вают около тридцати миллионов тонн, речь идет как минимум о пятилетней перспективе. Кроме того, сам нефтепровод «Одесса-Броды» еще необходимо либо дотянуть до польского Плоцка (стоимость проекта достигает 500 млн. долларов), либо соорудить в западноукраинских Бродах нефтеперерабатывающий завод (стоимость проекта — 3 млрд долларов). Такие деньги ни одна из стран-участниц ГУАМ выделить не готова, а поляки в последнее время заметно охладели к этому маршруту. До сих пор американцы не выделяли никаких денег на реализацию проекта нового нефтетранспортного коридора. Сейчас они могут помочь разработать бизнес-план, провести экспертную проработку и призвать транснациональные компании вложить в проект инвестиции, не более того. Если бы Вашингтону действительно хоте­лось, чтобы ГУАМ получил экономическую основу, ему пришлось бы серьезно поучаствовать в финансировании того Проекта.

Но даже если нефтетранспортная инфраструктура была бы готова и ее было чем загрузить, нет уверенности, что Баку захочет помогать союзникам по ГУАМ. У Азербайджана совершенно особая позиция в объединении. Алиев был в Киеве не только единственным из четырех лидеров, который воздержался от критики политики РФ, но и предложил, чтобы Азербайджан как страна, имеющая самые конструктивные отношения с Москвой среди всех членов ГУАМ, посодействовал им в установлении диалога с Россией. Россия этот факт сразу отметила в оценке саммита ГУАМ и подвергли резкой критике Тбилиси, Кишинев и Киев, но ни слова не сказано о Баку. В Москве понимают, что Азербайджан в ГУАМ привели желание улучшить имидж в глазах Вашингтона и стремление найти новый механизм решения карабахской проблемы. Россия как союзник Армении при всем желании не может заставить армян уступить Нагорный Карабах, и у Баку не остается другого выхода, кроме поиска пути в обход Москвы. РФ с пониманием относится к этому. Украина именно по вопросу Нагорного Карабаха проявила наименьшую активность. Если по Абхазии и Приднестровью в специальной декларации прописаны четкие принципы решения конфликтов в интересах соответственно Грузии и Молдовы, а по Карабаху сделано лишь общее заявление.

Настоящим ударом по наметившемуся сближению Азербайджана с Украиной стало заключение украино-армянского оглашения о военно-техническом сотрудничестве.

Свободная торговля, содружество в энергетической сфере, общие внешнеполитические приоритеты, ну и, конечно, борьба с преступностью и терроризмом — вот список задач, которые теоретически стоят и перед ЕЭП, и перед ГУАМ. При ближайшем рассмотрении оказывается, что идея ЕЭП несколько шире. Будучи частично преемником СНГ, ЕЭП предполагает восстановление утраченных, или правильнее будет сказать, налаживание обновленных связей.

ЕЭП — настоящая евразийская матрешка, в которой нанизываются друг на друга идея союзного пространства, учреждение таможенного союза, распределение труда, создание системы энергетической безопасности и налаживание трансконтинентального бизнеса. - Как раз идея распределения труда и была фактором, на почве которого началось отдаление Украины от СНГ. И который является одним из камней преткновения для вступления ее в ЕЭП. В отличие от ЕЭП, ГУАМ не предполагает этого разделения, ограничиваясь только либерализацией торговли.

Интересно, что достигнутая в Киеве договоренность о свободной торговле Украины со странами ГУАМ является перестраховкой и никаких изменений в отношения между стра­нами не внесет: режимы либеральной торговли на основании двусторонних договоров с Азербайджаном, Грузией и Молдавией были созданы еще, в 1996 году. Да и решающего значения для украинской экономики они не имеют: товарооборот между Украиной и тремя странами-союзницами не так уж велик.- всего 1,3 млрд. долларов, не больше 2% всего обмена товарами. Для сравнения: товарооборот с Россией составляет 23 млрд долл., с ЕС — 24,1. Да и состояние, и общий объем экономик стран ГУАМ не позволяет надеяться, что со временем они могут перейти в ранг значимых стратегических партнеров Украины.

Объемы и значимость торговых отношений Украины с ЕЭП и ГУАМ являются важным, но не единственным отличием организаций. По мнению российских политологов, особое значение для Украины имеет место, у которое она будет занимать в одном и в другом союзах. Если в компании с Россией ей скорее всего, уготована, обслуживающая роль, но второстепенного члена империи, то в структуре ГУАМ она вполне может претендовать на роль регионального лидера. Это тем более возможно в свете договора об энергетическом сотрудничестве стран-членов ГУАМ.

Этот договор — единственная ценность реанимированной организации. — Баку когда-то была нефтяной столицей СССР, там есть разведанные и подтвержденные запасы. И благодаря сотрудничеству с Азербайджаном, Украина сможет наконец запустить в работу нефтепровод Одесса — Броды. Причем обмен выгодный: Азербайджан поставляет нефть, Украина дает трубу и договаривается с клиентами, в результате чего и ГУАМ, и ЕС получат возможность обеспечить себя нефтью в обход России. И, кстати, не только нефтью. Не так давно президент Азербайджана Ильхам Алиев решил предложить Европе свой газ — чтобы удовлетворить ее энергетические потребности и снизить зависимость от российских поставок. А ведь в этом проекте также могут быть задействованы украинские трубы — газовые.

В отличие от кооперирования с более или менее стабильными Россией и Казахстаном, сотрудничество с Азербайджаном может быть не слишком надежным.

Объединяет эти страны общность интересов, которые устоялся, экономические связи, близость или совпадение взглядов на современный мир и процессы, которые происходят в нем. В основному это государства, которые сознают важность взаимной поддержки, согласование и координации усилий в жестких условиях эпохи глобализации. Это страны, которые сознают необходимость эффективного использования преимуществ своего географического и геополитического положения. И, прежде всего, как потенциально наиболее могущественного связующего звена между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. В число этих государств, входят страны постсоветского пространства, каждая из которых отметила пятнадцатую годовщину независимости и, соответственно, придает огромное значение укреплению своего суверенитета, защите территориальной целостности, обеспечению экономической безопасности.

Юрий Владимирович МАКОГОН, директор Донецкого филиала Национального института стратегических исследований, заведующий кафедрой «Международная экономика» ДонНУ, заведующий сектором Института экономики промышленности НАН Украины, помощник — консультант Народного депутата Украины, д.э.н., профессор

Доклад на конференции «Глобализация и регионализация современных национальных экономик, интеграционные процессы в рамках ОЧЭС, развитие трансграничного сотрудничества в рамках СНГ и ЕС»

http://rusk.ru/st.php?idar=110831

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика