Фонд «Русская Цивилизация» | Сергей Матвейчук | 12.04.2005 |
Глава государства заверил, что любые домыслы о, якобы готовящемся в России, пересмотре или ревизии итогов приватизации безосновательны. «Напротив, для стабилизации отношений собственности и недопущения, каких бы то ни было, возвратов к теме о ее переделе мы готовим сейчас решение об уменьшении срока давности по приватизационным сделкам с десяти до трех лет». Российский частный сектор будет расширяться и за счет создания конкурентной среды в образовании, социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. «Приватизация затронет структуры, которые непосредственно не выполняют функций государства и госуправления», — сказал президент.
Глава государства добавил, что в России продолжится работа по сокращению избыточных управленческих и разрешительных инструментов государства в экономике, наряду с повышением эффективности в антимонопольной политике и судебной защите, в обеспечении прав собственности, включая интеллектуальной. В ближайших планах России — дальнейшие меры по снижению налоговой нагрузки на предприятия, упорядочиванию и упрощению налоговых процедур.
Российский лидер заверил, что государство намерено с «использованием современных рыночных рычагов» оказывать поддержку перспективным, высокотехнологичным секторам экономики, фундаментальной и прикладной науке. «Рассчитываем на сопровождение этих мер частными, в том числе и иностранным инвестициями, для которых будут созданы необходимые условия», — сказал он. Президент подтвердил готовность России досрочно выплатить задолженность странам-кредиторам Парижского клуба, включая Германию. «.
По его мнению, один из важнейших рычагов модернизации экономики РФ — активное участие в международных и региональных интеграционных процессах. «Россия рассчитывает на стандартных условиях присоединиться к Всемирной торговой организации, запустить переговоры о вступлении нашей страны в ОЭСР, — отметил глава российского государства. — В практическую плоскость перешло строительство единого экономического пространства России с Евросоюзом». По словам Путина, Россия хочет создавать совместные с Германией высокотехнологичные производства, ориентированные на рынки третьих стран.
Резюмируя выступление Президента, необходимо отметить, что он нарисовал радужную картину предстоящих либеральных преобразований в стране. Перспективы их осуществления выбивают козыри у зарубежных организаторов цветочных революций. Видимо этот политический аспект и оказал серьёзное влияние на содержание президентского доклада, который изобилует суперлиберальными идеями. Если рассматривать доклад, по сути, без его экспортной оболочки, то его радужная картинка сразу блекнет. Дело в том, что для реализации заявленных целей, в системе управления экономикой необходимо провести соответствующие институциональные изменения, на что потребуются годы (См. статью «Экономика вошла в институциональный тупик» в разделе «Русская Земля», рубрика «Современная экономика»). Следовательно, реализовать задуманное к 2007 году вряд ли удастся.
Напомним, что институты — это способ организации взаимодействия людей (политического, социального и экономического) и одновременно это стимулы для развития общества. Они состоят из формальных норм (конституций, законов, правил), неформальных ограничений (норм, обычаев, кодексов поведения) и механизмов принуждения. Для того чтобы создать эффективно работающие институты, необходимо вначале определиться с выбором модели развития экономики (общества, государства). К примеру, успехи Китая обусловлены именно тем, что там, вначале, определились с моделью развития. Затем, там создали соответствующие институты, которые совсем не похожи на западные, а эффект дают прекрасный. Российские же либерал-реформаторы попытались перенести западные институты на российскую почву, не решив вопрос с моделью развития (вернее не согласовав её с обществом), в результате отечественная экономика оказалась в тупике развития и держится только за счёт хорошей коньюктуры мировых цен на энергоносители.
Дополнительно Путин сообщил, что на российско-германском энергетическом саммите осенью этого года будут приняты решения об участии германских компаний в проектах по разработке месторождений газа в России и строительству североевропейского газопровода. Канцлер ФРГ Герхард Шредер в свою очередь заявил, что визит президента РФ и других российских гостей в Германию олицетворяет «добрые отношения» между Россией и Германией, РФ и Евросоюзом. Шредер приветствовал предстоящее открытие в Москве германо-российской торговой палаты. «Германия — один из важнейших инвесторов в российскую экономику, и это сегодня более, чем когда-либо, хорошо обосновано, — считает канцлер ФРГ — Россию можно причислить к особенно быстро растущим индустриальным нациям мира».
Это высказывание канцлера дорогого стоит, оно действительно искреннее. Наверное, и другие лидеры высокоразвитых стран могли бы к нему присоединиться. Ведь если Россия в качестве стратегии экономического развития сделает ставку на индустриализацию, данные страны избавятся от серьёзного конкурента в клубе стран, осваивающих постиндустриальный (технологический) способ экономического развития. Индустриальный путь развития, по сути, будет означать для России, что её экономика превратится в сборочный цех, где по иностранным лицензиям россияне будут собирать автомобили, компьютеры, оргтехнику и т. п. Правда, она будет отличаться от экономик азиатских тигров наличием мощного энергетического и сырьевого сектора.
По уровню экономического развития страны 21 века будут делиться на три основные группы: доиндустриальные (аграрные), индустриальные, постиндустриальные. Россия всё ещё стоит перед выбором своего пути, если слишком долго будет стоять — то выбора просто не останется. Очевидно одно, гарантию экономической независимости для нашей страны может обеспечить лишь постиндустриальный (технологический) способ развития.