Русская линия
Русская линияИгумен Алексий (Рождественский)16.11.2006 

Из бесед с пещерным человеком

Выходит в свет книжка Игумена Алексия Рождественского «Христос ждет тебя! Беседы с пещерным человеком». Там собраны рассуждения одного из современных афонских отшельников — схимонаха Даниила — об ИИСУСОВОЙ молитве и о Православии. Фрагмент одной из такой бесед предлагаем читателям Русской линии.

* * *


…На Есфигмене лет двенадцать назад на одной из ночных служб мы заметили высокого светловолосого монаха, по виду славянина. Всю многочасовую службу он простоял не в стасидии — с подлокотниками и опорой для спины, как это принято у греков, а прямо в центре храма, ни разу не присев. Когда мы отправлялись дальше, встретили этого русоволосого монаха во дворе монастыря. Им оказался серб Даниил. Так и завязалась наша многолетняя дружба. В тот раз он пригласил нас к себе на келлию на Капсале (район скитов неподалеку от Кареи — административного центра Афона). Вскоре же из-за многолюдства он перебрался в более глухие места Афона. Сейчас он живет в пещере, в скиту Каруля, где регулярно в последние годы нам доводилось посещать его и живущих по соседству подвижников. Каруля примечательна тем, что её впервые стали обживать в XIX веке русские отшельники…

От административного центра Кареи с отцом Петром и Олегом мы отправились вниз к кручам Карули. Эта часть Афона отвесно уходит прямо в море. Обрыв высотой в триста и более метров. Небольшие келлии, построенные русскими монахами, как ласточкины гнезда жмутся к вертикальной скале. Внутри некоторые келлии продолжаются естественной или выкопанной пещерой. Крохотные горизонтальные выступы рядом с келлиями покрыты плодородным слоем с небольшими огородиками. Земля сюда так же была принесена русскими монахами.

Чтобы добраться до Карули, нужно сойти с дороги и спускаться вниз в эту пропасть по привязанным лестницам, а где-то и по прибитым к скале цепям. Первая же пещера под цепями — обиталище сербского схимонаха Даниила. Келлии у него никакой нет. Но зато пещера, в которой он обитает, довольно внушительных размеров. У её входа растет какой-то куст, зацепившись корнями за клочок почвы, а под ним — обрыв метров на сто, да и под поверхностью воды вертикальная скала продолжается на десятки метров. Вода под обрывом очень прозрачная, и в глубине в солнечную погоду мерцает желтоватое морское дно.

Внутри пещера от входа расширяется в бока и вверх. Она довольно округлая в плоскости — примерно десяти метров глубины и в самом широком месте — десяти метров ширины. Перекрывает её неправильной формы свод, который в самом высоком месте около четырех метров. В сильные дожди из щелей свода обильно поступает вода, которая потоками стекает на пол и устремляется к выходу. Видимо именно такие потоки и вымыли за многие века это естественное помещение. Вместе с водой из недр скалы в пещеру поступает темно-красная охра, которой усыпан весь пол пещеры.

В самом дальнем конце пещеры расположен скромный иконостас — сложенный из кирпича прямоугольный довольно высокий постамент, наверху которого стоят иконы. Наряду с греческими, там много и русских образов.

При входе в пещеру тут же свалена куча вещей, которая служит платяным шкафом. Камень, прикрытый одеялом, вместо стула, а деревянный ящик заменяет стол. Сидя на камне и оглядывая своё обиталище, отец Даниил говорит:

— Живу как царь. А это — мой трон.

Есть здесь и дверь, но служит она не по своему прямому назначению, а ложем для пещерного жителя. Дверь обыкновенная, сборная более толстые боковые филенки с перекладиной посредине, образуют два прямоугольника, в которые вставлены средники из более тонких дощечек. Спать на двери можно, но глубокого сна не дождётесь: поперечная перекладина все время напоминает о себе.

Сам же вход в помещение ничем не закрывается и не занавешивается, но при этом внутри царит первозданная тишина и своеобразный микроклимат: сюда не проникает ни летний жар, ни резкий зимний холод, хотя никакого очага или кострища внутри пещеры нет. Кстати, этот первобытный скальный уют нередко привлекает к себе змей.

При выходе из пещеры держась за цепь можно обойти скальный выступ: за ним расположена небольшая естественная площадка с очагом, некогда сложенным здешними отшельниками. На нём при желании можно приготовить простую монашескую пищу…

* * *


…Безмолвие. Три часа ночи. В звенящей тишине раздается голос:

— Отец, слышь?.. Пора на молитву. Демоны меня послали сказать, что они построились и тебя ждут…

Из сонного забытья возвращаясь к реальности, начинаю вспоминать, что нахожусь в пещере на Карули. Лежу на двери, которая обычно служит ложем схимонаху Даниилу. Сам же он лег отдохнуть прямо на земляном полу, усыпанном темно-красной охрой. Даниил — человек с большим чувством духовного юмора и ортодоксального оптимизма.

— Отец, меня сатанишка спросил: «Где же тот православный самурай, из рук которого мы должны выбить меч?!»

Начинаю понимать, что «меч» — молитва, а «демоны построились» — это те искушения, которые ждут монаха в его молитвенном подвиге. Но вставать всё равно тяжело: сказываются дневные в непривычной жаре переходы и ночные монастырские бдения. Подремывая, в «утешение» вспоминаю старую солдатскую прибаутку: «Солдат, помни, когда ты спишь, враг не дремлет. Поэтому больше спи — изматывай врага безсонницей». Вот и думаю себе: пусть они стоят — маются и ждут, может быть, измотаются и у них не столько будет энергии…

Но тут же последовало предложение, от которого невозможно было отказаться.

— Отец, поднимайся! ХРИСТОС тебя ждет!

Ночная молитва в пещере, пожалуй, само сильное и незабываемое впечатление от недавнего паломничества к древним Афонским святыня и современным подвижникам ХРИСТА ради…

* * *

-…Когда ХРИСТОС вот от такой красной земли создал Адама, — Даниил взял с земляного пола в руку горсть кровавой охры, — ОН вдохнул ему в ноздри ДУХА, и стал человек — душа живая. БОГ не хотел, чтобы ЕГО лик и подобие жили без САМОГО БОГА в своей внутренности. ДУХ — это Царственное начало в человеке.

Чтобы управлять Свято-Таинской организацией — Церковью, БОГ спускается в ДУХЕ на Епископа и Патриарха и в сотрудничестве с Силами Небесными водит Невесту СВОЮ — Церковь. Чтобы водить Народ СВОЙ, ОН спускается в Таинстве Царского Помазания на СВОЕГО Избранника, в Котором бы ОН действовал, был в ведении Народа, который любит ЕГО.

Разве могут существовать Епископы, священники, верующие Христиане, которые такому руководству, такому УТЕШИТЕЛЮ (Третье Лицо СВЯТОЙ ТРОИЦЫ) предпочтут человека, который своими деньгами, своими риторическими мощностями и масонскими связями выбран на должность президента?!

Да, может БОГ осуществить обожение СВОИХ овец и без Царя. Даже, если захочет, без священников, без Церкви, без Литургии. БОГ, конечно, всё может. Но нам-то при всей Божественной свободе не всё на пользу. Жила Церковь первые три столетия без Православного Царя. По данным историков, во время Императора Диоклетиана было 17 миллионов Исповедников и Мучеников за ХРИСТА. Но отрекавшихся от ХРИСТА было около 32 миллионов. И жила Церковь. Жили балканские народы без своего Царя четыре столетия под турецким игом. Живет Церковь ИИСУСОВА и в Америке, и в России под еврейским игом. Но какая же это жизнь?!

Как нам, сербам, было тяжко без Царя под турецким и коммунистическим игом, мы знаем. Да, может монастырь существовать и без игумена, может и корабль плыть без капитана. Может и армия существовать без генерала — как шайка разбойников… Может и Народ жить без Хозяина, в Котором живет БОГ. Но разве страну без Православного Царя можно в полном смысле назвать страной Православной?! Душе Христианской нужен видимый Образ ЦАРЯ Небесного на троне Славы СВОЕЙ, чтобы утешаться, доколе в конце веков на облаках не приидет ПЕРВООБРАЗ.

Литургия может быть совершена и в конюшне. Но ДУХ СВЯТОЙ вдохновил нас делать это в золоченом храме. Страна может быть водима и гладко бритым человеком в галстуке. Но душа Христианина чувствует, что на бородатом Человеке-Вожде должна быть Корона с Крестом. Этого наше сердце ищет.

Доколе жена имеет мужа, другой ее не может брать. Доколе на планете существует Образ ЦАРЯ Небесного — земной Православный Царь, то еврейский зверь не может воцариться.

Разве Православный Царь масонам мешал? Почему они так истерически поубивали всех Православных Царей? Что — разве из этого непонятно, что это дьяволу Православный Царь мешает?! Разве непонятно, что Удерживающий в человеке есть ДУХ, а в стране — Православный Царь?!

Не столько важно, сыне БОЖИЙ, воскресим ли мы Православный Царизм. Это уже был бы дар БОЖИЙ нам. Но важно то, что жажду Православного Царизма ГОСПОДЬ найдет в нашем сердце на мытарствах. Раз мы здесь на земле жаждем Образ БОЖИЙ, мы уже победили. Наша победа в ДУХЕ!..

http://rusk.ru/st.php?idar=110777

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  р.Б. Антоний    16.11.2006 19:13
А где можно купить книгу?
  Коценко Александр    16.11.2006 13:22
Прекрасно! Особенно последняя часть.
  Провинциал    16.11.2006 10:30
А много ль у нас батюшек, которые могут так рассуждать? Про жидовское иго и упомянуть боятся…

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru