Русская линия
Русская линия Денис Тихомиров16.11.2006 

Экологическая миссия России

От редакции: Идеи, которые предлагает автор статьи, не всегда убедительны, порою вторичны. Однако автор этого текста только начинает свой творческий путь, он — студент-политолог 2-го курса Российского государственного педуниверситета им. Герцена (С.-Петербург). Поэтому мы решили опубликовать его текст.

Российские леса, без преувеличения, являются экологическим щитом для всей планеты.
В.В. Путин

Вот уже около 16 лет Россия и её народы находятся в поиске своего нового пути. Либеральные идеи, пришедшие в нашу страну в начале 90-х годов на смену коммунистической идеологии, не смогли дать нам новую систему ценностей. Западная «теология капитала» (к тому же весьма примитивно понятая российскими политиками) противоречит менталитету многих народов нашей страны.

Поэтому в России нет национальной идеи, так как национальная идея — это такая система ценностей, которая является общей для большинства граждан страны, совокупность особенностей национального сознания.

Она должна отвечать нравственным принципам населения, его менталитету, традициям, а потому казаться чем-то естественным.

В то же время, с моей точки зрения в ней должен содержаться какой-то общечеловеческий принцип, который может быть перенят другими народами мира. Национальную идею нельзя искусственно создать, она должна быть принята душами людей и даже больше: исходить от них.

Стране, многочисленные народы которой имеют разные культуры, происхождение и религии, сложно найти тот путь, который устроил бы если не всех, то подавляющее большинство. И всё же есть кое-что общее у всех нас — это наша земля.

Россия — это страна, в которой, в отличие от многих других европейских стран, всё ещё сохраняются большие пространства нетронутой человеком природы: огромные по протяжённости леса, множество рек, озёра, длинные хребты гор, моря, богатые флора и фауна и многое, многое другое.

Нередко путешествуя по России, я заметил, что подавляющее большинство людей нашей страны искренне любят русскую природу. И тот, кто купался в наших реках на закате, ходил узкими тропинками наших лесов, любовался суровыми русскими северными озёрами, видел широкие поля нашей Родины, поймёт их.

Культуры народов России нередко содержат в себе экологические традиции, которые помогали им жить в гармонии с природой и очень прочно укрепились в их мировоззрении.

Поэтому основы для создания новой национальной идеи России существуют: это духовно-экологические принципы, которые действительно близки российским гражданам. Наша цель заключается лишь в том, чтобы развить их.

Я уверен, что это будет большой шаг вперёд в мировой культуре. Россия, как экологическая держава сказала бы своё новое слово в политике, и другие страны смогли бы, затем, воспользоваться её опытом.

С моей точки зрения, история Российской цивилизации подготавливала нашу страну к этому шагу.

Почему? Дело в том, что Россия всегда представляла собой некую альтернативу Западу, о чём говорили ещё славянофилы, в политике, религии и даже в науке.

Развитие нынешней Западной цивилизации определили такие ключевые события, как Эпоха Возрождения, Реформация и НТР (Научно-Техническая революция), которые сформировали мировоззрение технического детерменизма на Западе, заключавшееся в том, что мир достаточно прост, если его рассматривать сквозь призму науки, в нём можно всё рассчитать и предсказать на миллионы лет вперёд (Лаплас). Как отметил Сергей Кара-Мурза в своей лекции об угрозах России, которую он прочитал 10 июня 2006 г. в Российском Государственном Педагогическом университете им. Герцена, в США даже существует клише, отражающее мировоззрение западного механического детеренизма: «всё, что технически возможно — реализуется».

Россия же развивалась на протяжении многих веков, как крестьянская страна и потому мировоззрение русского народа тесно связано с крестьянскими космическими идеями природного равновесия. Все сферы русской культуры отражают её экологическую суть.

Например, развитие русской литературы тесно связано с деревней и, соответственно, с природой. Вспомним, почвенника Ф. Достоевского, конечно, С. Есенина, М. Пришвина, русских писателей-деревенщиков (В.Распутин, В. Астафьев, В. Белов и др.) и можно этот список продолжать ещё и ещё.

Немалый вклад в духовно-экологическую составляющую русской культуры сделали и философы-космисты Н. Бердяев, Н. Фёдоров, Н. Рерих

Многие учёные России были проникнуты крестьянским космическим духом единства человека со всем миром, который представлялся им непредсказуемым, а процессы, происходящие в нём — нелинейными и необратимыми (С.Г.Кара-Мурза). Такими учёными, например, были Д.И.Менделеев, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, Л.Н.Гумилёв и ещё ряд других, менее известных.

С моей точки зрения, всё это подготавливало Россию к тому, чтобы она смогла вывести современный мир из глубокого экологического кризиса и сделать её духовно-экологической державой. Подобные мысли сегодня набирают популярность в российской науке и политике, они всё чаще звучат на различных конференциях и вполне может быть, что не так много времени осталось до того, как они станут осью национальной идеи нашей страны.

Также на территории нашей страны живёт множество народностей, сохранивших в своих культурах многочисленные экологические традиции. Эти традиции также могут сыграть немалую роль в создании экологической национальной идеи.

Кроме того, во многом, на путь Духовно-экологической державы Россию подталкивает её мировая ответственность. Ведь именно наша страна обладает огромными по протяжённости сибирскими лесами, которые являются лёгкими планеты, значительным количеством пресной воды планеты, множеством экологических систем, ещё не нарушенных человеком. Мы обязаны сохранить это природное богатство ради всего человечества. В конце концов, как выразился эколог и депутат Государственной Думы Х.А.Барлыбаев: «российский эколог — это патриот всей планеты». Все члены нашего общества должны стать патриотами Земли. В условиях грядущей экологической катастрофы, только этот путь имеет будущее.

«Новая экологическая миссия России — одно из немногих реальных направлений, на котором, без привлечения чрезмерных ресурсов, легко можно либо наполнить имидж страны положительной энергетикой, либо окончательно и бесповоротно его уничтожить"1 — отмечает директор Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ, доктор политических наук профессор Эраст Галумов.

Действительно, сегодня, когда народы почти всех стран мира озабочены экологическим состоянием нашего общего дома — Земли, нам трудно найти более выгодную стратегию для того, чтобы негативный образ нищей России, «тюрьмы народов», богатой традициями тирании и деспотии сменился совершенно иным, позитивным образом страны, стремящейся спасти нашу планету. Страны, народ которой активно защищает окружающую среду и стремится предотвратить глобальную экологическую катастрофу.

И это не единственный плюс. Такая позиция поможет нам переосмыслить всю нашу историю: Россия предстанет перед нами не как вечно отстающая от Запада, а напротив, как могучая крестьянская держава — хранительница своих устоев и традиций, сохранившая для всего мира красоту дикой природы.

Кроме того, экологическая национальная идея объединит русский народ с коренными народами России. Последние почувствуют, что их традиции важны стране. В свою очередь коренные народы России, ведущие традиционный образ жизни, перестанут представляться нам «отсталыми». Достижения их культуры окажутся актуальными.

Создание данной национальной идеи будет огромным вкладом России в мировую культуру. Особенно большим достижением это будет в области экологии.

Восстановление и охрана природы, если это станет главной задачей всего населения страны, поможет нам оздоровить наш народ, создавая благоприятные экологические условия.

Можно отыскать ещё множество других плюсов, которые вы можете без особых трудностей отыскать сами.

Однако из всего вышесказанного уже можно сделать определённые выводы.

Список литературы:

1. Галумов Э. ИМИДЖ РОССИИ: Институционально-экологический аспект. — http://galumov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=79
2. Мегрэ В. Кто же мы? — Спб.: «Диля Паблишинг», 2001 г. — 240 с. Серия «Звенящие кедры России»
3. Спор о национализме, патриотизме и экологии. — Гуманитарный экологический журнал. Т. 6. Вып. 1. 2004. С. 38−42.
4. Программа экологической партии России «Кедр». — http://www.nns.ru/
5. Распутин В. Повести. — М.: Профиздат, 1990. — 424 с.

http://rusk.ru/st.php?idar=110776

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика