Русская линия | Матвей Славко | 14.11.2006 |
В осенние дни этого года две соседствующие даты, связанные с двумя столицами Украины, приглашают нас задуматься о живых судьбах немеркнущих святынь.
15 октября (нов. ст.), после празднования Покрова Богородицы, вся Слобожанщина (Белгородчина, Харьковщина, Сумщина) отмечала 280-летие своей самой древней святыни, украшающей главный холм Харькова над рекой Лопань, — Свято-Покровского собора, и в этой связи из Белгородской епархии прибыл безценный дар — частица мощей преп. Иоасафа Белгородского.
А 3 ноября прошло ровно 65 лет с того черного дня, когда был взорван Свято-Успенский собор Киево-Печерской Лавры, стоявший на высоком холме над Днепром, — быть может, самый «главный» храм русского православия, поскольку его закладывал еще сам преподобный Феодосий Печерский, ученик преподобного Антония Печерского, от которых и пошло по Руси православное монашество.
Явилось на облаке
Киево-Печерский патерик сообщает, что создание Успенской церкви было благословлено Пресвятой Богородицей, Которая Сама явилась константинопольским зодчим и велела им построить в Киеве храм, посвященный Ей, и дала им «наместную» (главную храмовую) икону. Это событие произошло во Влахернском храме, где хранились риза и пояс Пресвятой Богородицы и где была традиция Ее особого почитания. Эта традиция и была перенесена на Русь.
Как основание печерского храма, так и его украшение росписями и освящение сопровождались многочисленными чудесами. Свидетелями этих чудес были многие киевляне. По преданию, строительству храма предшествовало видение, которое увидел «один варяжский князь, именем Симон», молитвами преподобного Антония Печерского спасшийся от смерти в сражении на реке Альте в 1068 г. Симону явилось «на облаке изображение будущей новой Печерской церкви, и слышал глас, повелевавший отнести к преподобному Антонию златый пояс для размера сей церкви и златый венец для украшения жертвенника».
«В память тех чудес» Владимир Мономах, будучи князем владимирским, создал «в своем княжении» Успенскую церковь, подобную печерской; так же поступил и его сын Георгий. Епископы — выходцы из Печерского монастыря — создают Успенские храмы в своих епархиях. Таким образом благословение Царицы Небесной распространялось по всей Русской земле.
По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения Богородицы (ее называли Великой церковью) в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072. Возведена она была в 1073—1078 древнерусскими зодчими. Собор строили четыре «искусных строителя», пришедшие в Киев из Константинополя. Средства на строительство храма пожертвовали «варяжский князь Симон», а также великий князь Киевский Святослав Ярославич. Собор расписывали и украшали мозаиками византийские «иконные писцы», греческие купцы привезли из Константинополя драгоценную смальту для мозаик. В росписях интерьера собора (1083−1089), по свидетельству летописи, принимали участие выдающиеся древнерусские живописцы Алимпий и Григорий.
Пожары и нечестивые варвары
Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия.
В 1230 Успенский собор пострадал от сильного землетрясения, случившегося в Киеве: был разрушен купол храма, рухнули южная стена и апсиды. Восстановительные работы были закончены перед татарским нашествием, во время которого храм снова пострадал. Киевский Синопсис так описывал трагические события 1240 г.: «Нечестивые варвары таранами стены каменные монастырские столкши и до основания сокрушивши, в Святую Обитель внидоша, людей всякого чина посекоша, иных плениша, и самою небеси подобную Церковь Пресвятой Богородицы Печерскую оскверниша, от всего украшения обнажиша и крест с головы церковныя златокованый сняша».
После татарского погрома Киево-Печерский монастырь восстанавливался долго и трудно, а Великая церковь «233 года оставалась только в щебне». Полностью Успенский храм был восстановлен и заново освящен в 1470, при литовском наместнике Киева князе Семене Олельковиче (был погребен в храме).
В 1482 Киев был разграблен татарами, Киево-Печерский монастырь сожжен, а Великая церковь снова сильно пострадала. Почти сто лет собор простоял «в запустении», и только в конце XVI века начал «возобновляться».
В позднейшие времена Успенский собор неоднократно перестраивался. Сохранились гравюры 1661 и 1693 годов, свидетельствующие о значительных изменениях во внешнем виде храма. Немало бед наделал в храме пожар 1718 года, после чего в 1723—1729 годах под руководством архитектора И. Каландина были проведены реставрационные работы. Тогда-то собор приобрел черты украинского барокко, а его стены, апсиды, фронтоны главы куполов, окна и порталы были обильно украшены лепным орнаментом. Вместо прежнего одноглавия были устроены семь куполов, из которых центральный был вызолочен «через огонь», а главы остальных шести покрыты листовым червонным золотом. Барабан главного купола был расписан изображениями ветхозаветных царей и пророков. Наружная живопись собора последний раз обновлялась в 1824 году.
Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой Церкви. Сохранились (в 1949 возвращены из Германии) древние шиферные плиты XII века с изображением сцен из античной мифологии, фрагменты мозаик. Во время нашествий XIII—XIV вв.еков храм неоднократно подвергался разрушениям, но его вновь отстраивали.
Стены, апсиды и фронтоны, главы куполов, окна и порталы были украшены лепным орнаментом, ниши — живописью. Настенная живопись обновлялась и в конце XIX — начале XX вв. (собор был расписан в каноничном духе группой иконописцев под руководством известного художника В.П. Верещагина).
Люди и годы
На протяжении столетий Успенский собор Киево-Печерской лавры служил усыпальницей многих знатных фамилий.
С древних времён Успенский собор служил усыпальницей киевских князей, литовских и украинских, а впоследствии — и русских магнатов, высшего духовенства.
В крипте собора были похоронены известный по летописям киевский воевода XI столетия Ян Вышата и сестра Владимира Мономаха, легендарная Евпраксия — былинная «Апракса-королевишна», жена германского императора Генриха IV. Здесь находились гробницы князей Скиргайло, Острожских, Олельковичей, Вишневецких, Тышкевичей, украинских церковных деятелей и просветителей Е. Плетенецкого, З. Копыстенского, митрополита Петра Могилы, ректора Киево-Могилянской академии И. Гизеля. У восточной стены собора в 1632 году был погребен П. Берында — выдающийся ученый, поэт, составивший «Лексикон славеноросский и имен толкование». Здесь же, в Успенском соборе, был похоронен великий русский полководец фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский. На его могиле было установлено надгробие работы скульптора И. П. Мартоса. У стен собора погребен выдающийся русский политический деятель П. А. Столыпин.
Успенский собор имел девять престолов. В алтаре Стефановского придела хранилась древняя икона Богоматери византийского письма, перед которой в последний час своей жизни молился 19 сентября 1147 года князь Игорь Ольгович, убитый восставшими киевлянами. В Трехсвятительском приделе находилась настоятельская ризница, а рядом, в особой «палате», размещалась библиотека Киево-Печерской лавры.
В годы Советской власти Успенский собор был преобразован в музей.
О роковом взрыве
Известно, что немецко-фашистские оккупанты поначалу искали общий язык с местным населением, заигрывали с православием и разрешили возобновление в Лавре деятельности мужского монастыря.
3 ноября 1941 г. Лавру посетил епископ Йозеф Тисо, президент Словацкой народной республики, выступившей на стороне Германии. Словацкая кинохроника увековечила момент посещений Лавры своим руководителем. По свидетельствам, Тисо в сопровождении высшей оккупационной власти прибыл в Лавру около 11 ч. 40 мин., на час раньше намеченного времени, и пробыл там 50 минут.
Позже, около 14 ч. 30 мин., внутри собора произошел небольшой взрыв. Немецкие часовые застрелили троих убегавших с места события. А несколько минут спустя произошел грандиозный взрыв, который и разрушил здание собора, уцелел лишь юго-восточный придел Иоанна Богослова, XVIII в.
Споры относительно авторов преступного замысла и непосредственных исполнителей взрыва длятся до сих пор. Советская пропаганда всегда заявляла, что это — дело рук немецких оккупантов. Некоторые немецкие публикации утверждали то же. Самым главным аргументом в пользу этой версии считается фиксация взрыва официальной немецкой хроникой, что якобы подтверждает информированность оккупационных журналистов или их спецслужб о предстоящем уничтожении православной святыни. Утверждалось также, что немцы, взорвав собор, пытались замести следы разграбления культурно-исторических ценностей Киево-Печерского государственного музея-заповедника.
Есть и иной подход, льющий воду на мельницу версии, что нам врагами являются нередко не только иноплеменники-пришельцы, но и среди нас всегда находятся те, кого в православной традиции однозначно именуют «врагами». Вспомним, сколько святынь было разрушено — в помрачении и самозабвении — в том же Киеве в середине 1930-х! К тому же, взрыв Успенского собора стоит в одном ряду с уничтожением Крещатика в сентябре-октябре и поджогом здания думы 1 ноября 1941 (которые были заминированы отступавшими инженерными частями 37-й армии.). Кое-кто склонен искать след и в факте назначения на высшую церковную должность в Лавре схиархиепископа Антония (Абашидзе) — личного врага Сталина.
Уверяют также, что именно в день взрыва в Успенском соборе побывал гаулейтер Украины. Исследователи полагают в этой связи, что немцам взрыв не был на руку, а вот советским подпольщикам — как раз очень кстати. В последнее время свидетельства о причастности к уничтожению собора советских спецслужб (агенты якобы подали радиосигнал на взрыв) появились в мемуарной литературе. Но документальных подтверждений этой версии все же нет.
В новой жизни
Монастырь, восстановивший деятельность с 1942 на нижней территории Лавры, просуществовал до 1961.
В 1962−63 гг. руины взорванного храма были законсервированы.
Лишь в 1984 был утвержден проект восстановления Успенского собора в том виде, в котором он сохранился к началу XX ст. Но начались споры касательно типа фундаментов, которые должны были так или иначе уничтожить культурный слой. 7 сентября 1991 Кабинет министров Украины принял постановление о воссоздании Успенского собора.
Лишь в 1999 началось восстановление храма в новых материалах. Благодаря восстановлению храма грандиозный лаврский ансамбль приобрел прежний целостный вид. В северной части интерьера условно воссоздана церковь-крещальня св. Иоанна Предтечи, которая примыкала к исходному объему собора.
24 августа 2000 Успенский собор был освящен. Показательно, что освящение пытались сорвать представители так называемого «киевского патриархата», (выступивший накануне глава этой организации расстрига Филарет Денисенко публично протестовал против освящения Собора). Утром 24 августа несколько сотен приверженцев раскольничьей и униатской идеологии, большинство из которых приехало на автобусах из Галичины, встали перед стенами Лавры и выкрикивали антиправославные и антирусские лозунги. Между тем, прибывший для освящения Собора блаженнейший митрополит Киевский Владимир (Сабодан) вышел к пикетчикам и благословил своих гонителей.
Как видим, бывало и так, что Свято-успенскому собору Лавры, нашей «Великой церкви», доводилось лежать в руинах и по несколько столетий. Благо, что в новые времена эти сроки сократились. Быть может, просто ускорилось время. По счастью, у нас с вами сегодня есть возможность, приезжая в Киев, «мать городов русских», приходя в Лавру, любоваться благолепием этого храма и всей обители, бывать здесь на храмовых службах, прося Богородицу и святых отцев Киево-Печерских ходатайствовать за нас пред Престолом Божиим.
Фото автора
http://rusk.ru/st.php?idar=110756
|