Русская линия
Русская линия08.11.2006 

Покровитель русского воинства
26 октября / 8 ноября — память великомученика Димитрия Солунского

Вмч.Димитрий Солунский. (мозаика) Ок.1113. ГТГСвятой великомученик Димитрий Солунский — один из самых почитаемых греческих и славянских святых — был сыном римского проконсула в греческом городе Фессалоники (современные Салоники, славянское название — Солунь). Родители будущего святого (есть мнение, что они были славянами) являлись тайными христианами и воспитали сына в вере. Когда умер отец и Димитрий достиг совершеннолетия, римский император Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в образованности Димитрия, военно-административных способностях будущего святого, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого правителя, состояла в обороне города и истреблении христианства. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого».

Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и пред всеми исповедовал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. При защите города Димитрий всегда шел первым, возглавляя войско, и был почитаем даже язычниками как сын богов. Составитель жития святого Метафраст говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности «вторым апостолом Павлом», потому что именно тот основал когда-то в этом городе первую общину верующих. Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда император Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул — христианин и многих римских подданных обратил в христианство, его гневу не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, дабы расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного», а сам предался посту и молитве, готовясь к принятию мученического венца. На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Тело великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306−337) над могилой св. вмч. Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика и воздвигнуты для поклонения в храме. С VII века от святых мощей великомученика, помещенных в специальной раке, начинается чудесное истечение благовонного мира, от которого происходят исцеления болящих и страждущих. Миро истекало столь обильно, что пришлось выстроить для него мраморный бассейн, откуда оно собиралось в амфоры. С того времени св. Димитрия стали называть Мироточивым.

…Удивительно ли, что освобождение Греции от четырехсотлетнего турецкого ига совершилось в день памяти этого святого?

Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь, но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни грозным светлым юношей, обходившим стены и внушавшим ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. Так, сербы и болгары называют его отечестволюбцем славянских народов.


+ + +

С именем великомученика Димитрия Солунского связаны первые же страницы русской летописи. Когда вещий Олег в 907 году разгромил греков под Константинополем, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством великомученика Димитрия. В старинных русских былинах святой Димитрий изображается русским по происхождению — так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание великомученика Димитрия в Русской Православной Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

Дмитриевский собор во ВладимиреВ 1194—1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, возвел во Владимире Дмитриевский собор. Вот как пишет об этом древняя летопись: «Постави церковь на своем дворе св. Димитрия в свое имя и украси ю дивно иконами и писаньем, и принес доску гробную из Селуня святаго мученика Димитрия, мюро непрестанно точащю на здравие немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи»

Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира, увы, лишь в качестве музея…

Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого — фреска на столпе Успенского собора г. Владимира, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева.

В старинных русских стихах святой великомученик Димитрий представлен помощником русских в борьбе с Мамаем. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского, назвавшего старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский, воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, на его месте был воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом и защитой Отечества, само его имя было символом патриотизма. Святой изображается на иконах в виде воина в доспехах, с копьем и мечом в руках. В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского. Великий князь Димитрий «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил». Молитвами своего небесного покровителя святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368 и 1373 гг.), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378 г.), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (1380 г.) что положило начало сплочению русских земель вокруг Москвы.

Князь Димитрий Донской был почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия.

В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. (В этом году отмечалась Русской Православной Церковью 28 октября по н.с.) В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).


+ + +

Церковь вмч.Димитрия Солунского (греческая) в 1913 г. Фото К.БуллыКак и по всей России, почитался великомученик Димитрий и в Санкт-Петербурге. Великолепный храм в византийском стиле во имя вмч. Димитрия Солунского был возведен в Санкт-Петербурге на Лиговском проспекте в 1865 году для греков, проживавших в столице. Здесь неукоснительно соблюдались древнегреческие церковные традиции. Церковь закрыли в 1938-м, но храм сохранился и в войну. Хотя фашистская авиабомба, пробив главный купол, врезалась в мраморный пол, она чудом не взорвалась. После окончания Великой Отечественной войны авиабомбу благополучно извлекли. Храм простоял до начала 1960-х годов, когда началось его окончательное уничтожение. Церковь несколько раз безуспешно пытались взрывать, и в конце концов разобрали как «малохудожественную» для строительства на ее месте Большого концертного зала «Октябрьский"…

Другой Дмитриевской церкви, расположившейся в Коломягах, повезло больше. Этот красивый деревянный храм на окраине города не закрывался в советское время и действовал даже во время блокады Ленинграда. Ее настоятелем во время Великой Отечественной войны и блокады был протоиерей Иоанн Горемыкин, подвижник недавнего прошлого. Отцу Иоанну было 72 года, когда началась война. Несмотря на возраст, блокадный голод, он каждый день пешком добирался с Петроградской стороны в храм и совершал богослужение.

Димитриевская церковь в КоломягахПрихожане свидетельствовали, что отец Иоанн нередко отдавал свой паек голодающим. А когда батюшка совсем обессилел, его привозили в церковь на саночках, и он служил… Мы можем только догадываться, сколько слезных молитв было вознесено в те скорбные годы перед местночтимой иконой великомученика Димитрия о победе русского оружия…

Своему сыну Василию, работавшему главным инженером одного из военных заводов Ленинграда, протоиерей Иоанн сказал: «Как это так, все идут защищать Родину, а мой сын будет отсиживаться?» И В. Горемыкин пошел на фронт. Узнав об этом, командующий Ленинградским фронтом маршал Л.А.Говоров приехал в коломяжскую церковь благодарить настоятеля за сына. Божьей милостью отец Иоанн прожил после блокады еще четырнадцать лет и был погребен у стены храма, который не оставил в самые трудные годы.

Дмитриевская церковь в Коломягах открыта и сегодня, а несколько лет назад в дар этой церкви из греческого храма св. Димитрия Солунского города Салоники была передана частица святых мощей почитаемого нашими народами великомученика.

И в заключение еще один знак исторического преемства: вновь сооруженный на Малой Охте в Санкт-Петербурге Успенский храм, посвященный жертвам блокады Ленинграда и являющийся памятником воинской истории России, своим архитектурным обликом и белокаменными стенами напоминает древний Дмитриевский собор во Владимире…
Подготовила М.Михайлова

http://rusk.ru/st.php?idar=110726

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Lucia    17.03.2009 12:09
Нет, пусть снесут мерзкий зал и вернут церковь.
  Росида    17.03.2009 01:46
Православные! Может, подадим властям идею поставить памятный знак возле БКЗ "Октябрьский"? Надо же как-то загладить вину перед архимандритом Неофитом и Димитрием Бенардакисом, над местом погребения которых это безобразие и построено (недаром и акустика там паршивая).

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика