Русская линия | 30.10.2006 |
В работе конференции приняли участие представители Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, Министерства регионального развития Российской Федерации, Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Законодательного Собрания и исполнительной власти Санкт-Петербурга, руководители и специалисты исполнительных органов государственной власти из тринадцати субъектов Российской Федерации, отвечающие за взаимодействие с религиозными объединениями, а также представители религиозных объединений Санкт-Петербурга.
В рамках конференции были заслушаны 26 докладов и обсуждены следующие темы:
— практика взаимодействия органов государственной власти и религиозных объединений;
— развитие государственно-конфессиональных отношений, опыт регионов России.
В рамках конференции состоялся круглый стол по теме «Государственно-религиоведческая экспертиза на современном этапе. Вопросы сотрудничества с религиозными организациями в проведении религиоведческой экспертизы» и выездной семинар «Религиозный Санкт-Петербург», в ходе которого прошли встречи с духовенством традиционных конфессий Санкт — Петербурга.
Участники конференции отметили следующее:
1. Развитие государственно-конфессиональных отношений на современном этапе требует регулярного обмена практическим опытом работы между представителями властей всех уровней и религиозными организациями.
2. Вызывает озабоченность широкое распространение общественных организаций, основной характер деятельности которых является религиозным. Данная проблема может стать темой специального обсуждения с участием всех заинтересованных сторон.
3. Согласиться с предложением Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о необходимости определения единого подхода Федеральной регистрационной службы к подтверждению 15-летнего срока деятельности религиозной группы на соответствующей территории, выдаваемому органами местного самоуправления для предоставления в орган принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации.
4. По результатам обсуждения на заседании круглого стола вопросов проведения религиоведческой экспертизы обратиться в Министерство юстиции Российской Федерации по вопросу целесообразности пересмотра норм постановления Правительства РФ от 3 июня 1998 года N 56: «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» (в ред. постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 847) в связи с необходимостью более полного учета изменений в системе федеральных органов исполнительной власти.
5. Необходимо создание на базе Государственного музея истории религии Всероссийского информационного религиоведческого центра, поддерживающего научно-инновационный обмен между учеными религиоведами, государственными структурами, ответственными за государственно-церковные отношения и представителями конфессий.
Санкт-Петербург — один из ярких примеров на территории Российской Федерации поликонфессионального региона. Усилия Администрации города направлены на обеспечение межконфессиональной стабильности в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Администрация города и руководство зарегистрированных религиозных объединений постоянно поддерживают уважительный и конструктивный диалог, направленный на деловое сотрудничество в социальной, культурной и просветительской сферах.
Доклад начальника Отдела по связям с религиозными объединениями Санкт-Петербурга Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Л.А. Мусиенко «Современный опыт государственно-конфессиональных отношений в Санкт — Петербурге».
Сегодня в Санкт-Петербурге официально зарегистрированы и действуют 426 религиозных объединений. Из них централизованных — 10, местных — 394, духовных образовательных учреждений — 19, монастырей — 3. Представлены более 30 конфессий и деноминаций.
Для обеспечения взаимодействия деятельности исполнительных органов государственной власти с религиозными объединениями Санкт-Петербурга при Администрации Губернатора Санкт-Петербурга создан Отдел по связям с религиозными объединениями, главной задачей которого является координация деятельности исполнительных органов власти в целях реализации действующего законодательства о свободе совести и религиозных объединениях. Отдел осуществляет информационные, консультативные и координационные функции. Штат Отдела состоит и начальника Отдела, двух главных специалистов и одного ведущего специалиста. Отдел является структурным подразделением Администрации губернатора Санкт-Петербурга и подчиняется непосредственно вице-губернатору Санкт-Петербурга — руководителю Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
Одной из главных задач во взаимоотношениях государства и религиозных объединений является передача исторически принадлежавшего им и сохранившегося на территории Санкт-Петербурга имущества религиозного назначения.
К 1956 году в Санкт-Петербурге действовали несколько православных церквей, которые ранее никогда не закрывались (Спасо-Преображенский собор, Николо-Богоявленский собор, Князь-Владимирский собор и другие, в том числе кладбищенские). Культовые здания иных конфессий практически все использовались различными предприятиями, организациями, учреждениями.
Процесс передачи культовых зданий начался с 1956 года (по решению Ленгорисполкома 18.01.1956 N3−34-б было передано здание мечети религиозной организации мусульман по пр. М.Горького (Кронверский), д.7).
Первый законодательный акт, в котором отмечалось о праве религиозных организаций использовать имущество религиозного назначения, находящееся в государственной собственности, это Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий «от 25.10.1990.Постановлением Верховного Совета РСФСР от 25.12.90 N447 «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР» было определенно приоритетное право использования культовых зданий по их первоначальному назначению. Решением Малого Совета Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 30.12.1992 N440 «О культовых зданиях» был определен порядок предоставления в безвозмездное пользование религиозным объединениям культовых зданий. Данное Решение Малого Совета явилось значимым документом, впервые определившим конкретный порядок предоставления культовых зданий, находящихся в государственной собственности, на безвозмездной основе в соответствии с конфессиональной приналежностью.23.04.1993 распоряжением Президента Российской Федерации N 281-р поручено Совету Министров — Правительству Российской Федерации осуществить поэтапную передачу в собственность либо пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий. Следует отметить, что данный документ не только значительно расширял круг передаваемых объектов религиозного назначения, находящегося в государственной собственности. Во исполнение указанного распоряжения Президента Российской Федерации был определен порядок передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения (в настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 N490, которое носит рекомендательный характер для органов имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности субъектов). В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 09.03.2006 N 59−12 «О порядке передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга» появляется реальная возможность передачи объектов религиозного назначения, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, в собственность религиозных организаций.
Перечень вышеуказанных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга по вопросам возвращения исторически принадлежавшегося имущества религиозным организациям отражает эволюционный характер законодательства в области государственно-конфессиональных отношений, углубление конструктивного диалога государства и церкви, независимо от того, что церковь отделена от государства.
По вопросам передачи земельных участков, прилегающих к зданиям религиозного назначения, также имеет место тенденция восстановления исторической справедливости. Не смотря на произошедшие градостроительные изменения с 1918 года, Правительство Санкт-Петербурга старается передавать земельные участки в безвозмездное пользование религиозным организациям по возможности в исторических границах для воссоздания культовых комплексов.
Большинство культовых зданий в Санкт-Петербурге являются памятниками федерального или местного назначения, их восстановление — общая задача государства и Церкви. В бюджете Санкт-Петербурга ежегодно присутствует статья расходов на ремонто-реставрационные работы. Однако огромную роль в восстановлении уникальных памятников нашего города принадлежит религиозным объединениям и, прежде всего, их главам. За короткий срок им удалось привлечь колоссальные внебюджетные средства для провидения реставрационных работ. Правительство города высоко оценило заслуги глав конфессий и в рамках празднования 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга наградило памятной медалью «В честь 300-летия Санкт-Петербурга».
Наряду с восстановлением в последнее десятилетие идет интенсивное строительство новых храмов. По сведениям Санкт-Петербургской епархии, за этот срок построено и освящено 30 церквей. В июне этого года прошла торжественная закладка новой квартальной мечети в Приморском районе на 500 мест.
В пользовании религиозных объединений находятся 175 отдельно стоящих культовых зданий и 10 архитектурных комплексов. Общая площадь переданных храмов составляет более 300 000 квадратных метров (85%-РПЦ, 15%- другие конфессии).
Из 19 действующих духовных образовательных учреждений для подготовки священнослужителей и получения теологического образования 14 — высшего профессионального образования, 4 — среднего профессионального образования, 4 — среднего профессионального образования и 1 — общеобразовательное.
По традиции многих народов именно вокруг храмов формировалась культурная жизнь национальных общин. В Санкт-Петербурге, как многонациональном регионе, это особенно заметно: татарская мечеть, два храма Армянской Апостольской Церкви, грузинский приход РПЦ, финские, немецкие, шведские, латышские лютеранские приходы ит.д. Духовенство храмов является духовными лидерами национальных диаспор города.
Администрация города проводит постоянную работу, направленную на поддержку диаспор в удовлетворении их национально-культурных потребностей, создание условий для духовного возрождения, сохранения и развития национальной культуры, родного языка, укрепления межнационального и межконфессионального мира и согласия. С этой целью при Правительстве Санкт-Петербурга создан и действует Консультативный совет по делам национально-культурных объединений.
Предметом особого внимания Консультативного совета стало обсуждение городской среднесрочной Программы гармонизации межэтнических отношений, профилактики проявления ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006−2010 годы (программа «Толерантность»).
В обсуждении раздела V Программы «Поддержание межконфессионального мира и согласия», активное участие приняли представители религиозных объединений города. Все предложения, поступившие от них, были максимально учтены.
На заседании Правительства Санкт-Петербурга в июле 2006 года, при участии представителей конфессий города, программа была одобрена и утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от11.07.2006 N 848. финансовые средства на реализацию мероприятий по поддержанию межрелигиозного мира и согласия заложены в проект городского бюджета на 2007 год в сумме 2200 руб.
Вопрос возникновения и существования на территории Санкт-Петербурга религиозных групп стал предметом исследования Отдела.
В апреле 2006 года Отдел провел научно — практический семинар «Механизмы возникновения новых религиозных движений» с участием представителей федеральной службы регистрации ведущих ученых-религиоведов Санкт-Петербурга.
В июне 2006 году Отделом проведен мониторинг религиозных групп, уведомивших государственные органы в лице муниципальных образований. Выявлены 8 групп, из которых: 3 — саентологи, 3 — необуддисты, 1 — державники, 1 — копты.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.02.2005 N188 создан Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы на территории Санкт-Петербурга. Совет руководствуется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (п. 8.ст.11) и указанным постановлением. В текущем году по запросу руководства Главного Управления федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было подготовлено одно религиоведческое заключение и одна информационная справка (подготовка информационных справок представляет собой вынужденный ответ на ситуацию, когда запрос не входит в круг вопросов, по которым Экспертный совет уполномочен давать заключения).
Материал подготовила Дарья Мусиенко
http://rusk.ru/st.php?idar=110675
|