Русская линия | Татьяна Стешенко, Геннадий Дубовой | 28.10.2006 |
Есть такая страна Мексика. Со столицей-мегаполисом Мехико. Прекрасный город. Огромный, с кучей возможностей. Как Москва. Но в остальной Мексике, кроме кактусов да фермерских хозяйств, ничего нет… У нас, конечно, не Мексика. И кроме кактусов кое-что имеется. Провинция есть. Санкт-Петербург или Екатеринбург, например. Для москвичей всё, что не Москва, — провинция. А все, кто приезжает в Москву жить и работать, — ПРИЕЗЖИЕ. Возьмём даже само слово — «приезжие». Только в этом веке было несколько масштабных потрясений, которые на 90 процентов обновляли население страны. А население Москвы особенно. И вообще, когда-то не было и Москвы, и все были приезжие. Кого тогда считать москвичами? Как, например, называть гражданина, у которого минимум десять поколений дедушек-прабабушек родилось и умерло в Москве, родители тоже из Первопрестольной, а сам он во времена СССР оказался заброшен на Украину, где сегодня благополучно проживает? «Г…м приезжим», «проном» его теперь называют. Так нашего знакомого на вокзале какой-то слюнтяй в третьем или втором поколении (а может, он вообще вчера приехал?) и «припечатал».
Вот ещё словечко «проны», то есть приезжие, которое начинает получать популярность среди некоторых москвичей. Ну хоть режьте, но ничего в голову не приходит, кроме «пролов», пролетариев, низших существ, прописанных в романе Оруэлла «1984». Исключительное положение Москвы и порождает проблему «москвичей» и «приезжих». И эту исключительность в России постоянно подпитывают, холят и лелеют. Житель какого города у нас самый умный, самый талантливый и самый высокооплачиваемый? И постоянно идут разговоры и дискуссии о москвичах и приезжих, которые сами по себе ведут к росту социальной напряжённости, социально-психологическим травмам. Приезжие угнетают москвичей, жить не дают, опережают в карьерном росте, дышат московским воздухом, в конце концов. Воду вот всю выпили. Если в кране нет воды…
Нехорошие вещи это напоминает, ой нехорошие. Невольно приходит на память штурмовик, который только потому, что он немец, представитель «высшей расы», мнил себя выше Пушкина или Достоевского. Как это ещё назвать, как не сегрегацией, формой расовой дискриминации?
Конечно, сами москвичи мало виноваты. Что происходит с человеком, если ему каждый день внушать мысль о его исключительности и постоянно поднимать вопрос: «ты» и «приезжий»? Что делать? Первое — ломать стереотип об исключительности Москвы и москвичей, улучшая имидж других городов России (пиар в пользу других столиц). Объявить Москву — нашу маленькую Америку — городом приезжих. Почему бы не жить по-американски? Это автоматически снимет дисбаланс между городами, уравняет их с Москвой. Кроме психологического есть еще социально-экономический уровень. Нужно сделать так, чтобы россияне могли реализоваться в других СТОЛИЦАХ. С ходу, не задумываясь: Новосибирск — столица науки, Питер — русской культуры, Ялта — кинематографа, Екатеринбург — оборонной промышленности. Вся Россия будет развиваться более сбалансированно. Москва перестанет высасывать ресурсы из остальной страны. Она займёт достойное место среди других столиц. В Первопрестольной решается проблема прописки, сокращается штат контролёров, милиционеров и прочих блюстителей нынешнего порядка. Большая экономия. И Россия перестанет ненавидеть Москву. Когда произошла трагедия в «Норд-Осте», мы собственными глазами видели, что провинция уже не сочувствовала. Потому что в заложниках были москвичи. Это уже страшно. С этим уже нужно что-то делать.
И Москва перестанет ненавидеть приезжих. Потому что провинция едет не по своей воле, а вынужденно. А значит, с ненавистью к Москве и москвичам. А когда провинциалы становятся москвичами, они сами начинают культивировать ненависть к иногородним… Замкнутый круг. Жителю Нью-Йорка и в голову не придёт назвать провинциалом лос-анджелесца или детройтца. Каждый чувствует себя жителем столицы. Потому что там, где ты можешь реализоваться, — там и столица. Повышая свой статус, формируя нужный тебе имидж, ты повышаешь статус и формируешь имидж места, где живёшь. В христианском понимании, реализовать себя — это исполнить в земной жизни предназначение, данное человеку Создателем. Может быть, наше предназначение не в том, чтобы из горделивого самоутверждения и тщеславия рваться в Москву, а в том, чтобы там, где мы живем устроить жизнь так, чтобы не было надобности искать призрачного счастья в столице, как бы она ни называлась.
http://rusk.ru/st.php?idar=110674
Страницы: | 1 | |