Русская линия | Протоиерей Александр Новопашин | 25.10.2006 |
Слово патриотизм происходит от слова «patris», которое переводится как «родина», земля отцов, любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям. Те, кто живет на этой земле, свято чтят и хранят веру своих предков, а в случае нашествия иноплеменников защищают не только свои семьи, свою землю, свою родину, они защищают веру своих отцов, без которой любая нация измельчает и рассыплется в прах.
Н.М. Карамзин в своей знаменитой «Записке о Древней и Новой России» подчеркивал: «Дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твердости. Сей дух и вера спасли Россию во времена самозванцев; он есть не что иное, как привязанность нашему особенному, не что иное, как уважение к своему народному достоинству…»
Николай Михайлович убеждал, что священное понятие «Святая Русь» должно быть постоянной нашей целью. Он призывал перестать быть на побегушках у Запада, потому что, становясь «гражданами мира», мы перестаем быть гражданами России.
Вот почему патриотизм, который зиждется на вере и святой любви к своему народу, теперь называют национализмом, придавая этому священному чувству исключительно негативный смысл. Сегодня старательно «смешиваются краски», намеренно путаются такие понятия как патриотизм, национализм и нацизм.
Что плохого в том, что человек любит свой народ? Один русский философ сказал, что гордость за свою нацию при отсутствии унижения других наций есть православный национализм. Великая Российская держава никогда не унижала другие нации, и поэтому под ее крыло во все века стекались дружественные ей народы. Так же как и православный патриотизм, по словам того же философа, это не просто любовь к земле, на которой человек живет. Это любовь к Отечеству без презрения к другим странам. Но, повторяю, это возможно только в православном понимании. Вне православия патриотизм и национализм при умелой манипуляции народом быстро превращаются в расизм, нацизм.
«Именно патриотизм отличает гражданина от раба», — очень правильно отметил зампред Комитета Госдумы по информационной политике Александр Крутов. А видеть рабами нас хотят очень многие. Поэтому, когда речь зашла о патриотическом воспитании молодежи, кое-кто не на шутку испугался. Эти люди и так уже еле-еле сдерживают введение в школьный процесс обучения предмета «Основы православной культуры», а здесь еще и новый по ним удар — предложение ввести уроки патриотизма. И сразу становится понятным заявление некоторых политических деятелей и чиновников о том, что «революционное решение изменить в школе все и вся закончится большими негативными процессами».
Хочется спросить: «Негативными процессами — для кого?» Уж не для тех ли, кто всеми силами старается не допустить духовно-нравственного возрождение россиян? Не для тех ли, кто мечтает о том, чтобы последующее поколение не знало своей истории, окончательно потеряло веру предков, оказалось без роду и без племени, стало космополитической амебой? И потом, разве духовно-патриотическое воспитание молодежи можно называть «революционным решением»? Это же вполне естественно для любой школы — воспитывать учеников в духе любви к своей Родине.
Но нет, видимо, этих людей больше устраивает сексуальное «просвещение», только развращающее детей, валеологическое обучение, которое засоряет сознание подростков оккультными знаниями, извращенное преподавание отечественной истории, которое может быть на руку только врагам Отечества. Нужно ли говорить, что все это уводит детей от Бога и погружает их в пучину бездуховности.
Именно духовная жизнь, по словам И.А.Ильина, есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность родины, та сущность, которую стоит любить больше себя, потому что она имеет объективную ценность перед лицом Божиим.
Духовность — это великая сила, перед которой всегда трепетали и трепещут наши враги, и поэтому сегодня их цель не допустить духовно-нравственного возрождения нашего народа.
Без веры и крепкого духовного стержня человек не в состоянии противиться злу. Вот почему сейчас нам необходимо, прежде всего, православное воспитание, в котором понятие патриотизм священно.
Невозможно воспитать в людях патриотизм без изучения культуры и религии предков. На уроках патриотизма однозначно будут рассматриваться славные страницы истории православной культуры нашей страны. Но как раз этого и не могут допустить противники патриотического воспитания. И вот здесь-то они выдали себя с головой. Если их борьбу против введения «Основ православной культуры» еще можно было каким-то образом связать с их атеистической или экуменистической настроенностью, то борьба против введения уроков патриотизма несомненно является предательством. Своими выступлениями они окончательно определили свою позицию к своей нации, к своему народу, к своей Родине.
Это к ним обращены слова святого патриарха Гермогена, который во времена смуты, и ныне наблюдающейся в сердцах и умах многих российских людей, громогласно заявил: «Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими… Не ко всем пишем это слово, но к тем, которые, забыв смертный час и Страшный Суд Христов и преступив крестное целование, отъехали и изменили… всей земле, и своим родителям, и своим женам, и детям, и всем свои ближним, и особенно Богу… Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас, не на своих ли братьев?.. Не свое ли Отечество разоряете?».
Могу предположить, что сейчас кто-то скажет: «Опять попы воюют!» Да, воюем, но «наша брань не против крови и плоти» (Еф. 6,12). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Мы должны осознать, что против нашего народа ведется хорошо спланированная бескровная война, имеющая целью его уничтожить, которая… вызвала небывалый демографический кризис в нашей стране и приводит к вырождению и вымиранию нашего народа невиданными темпами». Уничтожение целого народа происходит путем духовно-нравственного и культурного растления нации, особенно молодого поколения, что приносит намного больше бед и зла по сравнению с обычными войнами.
Патриарх призвал русский народ на борьбу за жизнь своих детей. Цель такой борьбы в России состоит в многостороннем очищении нашего Отечества «от всякия скверны». Это ни в коем случае не призыв к вооруженной борьбе и погромам, но это призыв начать духовную отечественную войну, главные цель и задача которой состоят в восстановлении силы Святой Руси. И уроки патриотизма, которые здоровые силы страны хотят ввести в школах, — это первый шаг по осуществлению этой задачи.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви записано: «Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо Отчизны, заботе об устроении народной жизни. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание».
Какие еще нужны слова, чтобы убедить чиновников от образования в необходимости духовно-нравственного, патриотического и национально-культурного воспитании детей и молодежи?
Православная Церковь много сделала для духовно-нравственного оздоровления народа. И сегодня она продолжает настаивать на необходимости введения в государственных учебных заведениях православного воспитания, при котором учащиеся осваивают нравственные нормы — как норму жизни, основанную на вере предков. Безусловно, Церковь приветствует доброе начинание, каким является желание ввести в школах уроки патриотизма. Духовность — это основа патриотизма и нравственности. А нравственность не бывает абстрактной, она зиждется на религиозной основе.
Всемилостивый Бог да подаст мудрости нашим чиновникам и депутатам в поиске правильного решения.
Протоиерей Александр Новопашин, настоятель собора св. князя Александра Невского г. Новосибирска
http://rusk.ru/st.php?idar=110650
|