Русская линия | Дарья Мусиенко | 24.10.2006 |
Она оформила более 70 книг разных авторов в издательствах «Советский писатель», «Лениздат» и других. Книжная иллюстрация плавно перешла к увлечению техникой офорта. Меняется масштаб, усложняется графический язык, а вдохновение и образы идут от поэзии — Пушкин, Маяковский, Берггольц, Кушнер, Вознесенский, Рубцов. Путь духовного совершенствования бесконечен. К скульптуре пришла по велению души: «Для меня важна тема, которую пытаюсь выразить, соединив архитектуру, скульптуру и графику». Эвелине Павловне по-своему дороги работы, которые она выполнила в дар к 300-летию Петербурга. Это памятник «2000-лет от Рождества Христова» в Александро-Невской Лавре, памятный знак в виде раскрытой книги на Университетской набережной, мемориальный «верстовой столб» на дороге Москва-Петербург.
Памятный знак «2000-лет от Рождества Христова «
Памятный знак «Послание через века»
Памятный знак «Верстовой столб»
Так духовное и гражданское начало, идея патриотизма соединяются в художественно-композиционном решении. Историческая связь — это тракт Москва-Петербург, проложенный по указу Петра Великого для строительства Северной столицы. Символ духовной связи — это день святых покровителей этих городов, который отмечается12 сентября. Идея единения двух столиц родилась в 1997 году, в год 850-летия Москвы. Эвелина Павловна рассказывает: «В течение нескольких лет я возвращалась к поиску образного решения знака. Окончательный вариант был готов в апреле 2002 года. Чтобы идея исторического и духовного единения двух столиц получила логическое завершение, в проекте предполагалась установка аналогичного знака у въезда в Москву. В мае 2002 года я написала письмо в Администрацию Президента и получила поддержку проекта. Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрит о. Назарий одобрил мою идею соединить геральдику и иконы. Он указал на день 12 сентября, когда соединяется празднование святых небесных покровителей Москвы и Санкт-Петербурга. Проект сразу приобрел истинно духовную значимость».
Проект был согласован, подписан председателем епархиальной комиссии по вопросам архитектуры игуменом Александром (Федоровым), а 15 октября 2002 года, представлен митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. 18 апреля 2003 года вышло Распоряжение губернатора. Эвелина Павловна продолжает: «Вот тут и началась моя главная и напряженная работа. Нужно было подготовить рабочие чертежи блоков и всех узлов монумента, написать шрифты, отдать все в работу на каменнообрабатывающий завод «Возрождение». Вести авторский надзор за выполнением работ в граните. И в то же самое время вылепить в пластилине гербы Москвы, Санкт-Петербурга, России и иконографические образы-рельефы святых покровителей, снять форму для литья в бронзе и многое другое. И так в каждом проекте — идея, проект, согласование и разрешающие документы, иногда на это уходит год, а то и больше. А потом делаются чертежи, модели и все, что необходимо по проекту — все выполняет автор».
16 сентября в присутствии администрации города и гостей состоялось торжественное открытие памятного знака, и прошла служба освящения, которую провел протоиерей Виктор Московский. Теперь Святые небесные покровители встречают и благословляют в дорогу на Московском шоссе Санкт-Петербурга всех путешественников. Будем надеяться, что аналогичный знак в скором времени появиться у въезда в Москву.
Памятный знак «За Веру Христову пострадавшим»
В 1922 году на территории Лавры был расстрелян священномученник Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, священноархимандрит Лавры. Монумент посвящен памяти всем пастырям и мирянам, чей жизненный путь был посвящен вере Христовой. Они приняли мученическую смерть во имя Иисуса Христа, торжества Православной веры дня сегодняшнего, во имя возрождения России. Идея родилась у Эвелины Павловны в 2001 году, когда она впервые поведала об этом замысле своему духовному наставнику отцу Назарию, воплотить его удалось спустя четыре года. Памятник выполнен в граните.
Монумент имеет глубинный смысл, духовную силу воздействия. Он затронул основы всего существования человека на земле. Вера. Жизнь во имя Веры. Смерть. Крест в круге символизирует спасенный мир через жертву Христову, взывает к избавлению человечества от болезней «железного века». Это войны, жестокость, насилие. Крест, оставаясь сердцевиной выразительной композиции, становится единым контуром, очерчивающим основной литой объем, включающий в себя иконографический лик Спасителя и сакральные надписи — слова молитвенного звучания:
«Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у него все живы» Лк.20.38
«За веру Христову пострадавшим священнослужителям и мирянам, новомученикам и исповедникам Российским. Страданиями Вашими да утвердится Русь!».
В 2002 году протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь — Владимирского собора и Председатель Комиссии по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии выпустил «Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии XX столетия». Но в изобразительном искусстве эта тема никак не отражалась до сих пор. Так что памятник таково рода единственный в нашем городе.
Все проекты были выполнены при поддержке и финансировании всех видов работ П.О. «Возрождение», председателем Совета директоров Игорем Витальевичем Букато. Сейчас Эвелина Павловна находится на творческом подъеме. У нее много планов и идей. Ведь для нее: «Творчество — величайшая концентрация духовных сил, чувств и мысли, это изображение явлений внешнего и внутреннего мира, реализация понятия художника об этих явлениях. Вся жизнь, каждый день и час есть творчество, в основе которого- Свет, Любовь и Радость!».
http://rusk.ru/st.php?idar=110649
|