Русская линия | 13.10.2006 |
Где бы ни поднималось антирусское знамя — Совет по культуре тут, как тут, в первых рядах. Что в проталкивании идеи строительства в Калининграде муляжа Королевского замка, что в борьбе против увенчания Триумфальной колонны Победы русским духовным символом — скульптурным образом Святого Георгия Победоносца. Напомним историю вопроса.
Весной этого года было объявлено, что существует три идеи по увенчанию колонны: Орден Победы, греческая языческая богиня победы Ника и образ Святого Георгия. Группа патриотических организаций подготовила обоснование необходимости воздвижения над городом именно скульптуры Георгия Победоносца как исторического русского символа победы. Проект был должным образом оформлен и представлен во все заинтересованные инстанции. Ответ от главного архитектора Калининграда Александра Башина был получен следующий:
«Сообщаю, что на заседании Совета по культуре при Губернаторе Калининградской области одобрен вариант установки на вершине колонны крылатой фигуры Ангела, мэрии города предложено провести конкурс на выполнение скульптуры. В ближайшее время будет разработано Положение о конкурсе и определены сроки его проведения».
Когда рассматривали проект, почему отклонили Святого Георгия, почему на это рассмотрение не пригласили представителей подававших проект организаций — ответа нет. Что за Ангел и в какой культурной традиции он символизирует Победу — высоколобые члены совета по культуре тоже объяснить не удосужились. 22 сентября на официальном сайте калининградской мэрии www.klgd.ru появляется материал «Ангелы — тоже по конкурсу»:
Мэрия Калининграда объявила публичный открытый конкурс по разработке концепции скульптурного оформления триумфальной колонны на площади Победы… Как известно, совет по культуре при губернаторе области предложил установить на колонне скульптуру «Ангел Победы». Она призвана отразить триумф Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов… От конкурсантов требуются материалы согласно положению. Оно опубликовано в газете «Гражданин» и на официальном сайте мэрии Калининграда www.klgd.ru. Комиссия, возглавляемая главным архитектором города Александром Башиным, основными критериями конкурса обозначила качество и совершенство исполнения скульптуры и барельефов, соответствие материалов тематике конкурса, их выразительность и идейная направленность. Заявки на участие в конкурсе принимаются с 1 по 10 октября, прием конкурсных работ пройдет с 1 по 15 декабря… Итоги конкурса подведут к 25 декабря.
Как вы понимаете, ни газета «Гражданин», ни официальный сайт мэрии — явно не лидеры популярности среди местных СМИ. То есть, сделано всё, чтобы о конкурсе мало кто узнал. Комиссию будет возглавлять ревнитель «старого Кёнигсберга» господин Башин, так что «идейная направленность» отобранного проекта нас ожидает вполне конкретная. Однако, и подобная перестраховка для местных «пруссаков» недостаточна. И вот уже 2 октября на ярко-оранжевом сайте «Калининград.ру» появляется статья под заголовком «Ищем скульптора».
Скорее всего, мечте калининградских властей к 9 Мая следующего года украсить Триумфальную колонну на площади Победы архангелом и тремя внушительными барельефами сбыться не суждено. Такой вывод напрашивается, исходя из того, что даже анонсированный конкурс на почетный заказ до сих пор официально не объявлен. 29 сентября в мэрии состоялась встреча его потенциальных участников. Присутствовали доверенные лица трех российских скульпторов плюс архитектурное руководство Калининграда… Все более популярной становится идея вообще отказаться от творческого соревнования. Первым, еще до совещания, сомнения в необходимости конкурса высказал архитектор Копылов.
— Сроки трещат по всем швам. Начинать нужно было еще вчера, а ведь только сам конкурс будет длиться бог знает сколько времени. Да и неизвестно, даст ли он хорошие результаты. Может, предпочтительнее была бы целенаправленная работа с одним-двумя авторами? — осторожно высказался Олег Владимирович.
С калининградским зодчим согласен москвич Михаил Алыбин. Он представляет интересы известнейшего столичного скульптора, народного художника России Александра Рукавишникова:
— Проблема в том, что не каждый, представивший на конкурс хорошую небольшую модель, сможет достойно воплотить ее в крупном масштабе. Яркий пример — статуя Петра I работы Церетели у нас в Москве. Ее уменьшенная копия и сейчас привлекательна, в отличие от печально известного монумента. В Европе уже тысячу лет о подобных конкурсах не помышляют. Все убедились, что нужно выбрать конкретного мастера и поручить ему воплощение проекта в жизнь… Настало время вашему городу обзаводиться скульптурами мирового уровня, а не той посредственностью, которая в явном большинстве.
Интересно пишут, не правда ли? Забегая вперёд, оговоримся, что не имеем ничего против скульптора Рукавишникова, но используют его здесь, явно, «в тёмную». Начинать тут следует с конца. Честно говоря, мы даже не представляем, что должно было случиться, чтобы сепаратисты с «Калининград.ру» вот так спокойно предоставили трибуну для озвучивания «чисто московского» мнения. Да ещё когда этот самый москвич походя намекает на поголовную «посредственность» местных скульпторов. Стая волков, наверное, в лесу сдохла. Видимо, на кону что-то очень важное, важное до такой степени, что администрация сайта пренебрегла своим «прусским» самосознанием. И это важное, судя по всему, и есть — ни в коем случае не допустить увенчания триумфальной колонны русским духовным символом. Что угодно — только не Георгий Победоносец!
Цель публикации — понятна. Конкурс-то они вам объявили… какой сами захотели, но, на всякий случай, будьте готовы к тому, что никакого конкурса не будет. А будет всё та же «Ника», только спешно переименованная в «Ангела», благо внешней разницы — почти никакой. И повод очень благовидный. Хоть премудрые инициаторы и поставили конкурсантов в такие временные рамки, чтобы свести количество возможных участников к минимуму, от случайностей никто не застрахован. Вдруг подадут на конкурс проект, выполненный в соответствии с русскими и православными духовными традициями. Вдруг уже гласно и открыто, а не за закрытыми дверями Совета по культуре, придётся такой проект отклонять. А затем объяснять общественности, почему русские и православные духовные традиции в русском городе Калининграде — не ко двору. Вот и оказывается, что есть опасность не успеть к 9 мая.
Непонятно только, зачем здесь спешка. Кто решил, что это «опасность»? Оказывается, «кому надо» — о конкурсе знают. Заметьте, встреча «трёх российских скульпторов» с «архитектурным руководством города» произошла именно 29 сентября, то есть в тот день, когда в печати было сообщено о факте объявления конкурса. Видимо, в Москве «Гражданин» читают… ещё до его выхода в Калининграде. Иначе — ну, никак не успеть было посланнику скульптора Рукавишникова на встречу!
И Зураб Церетели здесь упомянут очень к месту. Ведь ходили же упорные слухи, что воздвигнутый в Москве циклопических размеров «Пётр Первый» — это бывший «Христофор Колумб», от которого «с благодарностью» отказались Соединённые Штаты. Вот находчивый скульптор и «перекрутился». Видимо, и в Калининграде — похожая ситуация. Только здесь два вектора совпали. С одной стороны — личный интерес автора проекта «Ники», по необходимости выдаваемой за «Ангела». С другой — настойчивое и неприкрытое желание группы лиц навязывать нам германские культурные стандарты, «праздники картошки», «дни селёдки» и прочие чужие обычаи. Интересно, до каких пор это будет продолжаться? Кто и почему за калининградцев решает, каким быть нашему городу?
Это был Максим Котов с передачей «Оранжевая западня» на радиостанции «Русский край».
http://rusk.ru/st.php?idar=110610
Страницы: | 1 | |