Русская линия
Русская линия Станислав Минаков11.10.2006 

«И отлучит печали злыя…»
Художнику Станиславу Косенкову 11 октября с.г. исполнилось бы 65 лет

Художник Станислав Косенков В трагическом 1941-м его родила школьная учительница села Рождественка Ефросинья Ивановна Косенкова. Неожиданно, непостижимо для всех он стал художником. Духовным Отечеством для Косенкова, послевоенной безотцовщины (его молодой отец без вести пропал на фронте еще до рождения Станислава), явилось тяжкое время. «Свои университеты» Косенков проходил и в Харькове — служа в армии (оформляя академию им. Говорова) и одновременно учась в Художественно-промышленном институте, у знаменитого и опального русского классика украинского авангарда Василя Ермилова. В музее-мастерской С. Косенкова в Белгороде хранятся акварельные пейзажи окрестностей нашего Люботина, один из них, кстати, репродуцирован в большом альбоме «Станислав Косенков» (Белгород, 2001).

Он был провиденциально призван к художническому деланию и стал одним из крупнейших русских мастеров, что, несомненно, означает и «русским мыслителем». Иначе в России не бывает.

Его друзьями были скульптор В. Клыков, фотограф П. Кривцов, художник Ю. Селиверстов; вместе с Д. Лихачевым, С. Гейченко, скульптором Аникушиным и другими видными деятелями отечественной культуры он был избран в Правление Всероссийского Пушкинского общества, сам стал инициатором и радетелем создания в Белгороде Пушкинской библиотеки.

Не чаявший в нем души академик, народный художник РФ Станислав Никиреев (Подольск) заметил: «Работы Косенкова — это великое творчество большого русского художника, Они заполнены до краев чувствами беспокойными, рожденными от грустной действительности. Работам его место в музеях, галереях… Это произведения художника, который в жизни своей ни на один сантиметр не сошел с дороги серьезной работы в сторону, где делаются работы облегченных чувств».

Белгород, где работает музей-мастерская Косенкова, художника помнит и чтит.

Косенкова помнит и сосед-Харьков, где он учился в художественном институте, где живут его однокашники, тоже ставшие мастерами. Косенкова помнят Москва и Питер, многие города, да три десятка музеев мира, где хранятся его работы.

Гравюра С.Косенкова "Богоматерь в хлебах" Как любой — пытливый и подлинный — художник, Косенков был собирателем несоединимого, удерживателем оппозиций. Мечтавший учиться в Петербургской академии художеств, он получил высшее художественное образование в Харькове. Крестьянин, он пошел в ученики к выдающемуся авангардисту Василию Ермилову. Болеющий всем русским и за всё русское, Косенков всегда оставался, вместе с тем, открытым вовне. Главнейшими его творческими и личностными чертами были пытливость, всемирная отзывчивость и желание понять, пропустить новое, неизведанное, глубинное через собственное нутро. Он нашел и, сколько мог, удерживал в себе выверенный баланс меж внешним и внутренним.

Косенкова не срубило бы «нашествие» глобализма. Он приветствовал неведомые доселе и поражающие воображение информационные и коммуникативные возможности современных технологий и техник, но это никогда не теснило, не ущемляло и не отменяло в нем национальное, малую родину, деревню, культ родной земли, материнства, которым он был отдан всеми силами своего дарования.

Русскость Косенкова заключалась еще и в серьёзе, в той самой глубине, с которой он вглядывался духовным взором в окружающий и внутренний, сакральный мир. В метафизических же просторах ему отзывалась собственная душа, православной основой которой является «уход из мира, во зле лежащего, аскеза, готовность к жертве и перенесению мученичества» (Н. Бердяев). И поскольку, согласно этому взгляду, «истинное царство нужно искать в пространстве под землей, во времени — искать в будущем, окрашенном апокалиптически», постольку «добрые силы ждут Града Грядущего, Царства Божьего». Это сильно смыкается с косенковским восприятием Жизни и Смерти, которые для него если и не были тождественны, то, во всяком случае, не были и противоположны, а, верней — были единосущны.

Русскость, настоящесть Косенкова заключена также и в его отстранении от любых властей, насколько это оказывалось возможным. Станислав Косенков неоднократно оказывался перед выбором: пребывать в провинции (будь то Орел или Белгород) или уехать в столицу. Косенков трагично ответил на этот вопрос. Его ответ судьбе — известен.

Косенков был и остался хранителем национальных святынь и традиций, кажется, что именно о нем Бердяев сказал: «Очень сильна в русском характере религия земли, это заложено в очень глубоком слое русской души».

Гравюра С.Косенкова "На холмах"С нами остались не только знаменитые его циклы цветных линогравюр «Детство», «Стога», «Память», «Прохоровское поле», объехавшие десятки музеев и выставочных залов мира (даже Индии и США), не раз репродуцированные, но и европейски знаменитые иллюстрации к произведениям Ф. Достоевского, Н. Лескова, А. Пушкина, Е. Носова, А. Прасолова, многих других литераторов, но и его — пронзительнейший — последний цикл станковых гравюр «Чернобыль России — деревня». Говоря «Россия», он не отделял от себя всегда родную ему и милую сердцу Украину. И посмотрите: разве не о современном гибнущем украинском селе, в том числе, его пророчества?

С. Косенков — провинциальный художник, но с мощным взаимодействием с европейской, мировой культурой, с подлинно русским размышлением о жизни. Духовными учителями и собеседниками в вертикали веков он вместе с Рублевым, Пушкиным, Достоевским, Лесковым, Хлебниковым, Нестеровым, Фаворским, Филоновым называл Ван Гога, Микеланджело, Утамаро, Дюрера, Кольвиц, Уитмена.

Косенков говорил: «Слава Богу, мне дано понять, где — дешевенькая яркая обертка с пустотой внутри, а где — главное, сущее. Я пока еще могу различать прекрасное, красивое и красивенькое».

Думается, трагизм современного мира заключается именно в катастрофическом вырастании не-способности осуществлять такое различение и противостояние, когда утрачиваются самые органы восприятия прекрасного, без которых существование становится безблагодатным, как жизнь современных мировых столиц, тонущих в «непотребных кривляньях», алчности, прокламации так называемой «успешной голливудизированной жизни» меньшинства — будь то «золотой миллиард» западного сообщества или неополитические трансгосударственные элиты, которым абсолютно нет дела до проблем вскормивших их народов.

Эта агрессивная дьявольщина в новейшее время сильно потеснила и провинцию. Сегодня столицы в сильной мере утрачивают просветительскую, аккумулятивную, руководительную функцию, и, напротив, — прививают провинции худшее, что есть в столицах.

Работа С.Косенкова "Идея Раскольникова"Если ретроспективно поглядеть на календарный — он же духовный — контекст, в котором мы — россияне и украинцы, хозяева и гости — открывали в прошлом году в центре Белгорода памятник Косенкову, то следует отметить такие даты. 21 сентября по нов. ст. — праздник Рождества Богородицы, в этот же день отмечалось 625-летие Куликовской битвы; 27 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, 14 октября — Покров Богородицы.

Меж священных дат попадали еще две: 3 октября — 110-летие Сергея Есенина, и 11 октября — день рождения Станислава Косенкова. 3-го же 2005 г. октября на кладбище Донского в монастыря в Москве состоялось презахоронение доставленных с чужбины останков великих сынов России — генерала Антона Деникина и мыслителя Ивана Ильина.

И стоя у памятника Косенкову, мы осознавали, в каком едином сонме, неразрывном духовном поле, именуемом Русскiй Мiр, находится и святость Руси, и ее культура.

Это осознание и теперь позволяет надеяться, что не все так уж, быть может, и плохо. Что наша действительность, хоть и потеснена сегодня либеральной западной агрессией, не столь трагична, как казалось, например, Станиславу Косенкову в год его кончины, 1993-й. Сегодня нам, видящим пробивающиеся — словно сквозь бетон — ростки православной веры и памяти, может показаться, что тот черный провал, в который тогда рухнула родина, не стал окончательным. Время, как всегда, покажет истину. Однако катастрофу пережили не все сердца страдателей за нашу землю. Напомним, что и Б. Чичибабин ушел от нас тогда же, в декабре 1994-го. («От этого я и подыхаю!» — кричал он в телефонную трубку, видя по телевизору расстрел Белого Дома в Москве.)

Работа С.Косенкова Когда же думаешь о вышеназванном контексте памятных дат, то вспоминается картина Михаила Нестерова «На Руси» (второе ее название «Душа народа»), где — навстречу Христу — идут лучшие люди Руси: равноапостольные и благоверные князья, святые старцы, писатели, мыслители, простолюдины, юродивые. Убежден, что место Косенкова — в этих рядах, поскольку именно они и являются выразителями русского духа. Это место — в рядах воителей за Веру Христову, — было у Косенкова и на земле, и, убежден, на небесах.

У нас, близко знавших Станислава Степановича, еще сохранилась память ладоней от его рукопожатий. Для нас он, земной и грешный человек, был земным другом, собеседником, духовным окормителем.

Но вот что интересно: прошло лишь 13 лет со дня его трагической кончины, а дух его уже воплощен и в памятнике (см. материал об этом в НД, N18 от 20.10. 2005.) Не только в своих работах, но и в памятниковой ипостаси придет к новым поколениям и художник Станислав Косенков, таким образом соединяя в душах современников малую родину — с Вечностью.

И значит, и жизнь Косенкова, и наши с вами жизни не проходит напрасно, поскольку посеянные памятные духовные зерна — прорастают.

Работа С.Косенкова "Микеланджело"Процитируем дневниковую запись Косенкова: «Все случайно и закономерно, все проходит и остается, но остается навеки только то в мировой душе, что осознано и заново воссоздано в искусстве. На те века, которые даны людям на существование в мире…»

Понадеемся, что у нашей провинции — есть что предъявить миру и чем оправдаться перед Господом на Страшном Суде. Что земля, рождающая таких людей, как Станислав Косенков, будет спасена.


СОН
С. Косенкову
Haлью. И caдaнy cтoпapик.
Пoтoм пoнюxaю cyxapик.
Eщe нaлью. И нa мoгилy
Пocтaвлю из твepёзыx pyк
Cтaкaн xмeльнoй, и c ним — cyxapик.
He оттого, чтo я — бyxapик,
A пoтoмy, чтo пoд плитoю
Лeжит мoй дpyг.

Лeжит, мoлчит из зaпpeдeлa.
Живaя глинa — зaтвepдeлa.
A я cвoё тacкaю тeлo
Пo бeлy cвeтy дo cиx пop.
Лeжи-лeжи, пpecвeтлый дpyжe…
Я cкopo yпoкoюcь тyт жe:
Bce ближe пpиcтaльнaя кpyжит,
Кpyжит ycepдницa c cepпoм.

«Клacы — cмятeнныe — cжинaxy» [1
Дa пepeд нeй yжe — ни cтpaxy,
Hи дaвeшнeгo yпoвaнья,
A cплoшь — coлёнaя тocкa.
Ha чтo мнe этoт миp зeлeный,
Кoгдa — зaнoзoю кaлeнoй…
«Ax, вcтaнь, — вocкpикнy, — дpyг-нaдёжa!
Пycти eгo, гpaнит-дocкa!»

И вcтaнeт пoзвaнный — из гpoбa.
И вcтaнeт oн. И глянeт в oбa.
И oтвopeннaя yтpoбa
Зeмнaя взвoeт, кaк тpyбa.
И в дoмoвинy pyxнeт злывa. [2]
И выйдeт oн — cyxoй — из ливня.
И oтлyчит пeчaли злыя
Oт мoeгo шaльнoгo лбa.
Конец 80-х

СНОСКИ:

1 — клacы cжинaxy — кoлocья cжинaли (др.-русск.)
2 — злывa — ливeнь (yкp.)

http://rusk.ru/st.php?idar=110604

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru