Русская линия | Александр Крутов | 11.10.2006 |
Но еще совсем недавно, само понятие «патриотизм» было фактически под запретом. Его высмеивали, над ним издевались, ссылаясь на тенденциозно переведенное высказывание жившего в восемнадцатом визвестного английского литератора и общественного деятеля Сэмуэла Джонсона, якобы сказавшего, что «патриотизм — последнее прибежище негодяя».
Между тем в статье «Патриот. Обращение к избирателям Великобритании», написанной в 1777 году, говорится совсем иное: «Любовь к Родине — последняя надежда и спасение у самого пропащего человека». Джонсон говорил о патриотизме возвышающем, о Патриотизме с большой буквы.
Подмена была допущена неспроста. Развал Советского Союза был невозможен без мощнейшей идеологической обработки населения огромной страны и прежде всего утраты чувства патриотизма, стирании грани между грехом и праведностью.
Но Россия пережила времена безвременья. В последние годы мы видим, как наша страна «сосредотачивается», постепенно восстанавливая утраченное могущество. Как выздоравливающий после тяжелой болезни, она вновь начинает «обрастать мускулами». И находит всё большее понимание, то, что гражданское общество не может быть создано без патриотизма. Патриотизм отличает гражданина от раба.
Долг и право патриотов построить родину свободных людей, в которой белое было бы белым, черное черным. Жизнь строилась бы по совести, по справедливости, а не по понятиям. Сегодня много говорят о национальной идее. Национальная идея делает граждан патриотами. Но и сама национальная идея невозможна без патриотизма, веры, бескорыстия и преданности Родине. В продажном коррумпированном государстве эти ценности не нужны.
Как нам преодолеть разруху в головах, как нам преодолеть духовную гнилость и слабость, чтобы любой гражданин России в любой точке мира знал, что он гражданин великого государства и он готов его защищать. Вот об этом мы сегодня и порассуждаем.
В последние годы в массовом сознании понятию патриотизма возвращается его истинный смысл. Либеральной духовной агрессии дается отпор. На высшем государственном уровне вспомнили о необходимости патриотического воспитания. Приходит понимание простой истины: без этого не может быть боеспособной армии, от этого зависит военная и экономическая мощь любой страны. Но отдельными мероприятиями патриотизм не воспитаешь. Он прививается с раннего детства, в семье, в школе, которой необходимо вернуть воспитательную функцию, не сводя ее роль исключительно к обучению определенной сумме знаний и навыков.
Патриотизм — это ответ мелочному индивидуализму, жалкой попытке поставить частные интересы выше государственных. Вспомним, как говорил тот же Сэмуэл Джонсон: «Патриотом является тот, чья общественная деятельность определяется лишь одним-единственным мотивом — любовью к своей стране, тот, кто, представляя нас в парламенте, руководствуется в каждом случае не личными побуждениями и опасениями, не личной добротой или обидой, а общими интересами».
Разумеется, позитивные тенденции последних лет — пусть даже не завершившиеся пока ничем более убедительным, чем заорганизованная программа патриотического воспитания — вызывают серьезные опасения у наших так называемых партнеров на Западе. Достаточно бегло просмотреть американскую, британскую, другую мировую прессу, и становится ясно, что мировое сообщество начало очередной раунд «холодной войны» против России. Любые признаки укрепления вертикали власти и российской государственности встречаются в штыки, подвергаются поношению и осмеянию.
Патриотическое воспитание необходимо не только для объединения нации перед лицом внешней угрозы. Россия — страна, где живут представители как минимум двух сотен разных народов. Всех нас объединяет осознание того, что Россия — наш общий дом, созданный при государствообразующей роли русского народа. Когда же это понимание исчезает, естественные проявления любви к малой Родине выливаются в местечковый шовинизм, заявления о превосходстве своей нации над всеми остальными, расползание по тесным и темным национальным квартиркам. Единство России будут пытаться разрушить извне, опираясь именно на этнический фактор. Нельзя давать в руки врагам этот козырь.
Вспомним, откуда пошла российская государственность, на каких началах было организовано государство? Знать духовную основу, на которой создавалась Россия — обязанность каждого гражданина страны. А так как этой духовной основой было православие, необходимость введения в школах на всей территории страны предмета «Основы православной культуры» представляется самоочевидной. Конечно, это не отменяет возможности изучения основ исламской или буддистской культуры в местах компактного проживания людей, придерживающихся соответствующего вероисповедания. Если у детей и родителей есть такое желание, тут не должно быть никаких препятствий. Но знать основы православной культуры, духовные ценности, на основе которых создавалось государство, необходимо каждому гражданину России.
Я не знаю, где получил образование министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, но ему не помешало бы пройти курс патриотического воспитания. Иначе ему бы в голову не пришло протестовать против «Основ православной культуры».
Воспитание патриотизма сыграет колоссальную роль и в ходе объявленного президентом упорядочивания миграционных процессов, социализации и ассимиляции прибывающих к нам мигрантов. По разным данным, в России проживает от 5 до 10 миллионов нелегальных мигрантов, прибывших сюда в поисках лучшей доли. Это огромная цифра.
При этом мигранты люди далеко не всегда уважают наши обычаи и традиции, что вызывает естественный протест коренного населения. Между тем это они в гостях, а мы — дома. Поэтому очевидно, что именно мигранты должны приспосабливаться к нам, а не мы к ним. Тенденция отхода от мнимой «толерантности», когда права коренного населения ущемляются ради блага вновь прибывших, характерна для многих стран мира. Как заявил недавно австралийский премьер-министр Джон Говард, все прибывающие в Австралию иностранцы должны как можно быстрее осваивать австралийский образ жизни. Будем надеяться, что и российские высшие государственные власти не остановятся на декларациях, а доведут миграционную реформу до логического конца.
Все мы, живущие в России, должны любить свой дом, двор, знать названия растущих в нем цветов и деревьев, знать своих предков, знать историю своей семьи. Мы не должны быть простой географической «территорией для населения», какой нас хотели бы видеть многие представители мирового сообщества и собственные Иваны, не помнящие родства. Те, кто спит и видит нас «россиянами», «общечеловеками», адептами некоей «единой мировой религии». Но, как прекрасно сказал великий русский композитор Георгий Свиридов, «россиянином может быть и папуас». Он прекрасно может жить в России — и на здоровье, пусть живет. Но русский человек — это русский человек, татарин — татарин, башкир — башкир, якут — якут. Все мы сообща строили наше государство при государствообразующей роли русского народа, и если этот механизм подвергнется коррозии — разрушится вся система. Понимание этого должно быть в каждой семье, в школе, в средствах массовой информации.
Как этого достичь? Необходим социальный заказ на патриотизм. Он должен воспитываться со школьной скамьи, для чего нужно, в том числе, серьезно пересмотреть учебники, 80% которых, по словам того же министра Фурсенко, не соответствуют требованиям времени.
Поднимался вопрос — нужен ли закон о любви к Родине? Конечно, никаким законом любить свою страну и народ никого не заставишь. Но ситуацию, когда человек ценится не за ту пользу, что он может принести своей стране, а за умение зарабатывать, когда честный и негодяй, девушка и проститутка, бездельник и труженик уравниваются в общественной морали, никак нельзя признать нормальной.
Иерархия духовных ценностей нашего общества должна претерпеть существенные изменения. Кого защищали псковские десантники, практически в полном составе героически погибшие во время боевой операции в Чечне? Неужели интересы Березовского, Абрамовича, каких-то иностранных компаний, имеющих интересы в России? Конечно же, нет. Они погибли, защищая свою Родину, свою землю — и на таких примерах должна воспитываться наша молодежь. (И тогда, может быть, как в Америке день начинается с поднятия на лужайке перед домом государственного флага, у нас он будет заканчиваться самоотчетом: что я сегодня сделал для Родины?)
Разве не к нам обращены горькие и пронзительные слова старого Тараса Бульбы? «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их. Перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чоботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства…
Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело».
Будем надеяться и верить, что такое время наступает.
Мы не против кого-то. Мы — за то, чтобы каждый гражданин был патриотом не на своем, местечковом уровне, а ясно понимал, что Россия — наш общий Русский Дом. И мы принимаем всех, кто любит Россию.
Александр Николаевич Крутов, депутат Государственной думы, редактор журнала «Русский дом»
http://rusk.ru/st.php?idar=110600
Страницы: | 1 | |