Русская линия
Русская линия09.10.2006 

Выставка произведений архитектора Леонтия Бенуа
К 150-летию со дня рождения

Небольшая юбилейная выставка в Екатерининском зале Академии художеств, которая откроется 13 октября 2006 года в 15−00 и продлится до конца октября, представляет лучшие произведения из коллекции чертежей и рисунков Л.Н.Бенуа в собрании музея Академии художеств. Весь творческий путь архитектора, неразрывно связанный с Академией художеств, предстанет перед зрителем от ученических работ 1870-х гг. до образцовых эскизов, выполненных для учеников в 1918—1921 гг., в сложное для Академии послереволюционное время. На выставке удалось показать все аспекты разнообразной творческой деятельности Л.Н.Бенуа, одного из крупнейших мастеров архитектуры своего времени. Это — работы в области культового зодчества, проекты общественных зданий, жилых построек, эскизы декора, оформления интерьеров, предметов прикладного искусства.

Проект церкви Воскресения Христова на месте убиения Императора Александра IIСреди показанных на выставке экспонатов можно видеть эскизы здания Придворной певческой капеллы на набережной Мойки, предварительные варианты выставочного корпуса Русского музея на канале Грибоедова (так называемого «корпуса Бенуа»), конкурсный проект храма «Спас-на-Крови», стилистические варианты храма Петра и Павла в Петергофе (построенного в последствие по проекту Н. А. Султанова), чертежи к проекту собора Александра Невского в Варшаве, взорванного в 1921 г. Интересной иллюстрацией к описанной в воспоминаниях Л.Н. Бенуа непростой истории проектирования интерьера великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости станет ряд показанных на выставке эскизов.

Особый интерес представляет уникальная деревянная модель лесов для возведения купола великокняжеской усыпальницы, строительство которой осуществлял Л.Н. Бенуа в 1900-е гг. О конструктивной и художественной сложности завершения усыпальницы Л.Н. Бенуа подробно написал в своих воспоминаниях. Модель дает возможность вновь восхититься мастерством и творческим отношением к своему делу простых русских столяров прошлого, которые изготовили этот великолепный предмет, пополнивший в 1907 г. академическую коллекцию проектных архитектурных моделей.

Биографическую линию на выставке подчеркнут два портрета архитектора: один выполнен маслом на холсте в годы профессионального успеха и личного благополучия, которыми вознагражден был трудолюбивый и доброжелательный характер Л.Н. Бенуа. Другой портрет — скульптурный, работы знаменитого М. Г. Манизера, представляет Леонтия Николаевича в трудный поздний период его жизни.

Леонтий Николаевич Бенуа был представителем большой семьи, многие из членов которой внесли неоценимый вклад в русскую культуру. На открытии выставки будут присутствовать потомки фамилии Бенуа, многие из которых продолжают замечательную семейную традицию служения русскому искусству (Марианна Логиновна Шретер, художник, Елена Логиновна Шретер, архитектор, Александр Шретер, Евгения Петрашень, архитекторы, Андрей Шретер, художник, Владимир Александрович, Мария и Владимир Владимировичи Фроловы, искусствоведы).

Вслед за открытием выставки, к 150-летию со дня рождения Л.Н. Бенуа 16 и 17 октября в Зеленом зале института истории искусств на Исаакиевской площади, дом 5 будет проведена конференция, посвященная вопросам изучения обширного творческого и литературного наследия архитектора.

Биографическая справка
(Сост. научный сотрудник ГНИУК РИИИ В.А. Фролов)

Проект Певческой капеллы. Главный фасадЛ.Н. Бенуа родился 11 (24) августа 1856 года. Современники считали, что конец XIX и начало ХХ века в архитектуре характеризуются его именем. Большую часть жизни Л. Н. Бенуа преподавал в Высшем художественном училище Академии художеств; он был руководителем самой многочисленной по количеству студентов мастерской архитектурного отделения. С 1903 по 1908 и с 1911 по 1917 г. Леонтий Николаевич занимал должность ректора училища Академии художеств. Под руководством Л. Н. Бенуа сформировались такие крупные архитекторы, как А. В. Щусев, В. А. Покровский, В. А. Щуко, Ф. И. Лидваль, О. Р. Мунц, И. А. Фомин, М. М. Перетяткович, Н. Е. Лансере, В. Г. Гельфрейх, и многие другие. Умер зодчий 8 февраля 1928 г. Признанием его заслуг стало присвоение в 1927 г. звания заслуженного деятеля культуры.

В Петербурге по проектам Л. Н. Бенуа было возведено около 40 зданий различного назначения. Среди них такие, как Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости, костел Божией Матери Лурдской (Ковенский пер., 7), комплекс зданий Придворной певческой капеллы (наб. р. Мойки, 20), здание Московского купеческого банка (Невский пр., 46), здание Первого Российского страхового общества (ул. Б. Морская, 40), доходные дома (Моховая ул., 27−29; 3-я линия В.О., 20; Невский пр., 11, Каменноостровский пр., 26−28 и др.), Институт и клиника акушерства и гинекологии (Менделеевская линия, 3), Выставочный корпус Академии художеств (корпус Бенуа ГРМ, наб. Екатерининского канн., 2); им был перестроен Зимний сад Мариинского дворца под зал заседаний Государственного Совета (Исаакиевская шт., 6); в Москве по его проекту возведен доходный дом Первого Российского страхового общества (ул. Кузнецкий Мост, 21/5).

В начале XX в. Л. Н. Бенуа выступил с обширной программой по реконструкции планировки Петербурга. Программа не была реализована, но идеи, сформулированные зодчим, продолжают быть актуальными до настоящего времени.

Сохранилось обширное графическое наследие зодчего, хранящееся в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Музее архитектуры им. А. В. Щусева, Рукописном отделе Российской национальной библиотеке, Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, Музее семьи Бенуа, в частных коллекциях. В него входят не только эскизы и чертежи архитектурных произведений, но и многочисленные зарисовки сделанные во время путешествий за границу; бытовые, жанровые, пейзажные рисунки. Большой интерес представляет литературное наследие Л. Н. Бенуа, готовящееся ныне к изданию (дневники, воспоминания, письма и пр.).

Творчеству Л. Н. Бенуа посвящены книга и ряд статей, однако его наследие до сих пор не до конца изучено и большей частью не введено в научный оборот.
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17. Российская Академия художеств, Научно-исследовательский музей

http://rusk.ru/st.php?idar=110591

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru