Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация»11.04.2005 

Православная школа в современном мире

Проблема образования и воспитания становится сейчас особенно острой. Чему и как нужно учить детей — вот один из главных вопросов наших дней. Сегодняшний человек как продукт светского образования нравственно дезориентирован, зачастую лишен четких ценностей, а его сознание фрагментарно. Светское образование сейчас дает обычно лишь набор отрывочных и мертвых знаний, и редкая школа или учитель в наши дни способны подняться на более высокий уровень. Но те, кто сегодня получает образование, завтра станет главной силой русского государства. И поэтому от того, чему мы сегодня научим нашим детям, зависит завтрашняя судьба Отечества. В этих условиях наиболее важным и ценным опытом, безусловно, является опыт создания в сегодняшней России православных школ. Мы надеемся регулярно рассказывать о подобном опыте на страницах «Русской Цивилизации». Сегодня мы начнем с рассказа о Суздальской православной гимназии, проблемы которой во многом являются типовыми для учебных заведений подобного типа.

Суздальская православная гимназия — удивительная школа, расположенная в старинном русском городе. История гимназии берет свое начало в 2000 году, когда по инициативе группы православных жителей Суздаля была основана региональная общественная организация «Родители, педагоги и православная общественность за русскую традиционную православную школу. Организация получила благословение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия. Цель создания подобной организации формулировалась предельно четко: современному светскому образованию не достает нравственной составляющей воспитания, оно не дает целостной картины мира. Создание русской православной школы призвано возродить традиции воспитания, основная цель которого — формирование гармоничной картины мира у человека, проявления в нем образа Божия.

1 сентября 2001 года состоялось торжественное открытие гимназии. Программа православной школы рассчитана на полный одиннадцатилетний курс обучения и составлена на основе регионального базового учебного плана. В программе широко представлены предметы художественного цикла, на базе гимназии открыто отделение музыкальной школы. План обучения ставит своей целью помимо общеобразовательных задач возрождение и укрепление православной духовной культуры, патриотическое воспитание молодого поколения. В гимназии используются лучшие традиции советской школы. На сегодняшний день в четырех классах гимназии обучается более 30 детей, две трети из которых из малообеспеченных и многодетных семей.

Беседа с о. Дмитрием (Лётка), директором гимназии и настоятелем одного из храмов в Суздале, позволила обозначить тот круг проблем, с которыми сталкивается православная школа в современных условиях.

В соответствии с новой редакцией закона об образовании все частные школы даже при наличии государственной аккредитации полностью лишаются бюджетного финансирования. Для элитных закрытых пансионатов это не большая потеря, ведь государственные деньги покрывали лишь незначительную часть их расходов. Но для православных школ отсутствие поддержки со стороны государства ставит серьезный вопрос о выживании. Средняя стоимость обучения одного ученика сегодня составляет более 6000 тысяч рублей в месяц, а если речь идет о школах-пансионах, то сумма поднимается до 18 000 тысяч и выше. В этих условиях православные школы ставятся в жесткую зависимость от нерегулярных пожертвований, что дестабилизирует работу учебного заведения и заставляет администрацию больше заниматься вопросами финансирования, чем собственно проблемами воспитания и образования. Если положение вещей не изменится, то, как отметил о. Дмитрий, православные школы начнут разоряться. На сегодняшний день это самая серьезная проблема традиционного образования.

При этом православные школы не имеют никакой корпорации, способной представлять их интересы перед государством и обществом. Проблемы православных школ никто не пытается решать централизовано, а координация между школами осуществляется лишь на региональном уровне. Создание координационного органа потребовало бы дополнительного финансирования, так что поставленные на грань разорения школы вынуждены пытаться спасаться поодиночке.

До сих пор не существует и единых стандартных программ обучения в православных школах. Особенно остро это ощущается в цикле гуманитарных предметов, где ощущается крайний недостаток серьезных и выверенных курсов. Существует, например, чрезвычайно перегруженный курс богословия, в котором предлагается объяснять школьникам младших классов многие тонкости православного вероучения, в которых сегодня разбирается далеко не всякий взрослый. Огромной проблемой является корректная интерпретация отечественной истории XIX — XX веков. Сейчас все эти трудности разрешаются в основном усилиями отдельных учителей, но очевидно, что эта ситуация не является нормальной.

Нехватка кадров — это также серьезный вопрос для православных школ. Многие гимназии из-за недостатка средств вынуждены ориентироваться в основном на педагогов-пенсионеров, способных довольствоваться небольшим жалованием. В Суздальской гимназии большинство учителей — это педагогические работники со стажем, для которых именно приход в гимназию совпал с первым серьезным опытом общения с Церковью.

Тем не менее, о. Дмитрий отмечает, что, несмотря на все трудности, православная гимназия, взявшая на себя благородное дело возрождения традиций русской педагогики, обязана выжить. Ведь ее задача — формирование образованного, внутренне целостного русского православного человека. И борьба православной школы ведется на поле брани за души людей.

Русская Цивилизация

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=8065


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru