Русская линия
Русская линия Владимир Невярович05.10.2006 

Таинственный венец
Из книги «По следам Бехтеева»

В жизни русского поэта Сергея Сергеевича Бехтеева (1879 — 1954) было немало горьких утрат, потерь и разочарований.

Казалось, какой-то злой рок сопровождал его по всем этапам бытия, разбивая все призрачные надежды и упования на личное счастье, мирную безмятежную жизнь и благоденствие в столь дорогом сердцу отечестве. Любимая женщина ушла, оставив неизгладимую рану в душе поэта (быть может, именно к той неверной и ветреной особе отнесены следующие страстные строки поэта: «Я верил в женщину бесхитростной душой, и что же, женщина мне счастье отравила, измена низкая любовь мою разбила, втоптала в грязь предательской пятой… «Герой», 1927); военная карьера поэта не состоялась из-за увечья ноги, полученного на верховых учениях, карьера гражданская была прервана Первой Мировой (Великой) войной; любовь к Царю и Отечеству и верность святорусским идеалам обернулись трагедией изгнанничества и осознанием гибели Святой Руси и крушением Царской Державы.

Однако именно в период мрака и всеобщего умопомешательства, когда вся Россия, казалось бы, стала бесноватой и неистовой, отступив от Бога и Царя, подспудно начинает зреть и крепнуть яркий и самобытный поэтический талант Бехтеева. В дни крамолы и братоубийственной гражданской войны оттачивается его ёмкое и точное слово русского поэта — «царского гусляра», по звучанию имеющее сходство с поэзией Пушкина, Лермонтова и Тютчева, но не столь щедро украшенное в тонкие вуали изящных эпитетов и любовной сентиментальности, а всегда предельно лаконичное и точное, идущее из глубины сердца, удивительным образом пророчески устремленное в грядущее России и так поразительно сильно воздействующее на душу читателя.

Творчество Сергея Бехтеева нам предстоит еще исследовать и исследовать, ибо Бехтеев, по всей совокупности граней своего несравненного таланта (патриотизм, православность, традиционализм и прочее) вполне претендует на одно из самых ведущих и почетнейших мест в негласном поэтическом рейтинге истинно русской классической поэзии души и сердца.

Яркие дарования — это всегда откровения и праздник. Откровения, ибо в подлинном таланте есть высшее и запредельное, то, что находится за пределами обычного земного разумения и плодов человеческих трудов. Праздник, ибо настоящий талант порождает в душе чувства восхищения и восторга, что происходит при встрече земного с небесным, которое всегда, если имеет подлинно божественный источник, привносит великую радость, и даже ликование, в душу.

Серьезное изучение творчества и биографии Сергея Бехтеева в России только начинается. Немалый вклад в это делают ныне такие авторы, как С.Н.Азбелев, Г. С.Счастная, А.В.Дьякова, К.Б.Грамматчиков, А.Б.Арсеньев из Сербии и ряд других. Низкий им поклон.

К сожалению, мы не имеем и поныне личных архивов поэта, его фотографий (за исключением одной, перекочёвывающей из статьи в статью и из сборника в сборник), свидетельств его современников и родных. По всей видимости, потомки рода Бехтеевых не спешат к публичным откровениям. Быть может, на то была и последняя воля поэта, дабы до восстановления в России Православного Царства, во что сам Бехтеев свято верил, не обнародовать его личный архив. Бесспорно одно. Бехтеев до конца своих дней жил памятью о России и ее судьбой. Он не изменил своим Царским идеалам и Православной вере, не принял ни коммунистическую, ни республиканскую или либеральную доктрины и ушел из жизни непобежденным в своей глубокой внутренней правоте.

Уже почти 10 лет, как изучаю я творчество этого замечательного русского поэта. Очень многие события и факты содействовали изначально моим поискам. Родовое гнездо Бехтеевых находится совсем неподалеку от маленького святорусского городка моего детства и юности Задонска.

Многие суждения и идеалы поэта, несмотря на немалую временную дистанцию, оказались исключительно созвучны моим собственным. По сей день поражает меня то невнимание, и даже невежество по отношению к Сергею Бехтееву, которое наблюдается на его родине. К примеру, большинство жителей Задонского района, на территории которого ныне находится родовое гнездо Бехтеевых, совершенно ничего не знают о своем земляке, ибо имя его не упоминается ни в одной из краеведческих книжек, не пишут о Бехтееве и в местной прессе, не изучают в школах, что уж говорить о радио или телевидении (?!) Конечно, простые люди тут не при чем, во всем виновата политика. Если бы Бехтеев воспевал демократические идеалы или равенство и братство всех народов, имя его давно было бы хорошо известно всей читающей России. Но есть и Высшая Правда. Однако, как знать, быть может, не пришло еще время бехтеевским стихам вернуться в Россию во всей своей полноте и великолепии? Тем не менее, потребность ныне в истинно русском даровитом точном песенном слове (а стихи Бехтеева столь песенны и музыкальны, что словно и предназначены для того, чтобы звучать песней и быть переложенными на ноты), идущим из души и сердца, необыкновенно велика. Есть и еще одно отличительное свойство у поэзии Сергея Бехтеева: она оказывает лечебное врачующее воздействие на страждущую душу. Во многих аспектах творческое наследие Бехтеева совершенно уникально и дает (несмотря на ряд субъективных суждений и взглядов) ключ к пониманию смысла важнейших явлений и событий того исторического периода времени, свидетелем которых являлся поэт…

Исследование поэзии Бехтеева вывело меня на удивительные, в том числе краеведческие и даже исторические, открытия. Ныне об этом начинают все чаще писать и упоминать и другие современные исследователи. Имею в виду, в частности, достоверный факт особой духовной близости представителей рода Бехтеева во второй половине XVIII века к святителю Тихону Задонскому (1724−1783), прославленному русскому святому и чудотворцу.

Въезд в с.Липовка Задонского района Липецкой областиСам глава семейства Бехтеевых — отставной генерал задонского уезда Алексей Димитриевич Бехтеев (по моим предположениям, прапрадед поэта) со святителем Тихоном познакомился еще до переезда того на покой в город Задонск (в то время Тешев), который последовал весной 1769 года. Знакомство это быстро переросло в подлинную дружбу. Алексей Димитриевич подарил свт. Тихону Задонскому лошадь и предоставил ему свой дом в Липовке, в котором он тогда почти не жил, предпочитая находиться в другом своем имении — селе Ксизово, что расположено в 12 километрах от Задонска, вниз по течению Дона. Селение Липовка столь понравилась свт. Тихону Задонскому, что он пребывал там бывало по 2−3 месяца, наслаждаясь тишиной и чудесной природой. Вот как пишет о том исследователь наследия свт. Тихона Задонского схиархимандрит Иоанн (Маслов), в своем труде «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении: «Чаще всего он (свт.Тихон — В.Н.) выезжал в село Липовку, в имение Бехтеевых, которое находилось в 15 км от Задонска. Святителю Тихону нравилось расположение этого места и условия жизни. Когда один из духовных чад святителя просил у него совета, где поселиться для уединенной и удобной для занятий жизни, святитель Тихон так отозвался об этом селе: «По моему мнению, нет лучшего места… способного к чтению, размышлению, молитве и сочинению всякого умного дела; словом, по науке нашей, место весьма выгодное… Я бы, ей, там неисходно жил.""(гл.IV ук.соч. «Святитель Тихон на покое») Также и приятелю своему в письме святитель Тихон признавался» я бы, ей тамо неисходно жил: так мне место оное нравится!"(Творения святителя Тихона. Т. V, письмо 35)

Совсем недавно мне удалось вторично посетить Липовку. Ныне это вымирающая деревенька, земли которой, правда, активно начинают осваивать и скупать дачники. Двухэтажный дом, в котором прошло детства поэта, был уничтожен еще в крамольные дни 1917 года. Уцелела лишь часть дворовых построек. Бехтеевскую мебель, как свидетельствует в своих дневниках Пришвин, растащила новая власть. Прекрасный парк с воспетыми поэтом липами, березами, а также елями и фруктовым садом был окончательно порублен во время Великой Отечественной войны местными жителями.

Храм прп.Сергия РадонежскогоФамильный храм во имя преп. Сергия Радонежского (покровителя рода Бехтеевых. Старшие сыновья Бехтеевых, кстати, всегда носили имя Сергий, так что сам поэт, как и его отец и дед — все были Сергеями Сергеевичами) сначала, как и полагалось в атеистические богоборческие времена, был осквернен и разграблен, долгое время потом использовался как зернохранилище, что, по-видимому, и спасло его от окончательного уничтожения, а потом был попросту заброшен и отдан на откуп всем желающим… Дубовые прекрасно подогнанные полы большей частью варварски вырваны, стены исписаны потребными и непотребными словами. Каменной кладки кресты на стенах зачем-то выбиты, так что зияют ныне крестными отверстиями, как и пуста большая часть оконных проёмов Несколько прекрасных херувимов из металла каким-то чудом уцелело в подкупольном ярусном пространстве снаружи храма, часть же расхищена. Внутри самой святой обители сохранился местами чудесный орнамент византийского стиля и ряд изображений: святых императора Константина и Императрицы Елены, а также фрагмент Евангельской картины «Христос на суде у Пилата» и изображение распятого Спасителя. Все другие росписи уничтожены большей частью людьми, нежели временем. Даже купол оголен и сиротливо проглядывает через грубо положенное дощатое перекрытие.

Крест на главном куполе (храм двухкупольный) существенно покосился, но все же, каким-то чудом, еще держится. Этот удивительный крест, без сомнения, — подлинное произведение искусства! Конструкция его включает верхний восьмиконечный православный крест меньшего размера, который переходит в нижний четырехконечный большой крест, в свою очередь украшенный по бокам семью малыми крестами. Всё это покоится на полумесяце, на концах которого расположены две шестиконечные звезды. Еще четыре звезды помещены между перекладинами большого креста.

Крест на куполеВ структуре композиции видны также зигзагообразная вертикальная линия и нечто, напоминающее солнечные лучи, которые исходят от круга в центре нижнего креста. И что самое удивительное, в основании верхнего креста отчетливо виден венчальный венец. Как он туда попал, с какой целью? Остаётся пока загадкой. Заслуживает внимание объяснение этой странной детали в композиции креста, которое дал нам местный старожил, бывший учитель истории Сергей Михайлович Базыкин. По его словам, в далекое время пришли в этот храм венчаться родные брат с сестрой. Но таинство не состоялось, потому как налетел внезапно сильный ветер и забросил один из венцов прямо на купольный крест, где он и поныне находится.

Услышанная версия чудесного нерукотворного явления венчального венца на кресте православного храма поначалу показалась мне весьма неубедительной. «Вероятно, всего лишь красивая легенда», — подумал я…

Надо сказать, что исследования, касающиеся Бехтеева и его рода, почему-то отличаются особенной сложностью и продвигаются крайне медленно. Господь словно нехотя и по крупицам открывает тайны и страницы жизни этого достославного рода, включая последних его представителей. Тем не менее, уходящий год увенчался очень интересными новыми находками касательно именно тех Бехтеевых, которые были близки ко святителю Тихону Задонскому. С великим русским святым находился в большой дружбе, в первую очередь, как я уже отмечал выше, сам отставной генерал Алексей Димитриевич Бехтеев. Но еще большей чести удостоился (не только дружеского расположения, но и лицезреть сами подвижнические подвиги святителя и быть слушателем его пророчеств) сын Алексея Димитриевича — Никандр, проведший в Задонском монастыре около сорока лет и ставший духовным чадом святителя Тихона и старца схимонаха Митрофана. Дочь Алексея Димитриевича Екатерина (в иночестве Елена), без сомнения, также испытала сильное влияние Задонского епископа-монаха и уже в 18 лет тайно ушла из дома, выбрав монашескую стезю.

Жизненный путь инокини Елены завершился в 1834 году в Киеве во Свято-Флоровском монастыре, причем, почила праведница во гробе самого святителя Тихона! (Этот простой гроб, который свт. Тихон Задонский изначально приготовил для себя, обив черным сукном, оказался после кончины святителя, облаченного в роскошные архиерейские одежды, присланные из Воронежа правящим архиереем Тихоном III, слишком тесен и достался Бехтеевым. Примечательно, что инокиня Елена (Бехтеева) хранила гроб целых 50 лет и согласно ее воле, была в нем и похоронена 23 марта 1834 года, что подтверждает и надпись на надгробной плите могилы Елены Бехтеевой (на которой ее фамилия обозначена ошибочно или преднамеренно как Бахтеева, но достоверно установлено, что речь идет именно об урожденной Екатерине Бехтеевой из Задонского уезда. Но это уже, собственно, отдельная тема для повествования).

Историю с липовским венцом, уже вернувшись в Воронеж, я рассказал своему знакомому Владимиру, который служит алтарником в одном из воронежских храмов. Владимир очень оживился, услышав рассказ о венчальном венце, чудесно вознесенном на купол храма и сообщил мне, что читал уже про подобное. Но тот случай произошел уже в наше время в Москве и совсем не столь давно. Я попросил его дать мне книгу или источник информации. В тот же день Владимир по телефону продиктовал мне чудесную аналогичную историю с венцом, произошедшую в 1995 году в Москве. Приведу отрывок этого удивительного и назидательного происшествия из книги иеромонаха Трифона «Чудеса последних времен», изданной в 2001 г в г. Арзамасе, где так много созвучного с услышанной нами историей в с. Липовка.

В одном из рассказов книги, который называется «Хотели обмануть Бога» описывается сцена венчания молодой пары (как оказалось, это были родные брат и сестра). Поначалу все вроде шло по чину, как и должно, лишь очень уж сильно волновались при этом жених и невеста, что впрочем, встречается не столь уж и редко, особенно с невоцерковленными парами. «А вот священник поднимает в своей руке венчальный венец, еще мгновение и он возложит его на голову незаконно сочетающего. В этот момент венец на глазах онемевших присутствующих вырывается из руки также пораженного батюшки. Описав дугообразную траекторию, он вылетает из храма и опускается на верхний конец креста главного купола 5-ти главного храма. Слава Богу. Что говорить, молодые тут же сознались в обмане. А венец около месяца продолжал находиться на верхушке креста. Для чего? Может, кому-то в назидание. Кому-то в укрепление веры, а кому-то во свидетельство, что есть Бог, творящий чудеса».

Те же слова, заключенные в последней фразе приведенного выше отрывка, имели, очевидно, самое прямое отношение и к той удивительной истории, произошедшей в далекие времена в селе Липовка Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Задонского района Липецкой области) А фамильный храм Бехтеевых, чудесным образом сохраненный Господом по молитвам святителя Тихона Задонского и боголюбивых Бехтеевых, и по сей день продолжает хранить свидетельство того чуда, как впрочем, и иные тайны, которые предстоит еще разгадать в будущем правдивым и честным исследователям и все еще продолжает верить в свое грядущее восстановление. Хочется и нам надеяться, что это святое место не останется в запустении. Храм во имя преп. Сергия Радонежского, несомненно, вновь восстанет в своей былой красе, а на месте уничтоженного варварами родового бехтеевского дома появится музей русского поэта-патриота Сергея Сергеевича Бехтеева.

http://rusk.ru/st.php?idar=110574

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Леонид Болотин    07.10.2006 22:52
Дорогой о ГОСПОДЕ Владимир!
Я отнюдь не хотел задеть Вас и Ваш материал. Напротив всякое живое, народное предание о каждом храме ценно хотя бы самой письменной фиксацией, и Вы поступили совершенно правильно, что воспроизвели это предание в Своей книге о великом русском поэте Сергее Бехтееве… И сделали это так наглядно, с фотографиями.
Может быть, несколько неловко и впопыхах я высказался не совсем тактично. Прошу ради ХРИСТА прощения у Вас и у читателей Русской Линии. Прежде чем, перейти к объяснениям, я хотел бы поблагодарить Вас за прекрасный фрагмент Вашей книги, где рассказываются малоизвестные или совершенно неизвестные православным читателям факты из родословия Царского поэта Сергея Бехтеева. Его творчество дорого мне, и я благодарен Вашим тонким наблюдениям над особенностями его поэтики, а также за духовные оценки его поэзии. Ваши слова дышат любовью и к поэту, и его творчеству, и это чувство я вполне разделяю с Вами.
Драгоценны и сведения о родовом имении Бехтеевых и о родовом храме Преподобного Сергия Радонежского, построенном Бехтеевыми.
И Ваша запись предания о венце на Кресте, как писательский труд, тем более подтвержденный отсылкой на пример из популярного в церковной среде издания безусловно, уместны в Вашем очерке. Но посудите сами о моих следующих соображениях. В Москве существует два храма во имя иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ "Живоносный Источник" — в Бибирево на улице Лескова и в Царицыно (улица Дольская, дом 2, телефон (495) 325-34-56. Бибиревский храм-часовня, новое сооружение, часовня приписана к Ризоположенскому храму в Леоново, последний действовал и в советское время, и часовню эту обслуживает Ризоположенское духовенство.
Второй — Царицынский храм был основан еще в 17 веке, сначала он был деревянный, а с 18 века — каменный, в лоно Церкви его вернули в 1990 году. Храм в Царицыно — однокупольный. Это важная деталь, так как в рассказе Иеромонаха Тимофея фигурирует пятикупольный храм: «Описав дугообразную траекторию, он вылетает из храма и опускается на верхний конец креста главного купола 5-ти главного храма». Да Бибиревская часовня вряд ли будет о пяти главах, но я её, признаюсь, не видел, знаю только Ризоположенский храм, к которому она относится, в нем я бывал как-то в летом 1990-го или 1991 года на Патриаршей службе. Более того, подозреваю, что она была построена после 1995 года, так как в четырехтомнике у Петра Паламарчука, и в справочнике «Православная Москва» 1996 года она отсутствует. (Источники данных: Православная Москва. Справочники монастырей и храмов. М., 2001, с. 83-84, 140; Паламарчук Петр. Сорок Сороков. Том четвертый. М., 1995, с. 115-120).
Духовенство обоих храмов — Ризоположенского и Царицинского — известные в церковной Москве люди. И случись такое чудо в действительности в Москве 1995 года, это бы на второй-третий день стало бы известно всей церковной Москве, и туда бы не иссекало паломничество, пока, согласно Вашему пересказу книжного описания, венчальный венец находился на центральном Кресте. Поверьте, для Москвы это явление экстраординарное. Но ни о чем таком я в 1995 году не слышал, хотя занимал тогда очень активную церковно-общественную позиции и постоянно бывал в разных храмах Москвы, состоя в церковном совете одного из них.
Сейчас в Москве раза в три больше действующих храмов, чем это было в 1995 году. Сейчас информационное пространство слишком дискретно и, действительно то, что бывает в храмах на одном конце столицы, люди могут не знать на другом конце города. Но одиннадцать-десять лет назад все случаи мvроточения или слезоточения икон, случаи необычных исцелений и другие чудеса сразу же становились известны, и в те храмы устремлялись московские и подмосковные верующие помолиться святыне, от которой произошло чудо. В том числе, и я, грешный, поступал так.
Я никак не хочу ставить под сомнение труд Иеромонаха Трифона «Чудеса последних времен», но возможно он эту историю записал с чьих то слов, а рассказчик в свою очередь её знал со слуха. Тут надо Вам, может быть, не по телефону, а у самого знакомого посмотреть странички и точные выходные данные книги, а так же посмотреть точную отсылку на конкретный московский храм, на имя свидетеля, может быть, на имя священника. Ведь священники по уставу просто обязаны фиксировать БОЖИИ чудеса и докладывать о них благочинному или в Епархиальное управление, в данном случае в Московскую Патриархию. Это могло бы просто усилить Ваш рассказ, если такое чудо в Москве 1995 года было в действительности …
Кстати, о венце на Ризоположенском храме на Донской улице (около Шаболовки), о котором я упоминал в прошлой реплике. Петр Паламарчук пишет: «Над центральным Крестом доныне находится позолоченная корона» (Сорок Сороков, М., 1995, Том третий, с. 121), но никак, увы, не поясняет, но там в храме хранились величашие святыни — частица Ризы Господней, мощи Апостола Иакова и другие. Любопытен столпообразных храм под Подольском в Дубровицах (Московская область). Там весь единственный купол сделан как Царский Венец.
А теперь, давайте внимательно посмотрим на фотографию центрального купольного Креста Сергиевского храма в Липовке. Позвольте мне, Владимир, такое предварительное рассуждение. Судя по размерам храма и купола, размах главной перекладины Креста около двух метров. Это он снизу кажется маленьким, но столь богато украшенный деталями Крест маленьким быть не может. Если сопоставить размах Креста и размеры Царственного Венца, то диаметр последнего по обручу составит 40, а то и 50 сантиметров. Для брачного же венца диаметр в 20 сантиметров уже великоват.
Если бы на таком купольном Кресте был помещен брачный венец с маленьким равноконечным Крестиком на крестообразном пересечении полуобручей, эта конструкция была бы совершенно несоразмерна Кресту и едва различима в деталях с земли, даже при использовании хорошего объектива. Даже если Крест несколько меньше 2-х метров в размахе, всё равно, Царский Венец над ним не менее 35 сантиметров в диаметре. Да и осьмиконечный Крест самого Царского Венца по-любому великоват для брачного венца.
Конечно, я не противник чудес, и не оголтелый рационалист. ГОСПОДЬ ни раз за время моей церковной жизни являл мне чудеса, плоды которых можно было не только ощущать, но и потрогать, то есть это были именно реальные чудеса. И идти против чудесного в Церкви никогда не буду. Но и к околоцерковным басням (1 Тим 1, 4; 2 Тим 4, 4; 2 Пет 1, 16), всё же отношусь настороженно, потому что атеистические, то есть враждебные нам их разоблачение может повредить душевный мiр легковеров.
Поскольку Ваша книга о Бехтеева посвящена его биографии и поэзии, то и народное предание о храмовом Кресте, бытующее у него в родовом селе там совершенно уместно. Просто не надо заблуждаться насчет духовной авторитетности популярных церковных вроде «Чудеса в современном мiре» (есть такая серия). Нередко это — коммерческие издания, выходящие большими тиражами и приносящие соответствующие доходы. Нередко они выходят по благословению правящих Архиереев, и большей частью они содержат подлинные чудеса ХХ столетия, начала нынешнего. Но строго говоря, епархиальной цензуре эти книжки, как правило, не подвергаются, то есть факты чудес, если указаны конкретные храмы, на самом деле там не перепроверяются.
А это важное духовное правило, которому следовало бы держаться и авторам-составителям, и редакторам, и издателям этих изданий, и Архиереям, которые дают благословение на такие издания. Вообще, по церковным правилам чудеса БОЖИИ испытуются. И ничего неблагочестивого в этом нет, потому что даже виденные лично чудеса надо испытывать на исповеди у духовника, чудеса БОЖИИ не только свидетельствуются, но и освидетельствуются, когда их предают огласке. Например, случаи мvроточения икон и святынь, исцеления и так далее.
Потому что бывают и мнимые чудеса, даже в христианском антураже. Многие современные ведьмы-«целительницы» и колдуны держат у себя в приемных иконы и Кресты. «Исцеленные» ими люди могут думать, что они от БОГА получили исцеление, и следуют в жизни суеверным наставлением своих «целителей», а душа их оказывается плененной.
Это, конечно, совершенно не относится к Вашему случаю, но это свидетельствует о том, что легковерие христианину не полезно, а то и вредно, с детской — чистой и простодушной верой легковерие взрослых людей не имеет ничего общего — у них разные источники.
В этом никакой Вашей вины нет, Владимир, что Вы поместили в Вашей книге историю, услышанную Вами от учителя истории Сергея Михайловича Базыкина. Такие народные предания, связанные с конкретным местом украшают повествования. Но Ваша попытка обосновать эту народное предание ссылкой на церковный источник отличается своей неполнотой.
И другое. Может быть, Ваши изыскания о том, почему именно храм Преподобного Сергия Радонежского в Липовке был удостоен Царского Венца на Кресте, даст Вам какой-то новый духовный материал для духовной биографии поэта и его рода. А может быть дело всё в том, что в этом храме или на его месте служил Святитель Тихон Задонский, ведь если он месяцами пребывал в Липовке он не мог не служить в это время, и именно поэтому потом, скажем, после прославления Святителя — в 19-м веке храм был удостоен Царского венца на Кресте… То есть Вам бы следовало покопаться в воронежских архивах, в подшивках епархиальных ведомостей 19 — начала 20 веков, и Вы бы вышли на какой-то интересный материал касательно Бехтеевых. Для моей же реплики Ваш материал был только поводом. И я обращался с вопросом не к Вам, а к знающим читателям «Русской Линии». И поэтому благодарю за поддержку рабу БОЖИЮ Елену. Хотелось бы все же узнать церковно-каноническую причину появлению таких символов на купольных крестах Русских Православных храмов. Поскольку Ваш материал сам по себе заслуженно привлекает читательское внимание, я рассчитывал что мой вопрос о Венце и Луне на Крестах скорее обратит на себя внимание… Простите БОГА ради, если этим «расчетом» задел Ваши авторские чувства.
Еще раз благодарю Вас за прекрасный очерк о Сергее Бехтееве, за Ваши тонкие наблюдения над музыкальное природой его поэтики. Мой старший и давний друг, и духовный наставник Протоиерей Александр Верноподданный, по образованию музыкант и композитор, несколько лет назад написал целый цикл на стихи Сергея Бехтеева «Прости, Батюшка, протии, родненький», посвященный Святому Царю-Мученику Николаю и России. Ольга Николаевна Куликовская-Романова в девяностые годы совместно с одним Подольским храмов (РПЦЗ) выпустила книгу стихов Сергея Бехтеева со своим предисловием, и я имел некоторое касательство к этому изданию. Поэтому, я думаю, что и Вы, и читатели «Русской Линии» поймут, что моя предыдущая (признаюсь, грубоватая и поспешная, что заметно по ошибкам в ней) реплика, и нынешний более развернутый ответ Вам были продиктованы совершенно иными чувствами, не связанными с непочтением к Вам или к Сергею Бехтееву.
Да поможет Вам в Ваших изысканиях и трудах ГОСПОДЬ БОГ по молитвам Святых Преподобного Сергия Радонежского и Царственных Мучеников Дома Российского!
С искренним уважением всегда Ваш покорный слуга
Леонид Болотин
Москва, 7 Октября 2006 года по Р.Х.

А вопрос мой к сведущим читателям «Русской Линии» остается в силе:
Какие церковно-канонические правила регламентируют украшение купольных Крестов Царским Венцом и луной.
  Елена_Poly    06.10.2006 10:20
Согласна с Леонидом Болотиным. Сразу оговорюсь, что чудеса в Православии признаю неотъемлемой частью христианской жизни (в том числе и вышеописанное чудо), только вот такие явные чудеса единичны, а венцы на кресте, к примеру в нашей епархии, встречаются как минимум у двух храмов, причем один от другого отстоит не более чем на десять минут езды, историю рассказывают один в один, как и в статье. Не скажу за других, но по моему мнению гораздо более ценны чудеса иного плана. Разве не чудо, что по горячим молитвам жены, крестился муж-мусульманин, а чуть ранее разрешил крестить детей. Разве не чудо, что двое далеких от церкви людей недавно исповедались и причащались, за ними потянулись и другие. Разве не чудо, что после паломничества безплодное двухгодичное знакомство "неожиданно" завершается благословенным браком. Список может продолжаться бесконечно, и не только мною. Бог в помощь Вам Владимир.
  В.Невярович    05.10.2006 21:41
Благодарю за ценное замечание. Совершенно не исключаю и каноническую основу для подобного расположения венчального венца в конструкции купольного креста. Не удивлюсь, если версия с чудом, как и отмечено в очерке, \"не более, чем красивая легенда\". Так же как, впрочем, не могу не верить и в чудеса Божии и однозначно отвергать их, тщательно не исследовав все обстоятельства необычного явления.
Это было бы не по-православному. Полагаю, что указанный в очерке современный случай со свидетельством чудесного вознесения венчального венца на крест московского храма во имя иконы Пресвятой Богородицы \"Живоносный источник\" в 1995 году, подробно описанный в православно цензурированной и благословленной книге \"Чудеса последних времен\" все же не из разряда \"бабушкиных сказок\" Словом, было бы замечательно, если бы была установлена истина. Если состоится возрождение этого многострадального храма, шансов на успех будет больше.
С уважением, Владимир Невярович
  Леонид Болотин    05.10.2006 02:29
Венец, как и полумесяц, своеобразная церковная награда храму. Она свидетельствует, что либо храм постоен на особом церковно-историческом, духовно значимом месте, либо в в храме хранится какая-то святыня епархиального или всероссийского значения, например канонизированная чудотворная икона, либо в этом храме совершались какие-то требы с Государем или Его ближайшими родственнике. В Москве такой венец есть на кресте храма Ризоположения на Шаболовке, где мне встречались ещё. Но "бабушкину" историю о венце, вознесшемся при венчании родных или двоюродных брата и сестры слышал неоднократно. Надеюсь, что кто-то из знающих читателей РЛ все же даст нам по этому поводу более авторитетное разъяснение этому Богослужебному символу со ссылками на церковно-исторические издания. Честно говоря, сейчас уже испытываю неловкость, когда слышу или читаю очередной раз басню о нечестивых молодоженах. С искренним уважением к автору данного материала
Леонид Болотин

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика