Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Василий Ансимов11.04.2005 

Философия русского порядка

Порядка никогда не было слишком много на Руси.

Более тысячи лет назад наши предки были вынуждены обратиться за ним к варягам. Потом нас жестоко учили ему монголы. В 1613 мы сумели установить его сами, но вскоре его стало опять недостаточно, и Петр Первый импортировал его из Европы, вместе с бироновщиной и масонством. Советская власть удерживала порядок с помощью Госплана и КГБ, но они не помогли ей дожить до восьмидесятилетия. Нынешняя власть полагает, что порядок установится сам собой, если заставить каждого стремиться к собственной выгоде за счет других. Однако действительность доказывает обратное — порядка до сих пор нет и не предвидится, а впереди уже маячит призрак окончательной гибели России по сценарию Косово.

Сегодня нам не к кому больше обратиться за порядком. Мир перестраивается по новой схеме, в которой здоровой и сильной России не предусмотрено места. Остается единственный выход — сделать яростное волевое усилие и снова, как в 1613-м году, создать порядок самим, из самих себя и своего опыта, преодолев как враждебное давление извне, так и самоубийственный курс собственной власти.

Не нужно никаких «измов», чтобы обозначить новую национальную идею. Русский порядок — вот самая точная ее формулировка, сжатая до плотности металла. Единственное, что требуется — развернуть ее в конкретные формулы и инструкции, по каждому направлению предстоящей деятельности.

Не следует ассоциировать русский порядок с «фашизмом». Серьезные люди при планировании своей работы обращаются не к психологическим ассоциациям и широким обобщениям, а к разуму, здравому смыслу и опыту. Порядок никому и никогда не приносил зла, тем более русский. Наоборот, всегда оборачивалось бедствиями его отсутствие.

А фашистами нас так или иначе назовут, как только мы сделаем первые шаги к оздоровлению нашего государства и общества. Что поделаешь, это сейчас модно. Мы тоже будем этим пользоваться. И пусть в суматохе взаимных обвинений в фашизме психологическое воздействие этого ярлыка, угрожающего связать нам руки, выдохнется и потеряет силу.

Почему русский?

Потому что русский порядок есть способ организации именно русского государства и общества. Устройство территории и власти, законодательство и право, экономика и армия, социальная политика, религиозные и национальные вопросы, семья, культура и школа — все это может быть правильно устроено в России только в соответствии с особенностями основного народа России, русского народа, в соответствии с русской историей, культурой и сознанием. Навязывать нам чуждый образ жизни, чуждые стандарты — значит навязывать нам путь самоуничтожения и разрушения. С теми же, кто считает, что культура и сознание русского народа не обладают никакими существенными отличиями и достижениями, которые надо учитывать при организации нашего государства, дискуссия бессмысленна — по крайней мере, на языке слов.

Почему порядок?

Потому что порядок как система явлений и отношений между ними является первичным основанием бытия. Все живое и неживое, что существует хотя бы некоторое продолжительное время, подчиняется законам порядка; эти законы одинаковы для любых уровней организации мироздания, будь то строение атома или общественные отношения. Долгое время человеческая мысль шествовала от одного частного закона к другому. Пора расширить кругозор и познать весь мир в целом.

Русская политическая мысль по праву может стать авангардом мировой мысли, в то время как философия остальных стран пребывает в плену служения мифам демократии. Тем более, что прорыв из патовой ситуации, в которой мы находимся, немыслим без прорыва прежде всего в мировоззренческом, философском направлении. Только новое осмысление может стать основой для нового усилия национальной воли.

1. Русский порядок есть единство. За прошедшую тысячу лет нашей истории мы не только освоили одну шестую часть земной суши, преодолев тяжелые природные условия, но и удержали ее, непрерывно сокрушая завоевателей со всех сторон, потому что мы были сильнее их — сильнее своим единством, выражающимся в умении сострадания, взаимопомощи и самопожертвования, в традиции взаимного служения друг другу. Никогда мы не были успешными конкурентами друг другу — и не будем, потому что это ведет только к нашему коллективному самоубийству. Проповедников эгоизма и конкуренции надо останавливать, потому что они разобщают и ослабляют нас.

Люди должны помогать друг другу. Сильные — слабым, храбрые — робким, умные — посредственным, богатые — бедным, здоровые — больным, молодые — старым, взослые — детям. Пусть сильные эгоисты не надеются получить островок личного счастья в океане всеобщего хаоса. Одиночки погибают — побеждают команды.

Но единство народа не должно быть абстрактно-моральным, бумажным и идеалистическим. Оно должно быть воплощено в реальности межсемейных, уличных, профессиональных, любительских, военизированных, культурных и политических организаций-единств, где русские люди объединятся самыми разными горизонтальными отношениями — дружбы, взаимопомощи, совместного отдыха, делового товарищества, самообороны и государственного строительства. И чем больше будет этих отношений, тем крепче будет наше единство, тем легче будет нам жить, достигать своих целей и побеждать.

2. Русский порядок есть единство людей и организаций, действующих в определенных пределах свободы.

Каждый человек обладает свободой. Но свобода есть не вседозволенность, а пространство допустимых действий в составе целого — своего народа и государства. За пределами этого пространства свобода превращается в разрушение целого и потому должна быть ограничена. Единство немыслимо без ограничений, и эти ограничения надо осознать, признать и установить разумно и спокойно, как закон земного тяготения, не обращая внимания на ритуальные вопли о нарушении «прав человека». Ведь права человека этим будут не нарушены, а наоборот — созданы, потому что право есть мера свободы, а неустановленную меру невозможно ни соблюдать, ни защищать.

То же самое относится к деятельности организаций. И государственная власть, как самая главная из них, может действовать только в пределах той свободы, которой наделена учреждающим ее народом. Выходя за эти пределы, правители теряют свое право управлять страной и становятся узурпаторами — и подлежащат отстранению от власти.

3. Русский порядок есть единство живое, непрерывно рождающееся, воз-рождающееся и рождающее.

Поскольку неразлучным спутником жизни является старение и смерть, постольку самой ей свойственно непрерывное обновление и рождение. Поэтому культ рождения и здоровья должен занять одно из центральных мест в новом русском мироустройстве.

Огромное неосвоенное пространство России постоянно требует заселения, иначе оно уже вскоре будет заполнено мигрантами, которые разрушат культурно-этническое единство территории русского народа. Это значит, что постоянный демографический прирост должен стать социальной основой русского порядка. Семья как колыбель жизни каждого человека является источником самой России. Больше того, именно в родительском служении многодетной семьи воспитывается настоящий русский характер, закаляются мужчина-отец и женщина-мать, вырастают телесно здоровые и душевно полноценные русские дети — непосредственные представители и вершители русского будущего.

С момента, когда будут уничтожены источники разлагающего аморального влияния на народ и введены информационные и экономические средства поощрения рождаемости, мы можем и должны осуществить ежегодный не менее чем трехкратный прирост населения.

4. Русский порядок есть единство свободное и добровольное, а не принудительное — его источником является свободная воля к добру. Русские хотят не порабощения остальных себе, а добра как жизни в единстве, для всех, а не только для себя. Чтобы все народы пребывали в мирном строительстве, свободно идя каждый своим путем. Чтобы в мире было как можно меньше зла, обмана и насилия. Чтобы каждый довольствовался своим, не посягая на чужое. Чтобы все живое помогало друг другу, а не причиняло страдания.

Однако одного желания здесь мало. Добро есть определенный порядок вещей, который не возникает сам собой, и более того, существование которого подвержено разнообразным угрозам. Для его создания и удерживания требуется воля — способность повелевать, подчинять, удерживать и добиваться достижения целей, начиная с самого себя. Воля должна быть постоянной — не вспыхивать от мимолетных эмоций и улетучиваться при первом же столкновении с препятствиями, а гореть ровным огнем, пока задуманное не будет исполнено.

Постоянство воли означает следование своему долгу, обязательствам и обещаниям. Каждый из нас знает, что это нелегко. Однако без работы над культурой воли все прочее останется лишь пустыми мечтаниями, которым не суждено воплотиться в жизнь.

Как объединить людей, не подчиняя их силой? Прежде всего надо начать первому добровольно служить им, подчиняя их силой своей любви. В добрых душах искреннее и бескорыстное служение всегда вызывает ответную доброту, и возникающие отношения взаимного добровольного служения быстро становятся скрепами естественного порядка, узами подлинного бытия, каким оно было задумано Богом.

Однако не все люди, равно как и народы, способны сегодня на искреннее ответное проявление доброй воли к единству. Для многих, кто воспитал в себе культуру злой воли — воли к эгоистичному выживанию за счет других — это будет лишь проявлением слабости и сигналом к обману и грабежу. Поэтому там, где добрая воля столкнется со злой, ей придется взять в руки оружие, и она должна быть готова к этому как к неизбежности.

5. Русский порядок есть иерархичное единство, каждая часть которого занимает свое место в его структуре и делает свое дело.

Высшее место мировой иерархии по логике принадлежит Богу. Только на основе идеи Бога как абсолютного венца мироздания можно выстроить целостное и гармоничное мировоззрение, преодолев травмирующее сознание собственной смертности и относительности истины представлением о всеобщем бессмертии и вне-временной Правде. Однако в силу разного рода причин идея Бога не всеми принимается одинаково легко. Поэтому государство должно поощрять своих граждан к ее восприятию, создавая благоприятные условия симфонии церкви и власти, но не принуждать их к религиозной жизни, нарушая свободу их совести. К чему это привело в дореволюционной России, мы слишком хорошо знаем.

Власть, Церковь и государственная идеология представляют собой высший политический уровень русского порядка. Их роль — управление и целеполагание в масштабах настоящего и будущего всего государства и народа. Однако и ответственность, лежащая на них, огромна. И для того, чтобы эта ответственность была живой и реальной, необходимо напрямую увязать между собой состояние исполнителей власти и управляемого ими народа, возродить соборные традиции Церкви, сделать идеологию не комплексом мертвых догм, а живым и активным отражением национального сознания.

Территория, оборона, природные ресурсы, государственные финансы, транспортная, топливная и энергетическая системы являются составляющими частями государства, обеспечивающими исполнение его важнейших, уникальных и стратегических функций. Поэтому они могут принадлежать только государству, и распоряжаться ими может только государство — то есть власть, формируемая народом. Любые нарушения этого закона преступны.

Однако не только государство, но и каждый человек, каждая созидательная профессия играет свою важную роль в существовании русского порядка. Чем больше профессий, тем богаче жизнь общества, тем больше благ оно создает для каждого из его участников и для всего мира в итоге. Поэтому каждому человеку должна быть дана возможность делать то дело, к которому он имеет наибольшее желание и наилучшую способность, и получать за него достаточное для успешного труда и достойной жизни материальное обеспечение.

Некоторое место в общей иерархии принадлежит и хаосу. Было бы большим соблазном запретить вообще любые его проявления. Однако слабые стороны неизбежно присутствуют в человеческом характере и являются его составной частью, имеющей свое место и роль в нашем существовании. Будучи поставлены под запрет, они лишь становятся запретным плодом, символом сладостной свободы. Поэтому целесообразнее будет допустить существование в обществе некоего пространства контролируемого хаоса, в котором он будет обращаться, не порождая опасных мечтаний, но и не вырываясь из замкнутых пределов. Реализовано это может быть в самых разных политических, общественных и культурных формах.

6. Русский порядок есть единство служений, а не соперничеств. Каждая часть порядка исполняет определенную роль в его сохранении — несет свой собственный долг в общем деле его удерживания.

Подобно живому организму, общество должно быть единством взаимных служений, а не ареной конкурентной борьбы. Мыслимое ли дело, чтобы желудок конкурировал с мозгом, легкие — с печенью, правая рука — с левой, чтобы каждый орган стремился довести до максимума свое потребление и свести к минимуму свои расходы? Подобным образом ведет себя в организме только раковая опухоль. Здоровые же органы выполняют свой долг перед организмом, не заботясь о своей выгоде, но и не страдая от несправедливого обмена, который не может быть допущен центральным органом управления ради его же собственного самосохранения.

Исходя из этого, представление о природе общественных отношений должно быть пересмотрено, вслед за чем полностью перестроено и само общество.

7. Русский порядок есть единство деятельное и наступательное. Каждый по-настоящему живой организм является активным творцом истории, а не ее объектом. Признак жизни и здоровья — стремиться к великим свершениям и далеким целям, а не по-стариковски заботиться о самосохранении и комфорте.

Поэтому главным внешним признаком утверждения русского порядка в России будет радикальное изменение ее внешней политики — а именно, возвращение на новом уровне к исполнению миссии Третьего Рима, восстановление нарушенного мирового равновесия. Россия вернется на мировую арену в качестве мирового стабилизатора, Удерживающего. И в этом движении она неминуемо столкнется с мировым дестабилизатором — США и западом вообще, начав борьбу за культурное и политическое освобождение всех стран, которые подпали под пяту демократизации после разрушения СССР, за прекращение бездумной эксплуатации мировых ресурсов, за прекращение широкомасштабного загрязнения окружающей среды и повсеместный переход к природосберегающим технологиям.

Однако на восстановлении мирового равновесия миссия России не заканчивается. Вслед за тем, как огромные ресурсы, которые сегодня расходуются мировым сообществом на гонку вооружений и экономическое противостояние, будут переведены в созидательное русло, перед объединенным под покровительством России миром откроются новые перспективы освоения космоса, как ближайшего, так и дальнего. Этого же будет требовать и растущее перенаселение Земли.

Возрожденная Россия откроет новую эпоху мировой истории, устремив отважных представителей человечества в путь межзвездных полетов, к открытию неведомых миров.

Но все это, конечно, пока лишь мечты о светлом будущем. Путь в сотни световых лет начинается с простых шагов к порядку, которые мы должны сделать уже сегодня.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=8055


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика