Русская линия
Русская линия03.10.2006 

Исповеднический подвиг князя Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина его Феодора
День памяти — 3 октября по новому стилю

Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного (+1212), был прежде всего первым и единственным князем-мучеником, противоставшим монгольским завоевателям. На целых сто лет — единственным. Он же единственный в те времена, еще до битвы при Калке, обладал политической волей к сопротивлению. Все остальные князья были заняты своей «самостийностью и незалежностью». Ну и еще в Киеве покняжить всем им хотелось. Князья Владимиро-Суздальской Руси после смерти святого князя Андрея Боголюбского совершенно отделили себя от Руси Киевской, не желая участвовать в ее, как бы сказали сейчас, бесконечных дележах и разборках.

Мч. и исп.Михаил, князь Черниговский А князь Михаил хотел воссоздания могучего государства, собранного равноапостольными Ольгой и Владимиром, удерживаемого Владимиром Мономахом и Андреем Боголюбским. Особенно он искал этого единения после битвы при Калке, когда стало очевидным, что, даже договорившись обо всем на княжеском съезде, князья во время боя действовали каждый сам по себе.

Михаил с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 г. испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те г. ы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 г. благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 г. после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 г. был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (память 4 марта), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.

Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 г. едва не вспыхнула междоусобица — их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224 — 1233). В том же г. благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

С 1235 г. святой благоверный князь Михаил занял Киевский великокняжеский стол. Он ездил от князя к князю, стараясь примирить всех, объединить хотя бы родственными связями. Сам он женился на Елене, дочери Галицкого князя Романа. Его сестра вышла замуж за князя Юрия Владимирского. Свою юную дочь Феодулию Михаил обручил с Суздальским князем, а дочь Марию выдал замуж за племянника Владимирского князя Юрия. Одним словом, он старался, чтобы Русь Владимирская не отделялась от Руси южной, чтобы сохранялась хоть видимость прежде единого государства. Но страсти властолюбия и мщения бушевали в сердцах русских князей. Они продолжали братоубийственные войны.

Всё это прекрасно видели готовившие нашествие монголы. И к 1237 г. поняли, что плод созрел, осталось только сорвать его.

И вот в 1238 г. взята Рязань — никто не пришёл ей на помощь. Сожжены Москва, Владимир. В решающей битве на реке Сить родной брат Ярослав не пришёл на помощь Владимирскому князю Юрию. Северо-восточная Русь сгинула, казалось, навсегда. Татары опустошили Суздаль и Владимир. Один за другим монголы громили русские города, и южные, и северные, а князья и в это время продолжают драться друг с другом за свои уделы: Смоленский, Переславльский…

Князь Михаил понял, что попущением Божиим примирение русских князей уже невозможно, а значит, невозможно и противостояние монгольскому игу. В это время князья Ярослав Владимирский и Александр Невский, тоже понимавшие это, выбирают путь дипломатичного примирения с Ордой.

В 1239 г. монголы опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 г. подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры, а срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу. Князь Михаил искал на Западе помощи не только у славян, но и в христианских вроде бы, хоть и католических, европейских государствах. Но это, как оказалось, был тупиковый путь. В Польше «братья-славяне» забрали богатую княжескую казну, обещали помощь, но с места не сдвинулись. В 1245 г. на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды.

Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского.

На Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение — его особое разрешение — ярлык, за которым следовало оправиться в Орду. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.

Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. Когда в 1246 г. благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам». Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35−38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора — он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью.

Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго.

Православие украсилось в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был великий князь Феодор (+1246). Замучены были святой Роман Рязанский (+1270), святой Михаил Тверской (+1318), его сыновья Димитрий (+1325) и Александр (+1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде — святого Михаила Черниговского.

14 февраля 1572 г., по желанию царя Иоанна Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 г. они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 г. — в Архангельский собор Московского Кремля.

Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским. В прошлом г. мы отмечали 760 лет со дня их кончины.

«Род праведных благословится», — говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь — преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября) и его внука — святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября).
Подготовил Матвей Славко

http://rusk.ru/st.php?idar=110566

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика