Русская линия | 29.09.2006 |
Перед тем как перейти к обсуждению конкретных высказываний участников, необходимо обозначить перечень основных исторических факторов, а также очевидных реалий, в которых сегодня существует наше государство и которые напрямую связаны с вопросом введения ОПК в школах Российской Федерации.
1. Страна обсуждения: Россия
2. Истоки страны: Великая Православная Русь
3. Основной язык: Русский
4. Национальность преобладающего населения: Русские
5. Основная историческая религия: Православие
6. Религиозная организация, к которой принадлежит большинство граждан страны: Русская Православная Церковь.
Для большинства других демократических стран подобных факторов было достаточно для введения в школах этих стран предмета, изучающего основы культуры, наиболее характерной той или иной стране. Более того, в Европе (которая сегодня повсеместно используется как эталон цивилизованности), в таких странах как Германия, Франция, Словения, Польша, Бельгия и др. в школах преподаются не только основы их христианских культур, но и Закон Божий как таковой. К сожалению, наша страна должна была быть «особенной» и в этом вопросе. Православная общественность была вынуждена пойти на компромисс (в плане введения предмета ОПК, а не Закона Божьего) дабы противники Православия и русского народа не захлебнулись в своем неистовстве. И не умножили бы свои козни против просвещения нашей нации.
На сегодняшний день потрачены многие годы на обсуждения, разъяснения, подготовку кадров и учебных пособий и, наконец, практику преподавания ОПК в ряде регионов РФ. Тем не менее, открытых противников ОПК только прибавилось. Вследствие нашей нерасторопности уже целое поколение Россиян не имеет практически никаких понятий о цели своей жизни и роли в обществе. Кроме разве что лозунга Макдоналдс о том, что жить надо «Весело и вкусно». Извините за сравнение, но так могут жить только свиньи в свинарнике, но никак не потомки великого русского православного народа, коими мы являемся. То, что наша страна превращается именно в свинарник, очевидно и многим неприятно. Таким людям ясно, что мы не имеем права продолжать оставаться в этот состоянии безнравственности, позволять заражаться дурным примером нашим детям и надеяться на то, что реальная альтернатива несостоятельной образовательной системы и несуществующей общенациональной идеи, способные воспитать достойное поколение Россиян и сплотить народы, населяющие Россию, придут откуда-то извне.
Кстати такие «альтернативы» давно предлагаются нам нашим правительством: в образовательной системе — это кашеобразная толерантность неизвестно к чему или, другими словами, вседозволенность, а в качестве национальной идеи — это, несомненно, демократия, по существу являющаяся «казнокрадией».
Еще раз просим прощения, но именно попытка постановки этих факторов в основу Российского государства и явилась причиной массового культивирования безнравственности, вседозволенности, беззакония, разнузданности и других губительных реалий, которыми сегодня изобилует наше общество.
Православная общественность многие годы взывая к правительству РФ, предлагает реальный выход из сложившегося кризиса безыдейности и разрозненности нового поколения Россиян. Данный выход основан не на какой-то абстрактной, карикатурно-западной идеологии, а на историческом опыте русского народа, который смог объединить вокруг себя огромное количество народов и культур, входящих сегодня в состав РФ. Именно Православие обладает удивительной способностью примирять и объединять столь разные по существу народы. Повторимся, что данная идея не надумана или заимствована у кого-то — это наша исторически сформированная национальная идея. Тот факт, что в школах запрещается полноценное преподавание нашей же реальной истории, нашей единственно верной (для русского человека) национальной идеи, никак, кроме как преступлением против народа назвать нельзя.
Возвращаясь к высказываниям круглого стола, нам хотелось бы остановиться на мнениях четырех участников заявления, которые наиболее ярко выражают разногласия по вопросу ОПК. Так, с одной стороны, представители власти в Санкт-Петербурге поддерживают идею преподавания ОПК в школах Санкт-Петербурга.
Вот некоторые из их высказываний: «В нашем городе такой факультатив имеется в нескольких общеобразовательных учебных заведениях, и никаких особых противоречий он не вызывает», -считает первый заместитель председателя комитета по образованию городского правительства Елена Спасская. Это мнение разделяет и депутат ЗакСа Игорь Риммер, который признался, что уже несколько лет сам ведет факультативные уроки по православной культуре в одной из городских школ.
С другой стороны в ходе дискуссии был предложен ряд возражений против преподавания ОПК. Так, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета аэрокосмического приборостроения, руководитель научного центра «Петрополь» Дома национальных культур Тамара Смирнова считает, что даже факультативное преподавание «Основ православной культуры» может привести к серьезным последствиям, так как «актуализировать религиозный фактор на уровне школы в условиях, когда мы хотим создать единую по гражданскому самосознанию, а не по этническому составу российскую нацию, неверно».
Комментируя данное заявление, еще раз повторим, что, к сожалению, на сегодняшний день «гражданское самосознание» у подрастающего поколения просто отсутствует, не говоря уже о том, чтобы оно было «едино». Работа по «созданию единой по гражданскому самосознанию, а не по этническому составу российской нации», упомянутая Тамарой Смирновой, велась на протяжении более 15 лет истории демократической России. Как уже говорилось ранее, попытки заимствования национальной идеи («единого гражданского сознания» западно-либерального образца) привели к кризису национальной идеи и идентичности граждан нашей страны.
Сказать, что введение ОПК «неверно», — мало, необходимо предложить способ-альтернативу по выходу из существующего кризиса, но реальной альтернативы у противников ОПК нет, кроме тех, что уже показали себя несостоятельными в деле воспитания здорового общества в России.
К сожалению, в ряде публикаций, обсуждающих итоги круглого стола, предложения, высказанные представителем РПЦ протоиереем Георгием Митрофановым (настоятелем храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Университете педагогического мастерства) были интерпретированы как негативные по отношению к преподаванию ОПК в школах. В частности, приводится высказывание отца Георгия о том, что учебник Аллы Бородиной «Основы православной культуры», который используется в четырех регионах России, — «плохой учебник, созданный в духе советской идеологии». Учитывая такое заявление представителя РПЦ, подретушированное комментариями в ряде СМИ, возникает вопрос: неужели в то время, как государственная власть в Санкт-Петербурге не против ОПК, о.Г.Митрофанов, выступающий от имени Церкви, — против? Более того, может сложиться ложное впечатление, что в нашей Церкви существует разделение по вопросу ОПК. Очень важно понимать, что такого разделения нет. А вышеуказанное заявление отца Георгия можно охарактеризовать как проявление повышенной критичности к учебнику Аллы Бородиной, обусловленное глубиной знаний и квалифицированности отца Георгия в данной сфере. Несомненно, выявление слабых мест учебников и их корректировка необходимы. Но повторяем, пока мы будем шлифовать учебники критикой и препятствовать преподаванию ОПК ввиду «неидеальности» учебников, невозвратно уйдут годы, а с ними и возможность воспитания будущих поколений в духе патриотизма и любви к Родине.
Стоит еще раз подчеркнуть, что общее мнение РПЦ по имеющимся учебникам ОПК одобрительное. Так выступая 19 сентября в прямом эфире радиостанции «Радонеж», заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что существует достаточно учебников, «которые прошли апробацию в школе за многие годы преподавания». Отец Всеволод также подчеркнул, что ОПК преподается в некоторых регионах России уже около десяти лет, «отзывы самые благоприятные, и нигде это не вызвало ни межнациональные, ни межрелигиозных конфликтов. Обстановка в этих регионах нисколько не ухудшается, а, наоборот, становится лучше».
Завершая данное послание, СПГ СПб напоминает, что наш союз будет продолжать бороться за достойное образование школьников нашего города, символом возрождения которого будет введение ОПК в школах Санкт-Петербурга. Мы считаем важным напомнить, что в Санкт-Петербурге функционирует «Родительский комитет», который должен стать связующим звеном между школой и родителями, а также создать площадку для диалога между всеми участниками образовательного процесса. Учитывая такую функцию «Родительского комитета» и тот факт, что комитет активно поддерживает преподавание ОПК, данная организация являет собой пример соработничества православной общественности и работников образования в деле возрождения культурно-исторического просвещения в школах Санкт-Петербурга. Мы еще раз призываем все православно-патриотические организации, а также всех православных родителей и учителей объединить усилия в содействии по введению ОПК в наших школах. Важность и необходимость этого дела очевидна и не требует большей аргументации, чем уже приведена выше. Дело остается за нами.
Союз православных граждан Санкт-Петербурга
http://rusk.ru/st.php?idar=110547
|