Русская линия | 27.09.2006 |
Историческая справка. Крест-мощевик — крест, в древо которого помещены частицы мощей святых. Соединение мощей с орудием спасения человеческого рода свидетельствует о том, что человек, служивший Христу в продолжение своей земной жизни, и по отшествии в вечность остаётся в единении с Ним не только своим духом, но и телом. (Мощи — от слав. мошть т. е. сила; останки умерших святых. Буквально — силы, способные творить чудеса).
Кресты-мощевики появились на Руси в древности. Поначалу это были нательные кресты — энколпионы (греч. — находящийся на груди), наперсник. Это небольшое изображение креста, Богородицы, святых, носимое верующими на груди. В энколпион полагали мощи святых, просфору в честь Богородицы. В последнем случае энколпион называли панагия и панагиара. Энколпионы существовали в средние века у русских и греков.
В Православной энциклопедии (том Русская Православная Церковь./ Русское церковное искусство X—XX вв./ IV. Церковное искусство малых форм X—XX вв. М., 2000) читаем: с домонгольского времени известны кресты-тельники небольшого размера, предназначенные для ношения под одеждой; наперсные кресты; кресты-энколпионы, содержащие частицы святых мощей; кресты напрестольные, воздвизальные, запрестольные выносные и др. Наперсные мощевики-энколпионы появились не позднее IV в. и первоначально имели форму ящичка-ковчега. Крупные наперсные кресты-мощевики в XVII—XVIII вв. носили монахи.
Напрестольные кресты, как явствует из их названия, полагаются на престолах, в них вкладывались святые мощи. Напрестольные кресты могли также служить в качестве воздвизальных в праздник Воздвижения Креста Господня; если в храме имелся особый воздвизальный крест, он хранился в ризнице. Воздвизальные кресты с частицей Истинного Креста Христова (Крестного Древа) или святыми мощами исполнялись из дерева и покрывались богатыми окладами с лицевыми изображениями, выполненными в разных техниках. Одним из древнейших русских крестов такого типа был крест прп. Евфросинии Полоцкой в золотом окладе с перегородчатыми эмалями (мастер Лазарь Богша, 1161 г., пропал в 40-х гг. ХХ в.).
В культурном слое средневековой крепости Москвы были найдены нательные кресты двух типов — это небольшие крестики из металла и камня и крупные кресты- энколпионы (вместилища для мощей).
Вкладная книга монастыря Муромского Спасского монастыря повествует о кресте, хранившемся в обители: «Лета 7201 (1693) марта построенъ сей крестъ Господень с мошми Спасова монастыря что во граде Муроме вкладчика стольника Василия Ивановича Черткова при архимандрите Аврааме.»
Епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов; + 2000) в своей книге «Правдой будет сказать» пишет:
«Русская Православная Церковь с древних времен свято почитала множество честных останков Богом прославленных людей. Подтверждение тому — обилие крестов-мощевиков и ковчежцев как в монастырях, так и во многих храмах Руси. Благочестивая традиция прошлых лет заставляла православного человека буквально искать подобные святыни везде и припадать к ним, подобно тому, как к живительным источникам влаги стремится и утоляет жажду уставший путник».
Сейчас на наших глазах Церкви возвращается многое из утраченного в безбожное лихолетье.
Древний крест с частицей мощей святого великомученика целителя Пантелеимона появился недавно в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре. Эта святыня XIV века, родовая реликвия бояр Hащокиных, была подарена к пятнадцатилетию обители московским благотворителем.
В монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев, возведенный в урочище Ганина Яма, на месте уничтожения останков Царственных Страстотерпцев, был недавно передан чудотворный Крест-мощевик с частицами мощей сорока угодников Божиих. Это — семейная святыня Царского Дома.
Традиции возрождаются, несколько лет назад в Никольском храме Петропавловска-Камчатского был сооружен крест, в котором помещены частицы мощей более 60-ти православных святых.
Три года назад появился крест-мощевик и в Успенском храме на Малой Охте в Петербурге. Эта святыня — позолоченный крест предположительно XVIII века, подаренный храму благотворителем, — содержит частицы мощей 37 почитаемых православных святых:
пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня;
свв. Евангелистов Матфея, Марка и Луки;
пророка Даниила;
св.Лазаря Четверодневного;
апостола Андрея Первозванного;
брата Божия Иакова, апостола от 70-ти;
апостола Филиппа от 12-ти;
апостола Варфоломея от 12-ти;
свщмч. Варнавы (Иосифа), апостола от 70-ти, епископа Медиоланского, Кипрского;
апостола Иасона от 70-ти;
первомученика Стефана, апостола от 70-ти;
сщмч. Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского;
свт.Спиридона, епископа Тримифунского Чудотворца;
вмч. Георгия Победоносца;
вмч.Димитрия Солунского Мироточивого;
вмч.Феодора Стратилата;
вмч. Евстафия Плакиды;
свт. Василия Амасийского;
свт. Кирилла, архиепископа Александрийского;
прп. Пимена Великого, Египетского;
прп. Илариона Великого;
свт. Григория Акрагантийского;
сщмч. Акепсима, епископа Наессонского, Арбельского, Персидского;
сщмч. Анфима, епископа Никомидийского;
мч. Феодота Анкирского, корчемника;
равноап. царя Константина;
равноап. вел. кн. Владимира;
св. блгв. кн. Александра Невского;
св. блгв.кн. Даниила Московского;
прп. Саввы Сторожевского, игумена Звенигородского;
свт. Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского;
св.Пафнутия, епископа Боровского;
св.Варсонофия, еп. Тверского;
св.Игнатия, епископа Ростовского;
св.Исайи, епископа Ростовского.
Крест-мощевик находится в специально изготовленном аналое, и каждый верующий может помолиться перед ним и приложиться к этой святыне, испрашивая у Господа сил и помощи по молитвам сих святых угодников Божиих.
Обращаясь к прихожанам перед чтимой святыней, настоятель Успенского храма протоиерей Александр Пашков сказал:
— Обратим свой молитвенный взор ко Кресту и к тем святым, которые во время земного странствия сораспялись Христу каждый в своем подвиге веры. Кто-то из них нес апостольское служение, кто-то мученическое, кто-то святительское, кто-то преподобническое. Испросим же себе молитвенную помощь перед сим святым Крестом и святыми мощами.
Успенский храм на Малой Охте: Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 52. тел. 528−11−50.
Подготовила М. Михайлова
http://rusk.ru/st.php?idar=110537
|