Русская линия
Русская линия27.09.2006 

Чтимая святыня
14/27 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Мы являемся свидетелями возрождения на Руси православной веры, строительства и реставрации храмов, возвращения утраченных и появления новых святынь. Этот рассказ посвящен особому роду почитаемых православных святынь — кресту-мощевику.

Историческая справка. Крест-мощевик — крест, в древо которого помещены частицы мощей святых. Соединение мощей с орудием спасения человеческого рода свидетельствует о том, что человек, служивший Христу в продолжение своей земной жизни, и по отшествии в вечность остаётся в единении с Ним не только своим духом, но и телом. (Мощи — от слав. мошть т. е. сила; останки умерших святых. Буквально — силы, способные творить чудеса).

Кресты-мощевики появились на Руси в древности. Поначалу это были нательные кресты — энколпионы (греч. — находящийся на груди), наперсник. Это небольшое изображение креста, Богородицы, святых, носимое верующими на груди. В энколпион полагали мощи святых, просфору в честь Богородицы. В последнем случае энколпион называли панагия и панагиара. Энколпионы существовали в средние века у русских и греков.

В Православной энциклопедии (том Русская Православная Церковь./ Русское церковное искусство X—XX вв./ IV. Церковное искусство малых форм X—XX вв. М., 2000) читаем: с домонгольского времени известны кресты-тельники небольшого размера, предназначенные для ношения под одеждой; наперсные кресты; кресты-энколпионы, содержащие частицы святых мощей; кресты напрестольные, воздвизальные, запрестольные выносные и др. Наперсные мощевики-энколпионы появились не позднее IV в. и первоначально имели форму ящичка-ковчега. Крупные наперсные кресты-мощевики в XVII—XVIII вв. носили монахи.

Напрестольные кресты, как явствует из их названия, полагаются на престолах, в них вкладывались святые мощи. Напрестольные кресты могли также служить в качестве воздвизальных в праздник Воздвижения Креста Господня; если в храме имелся особый воздвизальный крест, он хранился в ризнице. Воздвизальные кресты с частицей Истинного Креста Христова (Крестного Древа) или святыми мощами исполнялись из дерева и покрывались богатыми окладами с лицевыми изображениями, выполненными в разных техниках. Одним из древнейших русских крестов такого типа был крест прп. Евфросинии Полоцкой в золотом окладе с перегородчатыми эмалями (мастер Лазарь Богша, 1161 г., пропал в 40-х гг. ХХ в.).

В культурном слое средневековой крепости Москвы были найдены нательные кресты двух типов — это небольшие крестики из металла и камня и крупные кресты- энколпионы (вместилища для мощей).

Вкладная книга монастыря Муромского Спасского монастыря повествует о кресте, хранившемся в обители: «Лета 7201 (1693) марта построенъ сей крестъ Господень с мошми Спасова монастыря что во граде Муроме вкладчика стольника Василия Ивановича Черткова при архимандрите Аврааме.»

Епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов; + 2000) в своей книге «Правдой будет сказать» пишет:

«Русская Православная Церковь с древних времен свято почитала множество честных останков Богом прославленных людей. Подтверждение тому — обилие крестов-мощевиков и ковчежцев как в монастырях, так и во многих храмах Руси. Благочестивая традиция прошлых лет заставляла православного человека буквально искать подобные святыни везде и припадать к ним, подобно тому, как к живительным источникам влаги стремится и утоляет жажду уставший путник».


+ + +

Сейчас на наших глазах Церкви возвращается многое из утраченного в безбожное лихолетье.

Древний крест с частицей мощей святого великомученика целителя Пантелеимона появился недавно в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре. Эта святыня XIV века, родовая реликвия бояр Hащокиных, была подарена к пятнадцатилетию обители московским благотворителем.

В монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев, возведенный в урочище Ганина Яма, на месте уничтожения останков Царственных Страстотерпцев, был недавно передан чудотворный Крест-мощевик с частицами мощей сорока угодников Божиих. Это — семейная святыня Царского Дома.

Традиции возрождаются, несколько лет назад в Никольском храме Петропавловска-Камчатского был сооружен крест, в котором помещены частицы мощей более 60-ти православных святых.


+ + +

Крест-мощевик Успенского храма на Малой ОхтеТри года назад появился крест-мощевик и в Успенском храме на Малой Охте в Петербурге. Эта святыня — позолоченный крест предположительно XVIII века, подаренный храму благотворителем, — содержит частицы мощей 37 почитаемых православных святых:

пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня;

свв. Евангелистов Матфея, Марка и Луки;

пророка Даниила;

св.Лазаря Четверодневного;

апостола Андрея Первозванного;

брата Божия Иакова, апостола от 70-ти;

апостола Филиппа от 12-ти;

апостола Варфоломея от 12-ти;

свщмч. Варнавы (Иосифа), апостола от 70-ти, епископа Медиоланского, Кипрского;

апостола Иасона от 70-ти;

первомученика Стефана, апостола от 70-ти;

сщмч. Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского;

свт.Спиридона, епископа Тримифунского Чудотворца;

вмч. Георгия Победоносца;

вмч.Димитрия Солунского Мироточивого;

вмч.Феодора Стратилата;

вмч. Евстафия Плакиды;

свт. Василия Амасийского;

свт. Кирилла, архиепископа Александрийского;

прп. Пимена Великого, Египетского;

прп. Илариона Великого;

свт. Григория Акрагантийского;

сщмч. Акепсима, епископа Наессонского, Арбельского, Персидского;

сщмч. Анфима, епископа Никомидийского;

мч. Феодота Анкирского, корчемника;

равноап. царя Константина;

равноап. вел. кн. Владимира;

св. блгв. кн. Александра Невского;

св. блгв.кн. Даниила Московского;

прп. Саввы Сторожевского, игумена Звенигородского;

свт. Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского;

св.Пафнутия, епископа Боровского;

св.Варсонофия, еп. Тверского;

св.Игнатия, епископа Ростовского;

св.Исайи, епископа Ростовского.

Крест-мощевик находится в специально изготовленном аналое, и каждый верующий может помолиться перед ним и приложиться к этой святыне, испрашивая у Господа сил и помощи по молитвам сих святых угодников Божиих.

Обращаясь к прихожанам перед чтимой святыней, настоятель Успенского храма протоиерей Александр Пашков сказал:

— Обратим свой молитвенный взор ко Кресту и к тем святым, которые во время земного странствия сораспялись Христу каждый в своем подвиге веры. Кто-то из них нес апостольское служение, кто-то мученическое, кто-то святительское, кто-то преподобническое. Испросим же себе молитвенную помощь перед сим святым Крестом и святыми мощами.
Успенский храм на Малой Охте: Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 52. тел. 528−11−50.
Подготовила М. Михайлова

http://rusk.ru/st.php?idar=110537

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru