Русская линия
Русская линия Матвей Славко,
Мария Закорецкая
26.09.2006 

Сто лет Шостаковичграда

25 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения великого композитора Дмитрия Шостаковича. Многоплановое творчество Шостаковича, наибольшую любовь питавшего к Модесту Мусоргскому и работавшего практически во всех музыкальных жанрах, стало классикой советской, русской, мировой культур.

Д.Д.ШостаковичФигура Шостаковича — парадоксальна, в творчестве его ярко и безошибочно узнаваемо воплотился ХХ век — со всеми его катаклизмами, войнами, ускоряющимся временем, технократическими процессами, трансформацией души-психики. Особый отпечаток на музыку композитора наложила пережитая им эпоха. Сочетание глубокой скорби и сарказма, их взаимопроникновение и взаимодействие — казалось бы, невозможное, противоестественное — является движущей силой и материей сочинений Шостаковича.

И в то же время Шостакович обладает почти барочной цельностью, не свойственной его эклектичной эпохе. Не случайно именно он стал первым, кто после Баха решился создать свой цикл прелюдий и фуг. Теперь этот цикл — 24 прелюдии и фуги — в среде музыкантов называют «Новым хорошо темперированным клавиром», вслед за Баховским ХТК.

Шостакович — космичен и национален. 100-летие Шостаковича, отмечаемое всем миром 25 сентября с.г., символично почти совпадает с Международным днем музыки, учрежденным по решению ЮНЕСКО 1 октября 1975 г. (в год кончины величайшего композитора ХХ в.). Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки был именно Дмитрий Шостакович.

В Москве начался Музыкальный фестиваль, посвященный юбилею композитора. Фестиваль продлится до 25 декабря, в нем примут участие Геннадий Рождественский, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, сын композитора Максим Шостакович, симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича. А 25-го сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, в Большом зале Консерватории запланирован торжественный концерт, в котором принял участие Мстислав Ростропович.

Приурочена к юбилею и трехмесячная серия концертов в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. Первый концерт состоялся в рамках Бетховенского музыкального фестиваля в Бонне.

Музыка Шостакович одновременно возвышенна и саркастична. Быть может, в этом и заключается подлинное его величие — в невозможности отделить ухмылку горечи от слез счастья. Кажется, сложность его музыки так и не позволила «компетентным органам» до конца понять подлинное содержание его полотен. Но когда в 1936 г. его опера «Катерина Измайлова» (по «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова) была названа «сумбуром вместо музыки» (статья в газете «Правда»), он уже вряд ли пошутил бы так, как в 1924 г., будучи юным: «Неужели, если бы я стал великим, как Ленин, мой город после моей смерти назвали бы Шостаковичград?»

Не раз привечавшие и самого композитора, харьковчане продолжают обильно исполнять его сочинения и не собираются прерывать традицию. В частности, по словам директора ХАТОБа Г. Селихова, 100-летие со дня рождения Шостаковича театр отмечает вечером его симфонической музыки и премьерой балета «Барышня и хулиган». Планируется и постановка одноактной оперы «Антиформалистический раек», яркую недавнюю премьеру которой харьковчане еще не забыли.

ХАТОБовцы мечтают повторить 13-ю симфонию Шостаковича «Бабий яр» и снова пригласить поэта Е. Евтушенко, который уже озвучивал свою одноименную поэму с этой сцены 19 декабря 2003 г., предваряя музыку симфонии.

Дмитрий ШостаковичУ этого полотна своя, непростая история. Его — из боязни — в свое время отказались исполнять вокалист Б. Гмыря и дирижер Е. Мравинский. Тем не менее, в 1962 г. состоялась премьера 13-й симфонии, вскоре, впрочем, запрещенной. Пленка с ее записью попала в Харьков и один из очевидцев вспоминал, как его пригласили послушать запись в дом поэту к М. Рахлиной, где присутствовал и поэт Б. Чичибабин: «Не глядя друг на друга, уставившись в магнитофон, мы слушали эти потрясающие музыку и стихи, от которых мороз был по коже…»

Но было в Харькове еще, к примеру, и дебют молодого композитора, первое триумфальное исполнение 1-й симфонии Шостаковича, состоявшееся в 1926 г. Написал ее 19-летний Шостакович (как почти эзоповски писали о ней в советских книжках, «симфония была идейно незрелой, но поражала обилием новых идей»).

После успешной премьеры 1-й симфонии Шостаковича в Ленинграде дирижер Малько предложил кандидатуру молодого музыканта в качестве автора-композитора и пианиста для своих летних концертов на Украине, в Харькове, который на тот момент носил столичный статус. Шостакович предстал перед харьковской публикой в двух амплуа: как автор симфонии и как исполнитель Первого концерта Чайковского.

Концерт происходил в саду делового клуба на ул. Сумской — на концертной эстраде, обладавшей уникальными акустическими свойствами. Сейчас ее уже нет. Выступление молодого Шостаковича произвело резонанс в кругах музыкантов. Сразу были организованы еще несколько его концертов, на которые окрыленный молодой музыкант согласился с радостью. Все концерты прошли с большим успехом, при переполненных залах.

Харьковские «гастроли» стали для Шостаковича одной из немногочисленных «счастливых страниц» жизни. И теперь ни для кого уже не имеет значения, что дирижер Малько преследовал и меркантильные цели, пригласив к сотрудничеству молодого, неизвестного тогда композитора. В его переписке осталась такая реплика о Шостаковиче: «Его можно взять дешево, а через год он будет приносить деньги».

А начало этой истории лежит в начале 20-х годов. Однажды директору Петроградской консерватории композитору Александру Глазунову его помощник заявил: «Шостаковичу мы стипендию не дадим, потому что мне имя этого студента ничего не говорит». Глазунов пришел в ярость: «Если вам это имя ничего не говорит, то зачем вы тут находитесь вместе с нами? Вам здесь нет места! Шостакович — одна из лучших надежд нашего искусства». Митя Шостакович, ставший в последствии Дмитрием Шостаковичем и всемирно признанным гением, надежды Глазунова оправдал. Дипломной работой гениального студента была как раз 1-я симфония.

Сегодня Шостакович — пожалуй, один из самых исполняемых авторов ХХ в. К примеру, в том же Харькове его произведения включены в концерты областного филармонического оркестра и нередко в репертуар артистов, приезжающих на гастроли, часто любители музыки могут услышать сочинения Шостаковича в исполнении студентов Харьковского государственного университета искусств им. Котляревского или участников Международного конкурса юных пианистов Владимира Крайнева.

Историческая справка

Дмитрий Шостакович родился в Санкт-Петербурге 12 (25) сентября 1906 г. Отец — инженер-химик, любитель музыки, мать — одаренная пианистка. После занятий в частной музыкальной школе в 1919 г. Шостакович в 13 лет был принят в Петроградскую консерваторию. Еще студентом начал работать тапером в кинотеатрах. В 1923 г. окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л.В. Николаева), а в 1925 г. — по классу композиции (у М.О. Штейнберга). Его дипломной работой была «Первая симфония», давшая автору мировую известность.

В 1927 г. он получил почётный диплом на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве, где выступал с исполнением собственного произведения.

Д.Д.Шостакович с женой Ниной Васильевной, которой посвящена опера композитора "Катерина Измайлова"Первый балет Шостаковича, «Золотой век», пользовался большим успехом. Его опера «Катерина Измайлова» подверглась разгрому в официальной советской печати — за «отсутствие простой и понятной мелодии» и потакание извращенным вкусам буржуазных слушателей «своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой».

С 1937 г. Шостакович вёл класс композиции в Ленинградской консерватории. В 1939 г. он становится профессором. Оставаясь в первые годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде, Шостакович начинает работать над 7-й симфонией. Она была исполнена 29 марта 1942 г. в Колонном зале московского Дома Союзов. За это произведение композитор получил Сталинскую премию.

В 1948 г. член Политбюро А.А. Жданов назвал Шостаковича среди основных фигур «формалистического направления». Это не помешало власти как до, так и после этого объявлять Шостаковича лауреатом Сталинских, затем Гос. премий.

Шостакович покорно принимал адресованные ему обвинения, и это спасало его от более тяжких последствий партийной критики. В том же 1948 г. он получил официальное поощрение за «реалистическую» и «демократическую» музыку к кинофильму «Молодая гвардия».

В 1954 г. ему присвоили звание народного артиста СССР. Почетному члену многих иностранных академий, Шостаковичу в 1960 г. выдали билет члена КПСС. В 1965 г. ему была присуждена ученая степень доктора искусствоведения. В 1966 г. композитор был удостоен звания Героя Соц. Труда.

Отношения Шостаковича с советской властью были очень «неровными», что дорого стоило композитору в плане здоровья — современники отмечали у него признаки затравленности и постоянной неуверенности. Официозная ругань в 1930-х и в конце 1940-х сменялась благосклонностью. В 1957 г. Шостакович стал секретарем Союза композиторов СССР, Союза композиторов РСФСР (с 1960, в 1960—1968 первый секретарь).

Музыка Шостаковича в большинстве своем тональна и написана в традициях романтизма, но в ней присутствуют элементы атональности и хроматизма. В некоторых своих поздних работах (например, в Двенадцатом квартете) композитор использовал технику так называемых тональных рядов.

Отличительные черты его стиля — интенсивная ритмика, разнообразное и часто самобытное использование оркестровых средств, высокая драматическая напряженность, оригинальный музыкальный юмор.

Заметными циклами в творчестве Шостаковича являются его циклы симфоний и квартетов, каждый из которых содержит по 15 произведений. В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний — Пятая и Восьмая, среди квартетов — Восьмой и Пятнадцатый.

Музыка композитора демонстрирует влияние большого числа любимых композиторов Шостаковича: Баха в его фугах и пассакалиях, Бетховена в его поздних квартетах, Малера в его симфониях, Берга в его использовании музыкального цитирования и кодирования. Из русских композиторов наибольшую любовь Шостакович питал к Модесту Мусоргскому, для его опер «Борис Годунов» и «Хованщина» Шостакович сделал новые оркестровки. Влияние Мусоргского особенно заметно в зимних сценах «Катерины Измайловой» и в Одиннадцатой симфонии, а также в сатирических работах.

Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

http://rusk.ru/st.php?idar=110533

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  р.Б. Дмитрий    26.09.2006 14:38
Шестаковича высоко ценило руководство СССР, поэтому свою "Ленинградскую" симфонию он дописывал уже далеко от осажденного города. Кто бы подсказал, когда его эвакуировали.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика