Новый Петербургъ | Юрий Чуканов | 21.09.2006 |
Считается, что первое в мире цветное фотоизображение получил английский физик Максвелл в 1861 г. Однако до сих пор непонятно как же это ему удалось: ведь дело было ДО случайного открытия (в 1873) профессором Фогелем явления спектральной сенсибилизации… Спустя 2 года после открытия Фогеля француз Л. Хайрон получил цветоделенное изображение. Открытием Хайрона воспользовались братья Люмьер, которые в 1907 г. наладили в Лионе производство растровых фотопластинок «Автохром». И, хотя это изобретение сочетало дороговизну, низкое качество и сложность получения изображения, «Автохром» 30 лет был монополистом цветного фото, быстро потеснённым в 1928 г. многослойной плёнкой фирм «Кодак» и «Агфа». Первая в мире полноценная цветная обращаемая пленка «Кодахром» была изготовлена в 1935 г. в США — поэтому именно 1935 год и считается годом рождения полноценной цветной фотографии и цветного кинематографа.
Однако в Библиотеке Конгресса Соединённых Штатов Америки хранится 2.615 отличных фотографических видов полноцветных изображений Старой России, которые изготовил Сергей Михайлович Прокудин-Горский, пионер русской цветной фотографии, гениальный изобретатель и фотохудожник. Собрание Прокудина-Горского уникально. Это — единственная в мире столь объёмная коллекция цветных снимков начала ХХ века, выполненная к тому же с удивительным качеством, недоступным современной ему мировой фотографии, образцы которой скорее похожи на раскрашенные от руки черно-белые фото, к тому же нерезкие. Все дело в способе и реактивах, использованных гениальным русским изобретателем.
Конструкция аппарата Прокудина-Горского, к сожалению, осталась неизвестной, однако ясно, что он представлял революционное для того времени изобретение. Во-первых, в отличие от громоздких аппаратов, привычных нам по фильмам о начале прошлого века, камера Прокудина-Горского была портативной и содержала в себе хитроумный пружинный механизм, позволявший с достаточной скоростью производить на движущейся сверху вниз чёрно-белой фотопластинке сразу три отпечатка — через светофильтры трёх основных цветов.
Второй секрет русского изобретателя был химическим. После длительных экспериментов он отказался от идеи использовать фотопластинки собственного изобретения, а создал состав, радикально повышающий сенсибилизированность самых распространённых фотопластин «фирмы „Ильфорд“ с красными этикетками, гиперсенсибилизированных благодаря специальному методу Горского», — как указывалось в его записках. Воздействие этого состава было настолько чудесным, что вот уже через целое столетие на нас смотрят отпечатки удивительного, практически современного качества, на которых изображены виды, люди, технические новшества давно потерянной эпохи.
Судьба великого фотографа России сложилась печально и неудачно. Вихри Красного Октября вышвырнули Прокудина-Горского в числе таких же как он выдающихся сынов русского народа за пределы Родины. Горький хлеб эмиграции и смерть в 1944 году, в печально известном «Русском доме» в Париже, могила на кладбище Сен-Женевьев де Буа и купленные Маршаллом за бесценок у наследников работы, ныне являющиеся собственностью США — вот и вся история… Плохая, но очень стандартная история… Нет или практически нет биографических работ и исследований творчества великого изобретателя, хотя думается, что таковые, будучи выполнены специалистами в оптике и фотохимии, вполне могли бы добавить ещё одно славное имя в ряд изобретателей и учёных, а может быть, и несколько изменить существующую сегодня историю цветной фотографии.
К сожалению, чёрно-белый формат газеты не позволяет дать вам, дорогие читатели, полное представление об уникальных фотографиях Прокудина-Горского. Их нужно смотреть в цвете. Пользователи сети Интернет благодаря любезности руководства Библиотеки Конгресса Соединённых Штатов могут это сделать, воспользовавшись адресом: http://www.loc.gov/exhibits/empire/ и увидеть ту, настоящую и навсегда потерянную Россию, которую запечатлел на своих пластинах Прокудин-Горский… Вот так мы можем изучать собственное культурное и историческое достояние — благодаря щедрой душе и милости чужого дяди… Особенный интерес эта коллекция, я думаю, должна вызвать у любителей отечественной истории и питерских краеведов: наличествуют альбомы, посвящённые путешествию Прокудина-Горского по Мариинской водной системе, Карелии и Мурманской железной дороге.
Юрий ЧУКАНОВ
P. S. Полную базу реконструированных цветных изображений С.М. Прокудина-Горского (1902 фото) можно найти здесь: http://www.prokudin-gorsky.ru/database.php3?first=0
Газета «НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ», N35(799), 14.09.2006 г.