Русская линия
Русская линия Станислав Минаков21.09.2006 

Честный образ Твоего знамения

21 сентября по нов. ст. православные празднуют Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В этот же день чтимы несколько Богородичных икон. В частности, Курской-Коренной «Знамение», с коей в этом, 2006 году, произошли известные события, над которыми нам всем следует глубоко размыслить: икона была похищена, но вскоре снова обретена и возвращена в Курскую епархию.

Многие помнят картину чугуевца Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии», написанную чуть более 120 лет назад, однако не все знают, что на ней изображено шествие народа с иконой Курско-Коренной Богородицы, являющейся одной из величайших святынь Православия.

Предлагаем в связи с праздником фрагмент очерка С. Минакова «От сего в сие» (Новые записки паломника).

…Вообще-то мы отправились харьковской паломнической группой на остров Валаам, на Ладожское озеро. Однако путь наш лежал через Курск, и мы не могли не поклониться святыне, связанной с этим городом.

Устроитель нашего «хожения» Юрий Зайцев неоднократно бывал здесь с родителями (Курщина — их родина), и потому, будучи за рулем, вез нас к хорошо ему знакомому месту.

По спокойному и уютному ночному центру Курска через Красную площадь мы подъехали к хорошо освещенному Знаменскому собору одноименного мужского монастыря, где часть года хранится чудотворная икона Курской Коренной Божией Матери.

Список Курской Коренной иконы Божией Матери ЗнамениеИкона эта пребывала здесь с 1726 года и лишь на две недели в году выносилась в Коренную пустынь. С 1806 года по Именному Высочайшему указу она пребывала в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе до 12/25 сентября, а в Знаменский монастырь Курска возвращалась на остальную часть года. Курской сия святыня была названа по месту преимущественного нахождения, а Коренною — по месту ее обретения. Ежегодно совершаемый со святой иконой крестный ход богомольцев со всего Курского и Белгородского края (в иные годы сбиралось до 40−50 тысяч человек) в пустынь и обратно в Курск представлял собой мощный духовный соборный акт, а также величественное зрелище.

В наши дни, когда народ освобождается от морока безбожия, тысячи верующих из окрестных курских сел и городов, а также паломники из других регионов России и ближнего зарубежья проходят этим крестным ходом. Возрожденный в 1993 году, он с каждым годом притягивает к себе все больше и больше православных. По словам настоятеля Никитского храма отца Никодима, совершая 30-километровый путь с покровительницей и заступницей, под звон церковных колоколов, с благодарственными молебнами во встречных храмах, люди приобщаются к одному из старейших пластов русской культуры, как бы поднимаясь на одну из вершин христианской веры.

Но 2 августа, когда мы прибыли к Курско-Коренной святыне, празднуется Абалацкая Знаменская икона Божией Матери, написанная в том же каноне.

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец, Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи» VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевавший ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы безстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на таком торжестве, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения кроме Богоматери с Предвечным Младенцем изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курско-Коренная, Серафимо-Понетаевская и другие. Особенностью Курской Коренной является изображение младенца с покровенными руками.

В новгородской истории обретения иконы занимательно, как Богородица избирает поддерживаемую ей ратную сторону. Ведь полутора десятками лет прежде она являлась под Владимиром самому Андрею Боголюбскому, после чего по заказу князя была написана икона Богородица Боголюбивая. Здесь же, при Новеграде, Богородица оказалась на стороне, противной сыну Андрея Боголюбского. Если следовать линейной логике, мы вправе были ожидать Ее покровительства отпрыску князя Андрея. Ан нет!

Каков вывод? Даже если яблоко от яблоньки падает недалеко, то все равно древо и его плод — не суть одно. Святость отца не исключает сыновней греховности. Всяк проходит свой путь. Ответственность — индивидуальна. Более того, думается, что если бы и сам Андрей Боголюбский вознамерился осуществлять какое-то не угодное Богу деяние, с него было бы снято высшее покровительство. И так же, как Богородица выступила в Новгороде против его сына, выступила бы против него самого. Кто знает, быть может, насильственная смерть, которую принял князь Андрей в своем родном Боголюбове, и есть свидетельство снятия защитительного покрова?

Икону «Знамение» ежедневно в дни блокады после литургий обносил с крестным ходом вокруг Никольского собора в Ленинграде митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (потом, в 1944 году ставший Патриархом Всея Руси).

А молятся иконе «Знамение» так:

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, Великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.

Курская Коренная Рождества-Богородичная пустыньСмиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных и грешных Твоего Матерняго заступления и благопопечения сподоби. Церковь святую утверди, град Твой и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани.

Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Богу Богоприимнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя Достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

К Курской Коренной Рождества-Богородичной пустыни мы подъехали уже заполночь.

На лужочке у реки Тускарь, где накануне прошел изобильный ливень, поставили палатки в спешке, при свете фар нашего «Соболя». Как ни торопились обустроить лагерь, но то и дело поглядывали на подсвеченный прожектором золотистый купол монастырской колокольни, возвышавшейся над лесом неподалеку, в двух сотнях метров.

Поставили лагерь и легли ближе к двум ночи.

Утром выяснилось, что слева от нас — авто- и железнодорожный мост и станция Свобода (на выезде которого стоит знак — перечеркнутое красной чертой слово «Свобода»), а справа, над рекой Тускарь, по-прежнему виднелся над зеленью дерев золотой куполок-луковчика.

Монастырь, как водится, возвышается над речной луговой равниной, сбегая по заросшему высокими деревьями холму. Мы с Юрой отправились к монастырю «снизу» — вдоль реки, по изобильно росистому лугу.

Источник преподобного Серафима Саровского Юра провел меня по очень грязным и раскисшим тропам к трем целительным источникам — свв. Серафима Саровского, Николы Угодника и Пантелеимона, красиво и с любовью оформленным архитектурно разными деревянными часовенками.

А потом, после завтрака (готовили на газовой печке, поскольку сухих дров поблизости не было) все мы подъехали к монастырю со стороны главного входа. Женская часть коллектива (восемь человек) облачилась в юбки и косынки.

Мы попали на утреннюю службу. Храм, стоящий на холме, высоко над рекой, так что из окон в обе стороны видны дальние дали, постепенно заполнился прихожанами, которые пришли поклониться чудотворной иконе. Были на службе и люди, приехавшие издалека (у монастырских ворот стояло несколько больших автобусов).

После трагедий ХХ века (революция, мировые войны) немало православных святынь покинуло нашу родину и спасено в иных землях. В частности, Коневская икона Божией Матери находится в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, прижизненный портрет преп. Серафима Саровского хранится в Ново-Дивеевском монастыре в США, то же можно сказать о многих других иконах и реликвиях — Богоматери Тихвинской (слава Богу, вернувшейся в Россию) и прочих.

Такой исход икон с территории нашей родины тоже может означать снятие защитительного покрова Богородицы, два удела которой, как помним, на Руси — в Киеве и Дивееве (первые два — в Иерусалиме и Афоне).

Понятно, что во многих наших монастырях теперь хранятся списки с великих икон.

В Коренной пустыни теперь — тоже один из списков, а оригинал — в Знаменской церкви Нью-Йорка, США. Но месяц в году икона пребывает в Новой Коренной пустыни (около г. Магопака, в 40 милях от Нью-Йорка), в бывшем загородном имении князя и княгини Белосельских-Белозерских.

Естественно, но и поразительно, что целительными свойствами обладают не только оригиналы, а и списки с икон. В этих явлениях чается возвращение покрова Божией Матери — тем, кто и здесь нуждается в Ее защитительной помощи, исцелении, кто после десятилетий отступничества подобно блудному сыну приходит преклониться пред Образом Ее.

В Х??? веке, когда почти вся Русь лежала в развалинах после татарского погрома, Курская область не избежала общей участи: пришла в полное запустение, и Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями. Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Один из охотников зашел однажды на берега реки Тускари. «По Божию смотрению увидел он близ реки Тускари, на полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды; увидя это, оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласились между собой, построили на несколько сажен повыше упомянутого места, на лесистом месте, часовню из леса, срубленного на сем месте, и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси…»

Изображение было подобно Новгородской иконе «Знамение». При явлении иконы совершилось и первое чудо от нее: едва только охотник-зверолов поднял святую икону с земли, как тотчас из того места, на котором она лежала, с силою забил чистый и многоводный источник. Это произошло 8 сентября 1295 года. Вскоре об этом узнали жители Рыльска и стали посещать место явления для поклонения новой святыне, которая с течением времени все более и более прославлялась чудотворениями.
Узнав об этом, рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Икона была торжественно встречена всеми жителями, вышедшими за город навстречу иконе. Один только князь Шемяка уклонился от этого торжества. За это он в самый день прибытия иконы в Рыльск был наказан слепотою. Князь раскаялся и, совершив усердное молебствие пред святою иконою, получил исцеление. Умиленный этим чудом, Шемяка соорудил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме и была поставлена чудотворная икона, а в день ее явления установлено ежегодное празднование.

Но икона пребывала здесь недолго: чудесным образом она исчезла из храма и возвратилась на место своего явления, на берега Тускари. Рыльчане неоднократно пробовали вернуть икону в город, но всякий раз она непостижимо объявлялась на прежнем месте.

И.Репин. Крестный ход в Курской губернииСледует обратить внимание на чудесные возвращения иконы в те места, где она «хочет» пребывать. Этот эффект описан в «житиях икон» неоднократно. В частности, таким же образом икона Богоматерь Умиление явилась нам месте, где после возник Святогорский Успенский монастырь (в котором похоронен А.С. Пушкин), в чьих повестях сказано о пятнадцатилетнем блаженном отроке Тимофее Терентьевиче: «Приходящу же ему близ Синичьи горы и виде на воздусе свет пречюден сияющь и икону ту же во свете оном Пречистыя Богородицы Умиление».

Рыльчане поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления своей иконы, и оставили ее в часовне у Тускари. Многочисленные богомольцы стекались сюда для поклонения святыне, от которой обильно происходили чудеса. Молебствия для приходивших совершал благочестивый священник по прозванию Боголюб, который добровольно, по особому усердию и благоговению к Богоматери, явился сюда и подвизался здесь.

В 1383 году Курская область подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары решили сжечь часовню, но она не загоралась, хотя и была обложена хворостом. Суеверные варвары накинулись на Боголюба, подозревая его в волшебстве. Благочестивый иерей обличил их неразумие и указал на икону Божией Матери, находившуюся в часовне. Озлобленные татары рассекли святую икону надвое, бросили части в разные стороны, а часовню сожгли. Иерей Боголюб был уведен в плен.

В плену неверных благочестивый старец сохранял христианскую веру: несмотря на увещания татар принять их религию, остался непреклонен, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь. И эта надежда не обманула его. Однажды он пас овец и услаждал себя в тяжкой неволе пением церковных молитв и славословий в честь Богоматери. Проезжавшие к хану послы московского царя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена. Боголюб вернулся в свое отечество и поселился на прежнем месте. Здесь он скоро нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они тотчас же срослись настолько плотно, что не осталось никакого следа от этого повреждения; только в том месте, где икона была расколота, показалась «аки роса». Жители Рыльска, узнав об этом чуде, прославили Бога и Его Пречистую Матерь.

Обновив церковь Рождества Богородицы, построенную Шемякою, рыльчане снова попытались перенести сюда святую икону, но последняя опять чудесным образом возвратилась на место своего явления. Тогда здесь была выстроена новая часовня, в которой икона «Знамение» и пребывала около 200 лет, непрестанно источая чудеса.

Неудивительно, что народная молва о чудесах Коренной достигла и царского престола. Сам Федор Иоаннович узнал о ней, и по его воле в 1597 году икона была перенесена из пустыни в Москву, где ее украсили богатою ризою и вставили в деревянный оклад, на котором приписали лики: вверху Господа Саваофа, а по сторонам — пророков, возвестивших воплощение сына Божия от Пречистой Девы Марии. Была изготовлена пелена, шитая по красному атласу золотыми нитями, кованью и средней величины жемчугом. На ней был изображен Голгофский крест с перекрестьем из трости и копья. Под крестом вышили следующую надпись: «Повелением благоверного Государя Царя и Великого Князя Федора Иоанновича и благоверной государыни Великой Княгини Ирины и дщери их благоверной Цесаревны и Великой Княжны Феодосии, сделана сия пелена к образу Пресвятой Богородицы Курской. Лета 7105».

Ровно через год икона была возвращена на место своего явления, в часовню. Тогда же на личные средства царя Федора Иоанновича там же была построена новая часовня.

В 1598 году икона, вследствие опасности нападения врагов, была перенесена в Курск и поставлена в собор.

В 1603 году Лжедмитрий брал икону в Путивль и увез затем в Москву, где святыня оставалась в царском дворце до 1618 года. По неотступной просьбе Курских людей царь Михаил Феодорович приказал вернуть икону в Курск. Там в это время был воздвигнут Знаменский монастырь — во исполнение обета (когда в 1612 году гетман Жолкевский осаждал в течение четырех месяцев Курск, то жители, молясь об избавлении от поляков, дали обет устроить монастырь). Чудотворная икона была поставлена в новую обитель.

В 1676 году икона была перенесена на Дон для благословения донских казацких войск. В 1694 году последовало повеление царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича о том, чтобы воеводы и бояре брали список с иконы с собою в походы. В 1684 году от государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей был прислан в Коренной монастырь список с иконы в серебряном позолоченном окладе с повелением носить этот список по приходам православных воинов. В 1687 году икона была носима из Курского Знаменского монастыря в «большой полк». В 1689 году списки с иконы были даны полкам, отправлявшимся в поход против крымских татар. Этот «большой полк» дошел до самого Крыма и положил конец татарским набегам на русские земли.

В 1812 году курское городское общество, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь, послало по усердию своему в действующую армию к князю Кутузову для укрепления войск список с чудотворной Курской иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Князь Кутузов в письме от 20 сентября 1812 года на имя курского городского головы выразил курским гражданам за этот дар свою благодарность и уверенность, что город Курск есть и будет всегда в безопасности под покровом такой защитницы как Царица Небесная.

Мытарства чудотворной и чудесные ее объявления не давали покоя и русским бесам, революционерам-бомбистам.

В ночь с 7 на 8 марта 1898 года некий безбожник Уфимцев покушался уничтожить икону. Но святыня чудесно осталась невредимой.

Памятник преподобному Серафиму СаровскомуСлучилось это таким образом. 8 марта около двух часов ночи вся братия Курского Знаменского монастыря была вдруг разбужена каким-то страшным ударом, причем во всех келиях дрожали окна, а келейник преосв. Ювеналия, епископа Курского, был сброшен с постели. В сильном испуге монашествующие выбежали во двор. Преосв. Ювеналий и братия обратились к собору. Там, при самом входе, их охватил удушливый запах, весь собор был полон едкого дыма, от которого даже гасли свечи. По всему полу собора были разбросаны доски и разбитые стекла, выпавшие из верхних окон купола с пятнадцатисаженной высоты. Северная массивная дверь собора была буквально вся разбита. Но более всего была повреждена северная ниша, где постоянно находилась икона Знамения Божией Матери.

Эта ниша, в форме большого кивота, изукрашенного орнаментами и священными медальонами, была искорежена взрывом; внутренние золоченые стенки ее и колонны были обожжены и выдвинуты наружу; все лепные работы и лампады отброшены дальше архиерейского амвона; железная решетка, находившаяся у подножия чудотворной иконы, была сорвана, а разбросанные порожки повредили стенную живопись.

Несмотря, однако, на все эти повреждения, сам драгоценный образ остался целым и невредимым. Он был только чуть сдвинут влево от кивота, а венец ризы оказался закопчен. У кивота иконы даже не было разбито стекло. Злоумышленники предполагали, чтобы взрыв произошел во время всенощной, когда в переполненном храме погибла бы масса людей. Владычица спасла богомольцев от гибели и увечий…

Существует воспоминание протопресвитера о. Георгия Граббе, к которому спустя полвека, уже в 1949 году, в дни его пребывания во Франкфурте с Чудотворным Образом, подошел старик и, отозвав в сторону, сказал: «Я был сообщником в покушении на взрыв этой иконы. Был я мальчишкой, в Бога не верил. Вот и захотелось мне проверить: если Бог есть, то он не допустит гибели столь великой святыни. После взрыва я горячо уверовал в Бога и до сих пор горько раскаиваюсь в своем ужасном поступке».

В дни Великого поста 1918 года чудотворная икона была выкрадена из Знаменского монастыря. Только через два месяца она была найдена служанкой (без ризы, зашитой в мешке) в колодце, в котором обыкновенно освящают воду. В 1919 году, когда белые войска уходили из Курска, народ донес святую икону на руках до Белгорода. В Белгороде она была помещена в вагон, и монахи довезли ее до Таганрога, оттуда — в Ростов и Новороссийск. Затем святая икона на пароходе «Святой Николай» прибыла через Грецию в Сербию.

В 1920 году чудотворная Курская икона была вывезена в Крым по просьбе генерала Врангеля и находилась в его войсках. С армией она выехала в Константинополь и, по желанию русских беженцев, была перевезена в Сербию.

Она покинула Белград 8 сентября 1944 года, пробыв в Югославии без малого четверть века. Известны случаи спасения больших скоплений молящихся у иконы во время бомбардировок. Дома православных сербов, в которых икона побывала по просьбе ревнителей, потом оставались уцелевшими даже при прямом попадании авиационных бомб, которые не взрывались. На Божественной литургии, служившейся митрополитом Анастасием в Вене, в 1944 году собрались и «белые эмигранты» и пленные русские. Икона спасала и объединяла всех, некогда противопоставленных помрачением Гражданской войны.

Для сохранения святыни в конце Второй мировой войны решено было переправить ее за океан, но для европейской паствы сделать список. В Женеве, куда прибыла икона и где писалась копия, митрополит Анастасий изрек знаменитую фразу: «Изредка и непослушание бывает полезно…» — после того как долго созерцал дивный образ, лучившийся «солнцесиянным, горненебесным, благодатным светом», проявленный отважным реставратором вопреки воле митрополита. Точную копию чудотворной, повторив даже трещины на обороте, изготовил иеромонах Киприан, впоследствии архимандрит Троицкого монастыря в Джорданвилле.

С февраля 1951 года святая икона пребывает в Америке, где тоже от нее явлено много чудес. В октябре-ноябре 1967 года архиепископ Никон, Заместитель Председателя Архиерейского Синода — новоизбранного первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Филарета — с Чудотворной иконой Курской Коренной «Знамение» посетил Бразилию и Аргентину, а 13 июня 1968 года — отправился воздушным путем в Европу для посещения с Чудотворной иконой приходов, старческих домов и детских лагерей по многочисленным просьбам верующих. И везде, куда бы ни прибывала икона Царицы Небесной — в Англию, Бельгию, Германию, Швейцарию, Францию, Испанию. В величественных храмах или маленьких домовых церквях, в монастырях и скитах, в старческих домах и детских приютах, лагерях — везде с восторгом, благоговейным преклонением, горячими слезами, молитвами и любовью принимали русские люди свою Небесную Покровительницу.

Святая икона почти ежегодно посещает все приходы Северо-Американской и Канадской епархий. В юбилейный год тысячелетия Крещения Руси святыня посетила православную паству в Австралии, а также приходы в Чили, Аргентине и Бразилии. В 1993 году икона была во Франции, в Лесне, где происходил Архиерейский Собор, по окончании которого икона посетила Германскую епархию. В ноябре 1993 года митрополит Виталий с Чудотворным образом посетил Австралийскую епархию, где она побывала почти во всех приходах.

Такова судьба одной из величайших наших святынь. По сей день нисходит на православных ее благодатное осенение. Хочется верить, что близок день, когда ее привезут из Америки и вновь пронесут крестным ходом из Знаменского Курского монастыря в Коренную пустынь.

Наша паломническая группа вышла после службы на «полугорье» пустыни. Спустились к берегу Тускари по ладно сработанным железным сходням, устроенным в виде эстакад и площадок. Там, на берегу, испили-набрали водички и умылись в том самом благодатном источнике, что забил семь веков назад на месте явления чудотворной иконы.

Снова поднялись по склону мелкими группами, поглядывая на большую долину Тускари, вспоминая, что в нее впадает река Снова, а сама Тускарь — в Сейм, а тот, в свою очередь, в Днестр, который вливается в Днепр. Единые реки, одна вода пронизывает Русь, словно питая ее одним духовным наполнением.

"Моление на камне" преподобного СерафимаМы семейством присели на лавочку близ недавно установленного памятника, откуда наиболее открываются живописнейшие дали, над которыми стоит на самом краю склона бронзовый памятник преп. Серафиму — в таком облике, как привычно видеть на одной из икон — на коленях на камне, с воздетыми руками, полусогнутыми в локтях. С красивым ободком бронзового нимба, с виднеющемся в нимбе пространством неба. Сквозь нимбовый просвет батюшки Серафима можно было видеть пролетающих птиц и облака.

Появление здесь памятника преп. Серафиму Саровскому не случайно, поскольку икона Знаменской Коренной Богородицы сыграла спасительную роль в судьбе высокочтимого православного подвижника. Следует вспомнить, что перед нею молился благочестивый курский отрок Прохор Мошнин, в иночестве Серафим.

В 1769 году десятилетний Прохор тяжко заболел, и была потеряна надежда на его выздоровление. В самое трудное время болезни в сонном видении он удостоился узреть Пресвятую Богородицу. Владычица обещала посетить его и исцелить от болезни. Вскоре во время крестного хода по улице, где жила Агафья Мошнина, несли по городу чудотворную икону. Пошел сильный дождь и, чтобы сократить путь, крестный ход направился через двор дома Мошниных. Обрадованная мать вынесла больного сына, приложила к иконе и поднесла под ее осенение. Прохор после этого стал быстро поправляться и скоро совсем выздоровел. То был последний крестный ход перед его запрещением в царствование императрицы Екатерины II. Только при императорах Павле I и Александре I крестные ходы с Курской Коренной иконой «Знамение» возобновились и превратились в самые величественные и многолюдные в России.

Так поет 4-й глас в тропаре:

Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая сопротивных ополчения незлагаем. Темже молим Тя: мир отечеству нашему даруй и душам нашим велию милость.

И в кондаке:

Честный образ Твоего Знамения празднующе людие Твои Богородительнице, имже дивную победу на сопротивные граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся Дево, христиан похвало.

Удаляясь от Коренной Пустыни, глядя на проносящиеся мимо березы, бело-желто-голубую цветковую пестроту в зеленой траве, тверди молитву:

Царице наша преблагая, надежда наша, Богородице. Приятилище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице; зриши нашу беду, зриши нашу скорбь. Помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши. Яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши нас и покрыеши во веки веков. Аминь.

Фото автора и Юрия Зайцева

http://rusk.ru/st.php?idar=110517

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru