Русская линия | Роман Гоголев, Сергей Чесноков | 12.09.2006 |
«…Судьба этого города чрезвычайно сложная. Разграбленный и разрушаемый бесчисленное множество раз он не сохранил своих древних памятников и кажется новым городом…»
о.П.Флоренский о Нижнем Новгороде
25−27 октября в Нижнем Новгороде в рамках Третьих Покровских Дней пройдет международная научно-практическая конференция: «Идея государственности в наследии Л.А.Тихомирова и П.А.Флоренского», посвященная 125-летию со дня рождения священника Павла Флоренского.
Крестный путь священника-мученика отца Павла Флоренского таинственным образом связан с Нижним Новгородом.
Как однажды написал внук отца Павла академик П.В.Флоренский: «Если умозрительно соединить места, где побывал П.А.Флоренский: Германия, куда ездил в детстве, Дальний Восток — начало крестного пути, Закавказье, где родился и обратился к Богу, и, наконец, Соловецкий лагерь особого назначения, то получится крест. И если мысленно поднять его, опирая на основание — Дальний Восток, то как бы обозначится место упокоения христианина, лицом к востоку, чтобы, встав в день Страшного Суда, увидеть крест как знак Воскресения и крест — отпечаток земной жизни. А в месте пересечения линий, где сердце, окажется Сергиев Посад — место подвига». В Сергиевом Посаде — Московские духовные школы, с престольным храмом в честь Покрова Божией Матери, где Флоренский состоял штатным профессором до самого их закрытия.
Недалеко от него, где Карман у России — Новгород Нижний, ссылка в который стала началом пути Флоренского в Вышний Новый Град — Небесный Иерусалим.
Нижний Новгород, а еще ранее Арзамас, был традиционным местом ссылки инакомыслящих, сначала в Царской, а затем в Советской России. Летом 1928 года сюда попадает «Павел, узник Иисуса Христа» известный ученый, философ и богослов — священник Павел Флоренский.
За его приездом не следили пристально газеты. Радио и телефоны молчали о любом его новом шаге. А на приютившем его доме N10 по ул. Мартыновской пытливый нижегородец до сих пор, увы, не найдет на стенах никакой нравоучительной надписи об этом.
Нэпманский Нижний, как и все другие города наши, жил в 1928-м совсем иными заботами и интересами… Готовились к сбору урожая, к (последней) Ярмарке, боролись с пьянством, с замиранием внимали каждому известию о посещении того или иного города советской Родины нижегородцем Максимом Горьким, без имени которого тогда не обходился практически ни один выпуск ни одной местной газеты. А губернский Совет союза безбожников, например, начал новую антирелигиозную кампанию по сбору пожертвований на строительство самолета с неброским названием «Безбожник».
Тем не менее, находясь в Нижнем, Флоренский еще мог себе позволить писать статьи для «Технической энциклопедии» и тем самым добывать семье какие-то средства к существованию.
В 1933 г. был следующий арест, потом суд. Репрессирован Флоренский был по делу N 2886 о якобы существовавшей контрреволюционной националистической фашистской организации, участники которой будто именовали себя «Партией возрождения России», от чего на допросах не отрекся никто. Причем Флоренскому была присвоена не больше не меньше как роль ее идеолога и руководителя, а так же в прошлом члена контрреволюционной «Платоновской организации», названный, конечно же, не по имени философа Платона, продолжателем которого считался о. Павел, а в честь известного историка, академика С.Ф.Платонова, кстати, тоже ссыльного в Н.Новгород.
После суда последовала ссылка Флоренского на Опытную Мерзлотную станция Сковородино что на Дальнем Востоке, где заговоривший вдруг стихами отец многочисленного семейства предложил новую и до сих пор используемую теорию строительства в условиях вечной мерзлоты. Затем был лагерь с еще более невзрачным именем «Свободный» и, наконец, Соловецкий Лагерь Особого Назначения (СЛОН), переименованный позднее в СТОН (дали статус тюрьмы), где Флоренский-зэк — ученый с мировым именем найдет способ получения йода из водорослей агар-агара, священник же отец Павел вскоре, но уже в Ленинграде — свою мученическую кончину…
Последние два года жизни Флоренского его соузником и другом становится нижегородский химик Роман Николаевич Литвинов, имя которого записано в вечности рядом с именем отца Павла — их расстреляли в один день 8 декабря 1937 года, а тела бросили в одну яму.
Р.Н.Литвинов родился 5 сентября 1898 г. Студентом Варшавского индустриального института в 1914 г. пошел в армию, потом вернулся в Варшаву, откуда вместе с институтом был эвакуирован в Нижний Новгород.
Здесь он женился на Варваре Сергеевне Валяжниковой (1904−1992). По окончании института был оставлен ассистентом, а при его разделении на университет (ныне Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского) и политехнический институт, остался во втором. Был арестован в марте 1934 года. Приказ об увольнении из института пришел в июне или июле того же года, то есть институт помогал семье, сколько мог, как и «Техническая энциклопедия» семье П.А.Флоренского.
Ныне готовящаяся П.В.Флоренским к изданию переписка Р.Н.Литвинова с родными, открывает новые черты духовного облика отца Павла. Если письма П.А.Флоренского — это в большей степени письма детям (о себе ничего или почти ничего), то в письмах Литвинова, адресованных, прежде всего супруге, напротив, открываются все подробности происходившего. Р.Н.Литвинов был человеком высокой культуры, гурманом, блестяще владевшим пером и острым на язык. Роман Николаевич не просто жалуется супруге на тяготы лагерного быта, но по всей видимости пытается самоанализом и злой иронией хоть как-то старается избыть самые потаенные, «подпольные» стороны тюремного быта. В красноречивых и откровенных письмах светского и малоцерковного человека Романа Литвинова молчание священника Павла Флоренского обретает голос… Голос удвоенной пронзительности и силы. Каждое слово Романа Николаевича отчеркивается, оттеняется отчетливым молчанием соседа по камере.
Именинами Р.Н.Литвинова был день памяти святого Византийской церкви, преподобного Романа Сладкопевца, творца канонов Божией Матери. Память его празднуется 14 (1) октября в самый праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров — праздник русский, Покров — праздник державный. Народ наш истово верит, что Пречистая держит Державный Свой Покров над многострадальной Россией. Верит, что Россия — Дом Пресвятыя Богородицы.
Поэтому представляется далеко не случайно, что конференция «Идея государственности в наследии Л.А.Тихомирова и П.А.Флоренского» проводится именно в рамках Покровских Дней. Именно в Нижнем Новгороде, чья история навсегда вплетена в историю русской государственности именами славных нижегородцев — Козьмы Минина и Димитрия Пожарского. Не случайно и то, что заканчиваются Покровские дни накануне 4 ноября — Дня Всенародного Единства, нижегородцами празднующегося в качестве Дня Славы Нижегородского ополчения.
Метафоры и сравнения, которыми пользуется Литвинов, чтобы описать родным, и прежде всего супруге, место своего обитания, естественно, нижегородские. В одном из писем Литвинов прямо сравнивает Соловецкий Кремль, древнюю твердыню Православия с Нижегородским Вознесенским Печерским монастырем, в котором писалась знаменитая Лаврентьевская летопись.
Таким образом, сквозь призму литвиновских писем — а это самый полный из источников о последнем периоде жизни Флоренского — та обстановка, в которой проводит свои последние дни отец Павел, оказывается не просто нижегородской, а вписанной в новейшую летопись русской истории.
Данным мероприятием открывается целая серия конференций, посвященных отражению идеи государственности в русской философии, которые будут проводиться в рамках Покровских Дней в Нижним Новгороде, богатом своими патриотическими традициями.
Сергей ЧЕСНОКОВ,
кандидат исторических наук,
научный руководитель проекта Покровские Дни
Роман ГОГОЛЕВ,
кандидат философских наук
http://rusk.ru/st.php?idar=110499
|