Новый Петербургъ | 11.09.2006 |
ИГРОМАНИЯ
Если в XX веке главным развлечением населения называли телевизор, то сейчас его всё больше вытесняет компьютер. Изначально виртуальные игры были одной из самых привлекательных услуг, предложенных пользователям. Подобные развлечения создавались для отдыха от серых, надоедливых будней, рутинной работы. Однако все чаще происходит так, что приятное времяпрепровождение перерастает в компьютерную аддикцию — патологическую зависимость. Ей подвержена самая незащищенная категория людей — дети и подростки.
Погружаясь в виртуальную реальность, игрок оказывается в другом мире — ярком, необычайно интересном. Обилие новой информации, разнообразные персонажи, захватывающие дух приключения, опасные задания — всё это как магнитом притягивает к себе особенно юных пользователей. Однако у таких забав есть и обратная сторона медали. После игры ребенок с трудом переключается на реальный мир, который, естественно, не так привлекателен, как созданный «умным железом». И начинаются проблемы. Во-первых, у детей происходит отождествление себя с виртуальным героем, который в своем пространстве игры считает себя хозяином Вселенной, ему все дозволено и подвластно. Разгоряченный игрой ребенок начинает ставить себя выше родителей и других взрослых. Как следствие — неуважение к старшим, непослушание, а иногда откровенное игнорирование обращений и советов. Во-вторых, снижается интерес к школьным занятиям, что сразу же сказывается на успеваемости. Падает интерес к занятиям в различных кружках и секциях.
Исследования, проведенные институтом психологии РАН, показали: дети, чье обучение активно связывалось с компьютерными технологиями, значительно отстают в развитии разговорной речи, устных вычислений и менее проявляют себя в творчестве, чем их менее «продвинутые» ровесники.
В-третьих, самым опасным является то, что дети, особенно до 8 лет, часто не различают виртуальные и реальные образы. Они переносят из искусственно созданного мира, где персонажи обладают супероружием, сверхвозможностями и несколькими жизнями, в наше бытие свои, игровые законы. И тогда теряется чувство реальной опасности, происходит беспечное отношение к своей и чужой жизни, которое может привести к непоправимой трагедии.
Немецкие исследователи установили: если ребенок до 7 лет в течение хотя бы 10 минут наблюдает мортальные (связанные со смертью) образы, то в последующие 48 часов у него сохраняется повышенное напряжение внутреннего психосоматического состояния. Происходит нарушение функций всех жизненно важных систем организма. В последнее время стали известны случаи, когда вдохновленные компьютерными играми подростки во многих странах совершали убийства и самоубийства.
По мнению психологов, дети, чрезмерно увлекающиеся компьютерными играми, могут получить тяжелую форму эпилепсии.
Однако не только детей тянет к виртуальным приключениям. Многие взрослые часами, а иногда и сутками просиживают перед своими мониторами, пытаясь обыграть своих фантастических противников.
Известен такой факт: в самой развитой стране мира — Японии несколько человек покончили жизнь самоубийством, не отходя от компьютера. У кого-то, возможно, помутился рассудок от многочасового нахождения перед дисплеем, а кто-то не выдержал превосходства «умной машины» над собой во время очередного соревнования — причины могут быть различными: человеческий мозг, в отличие от электронного, далеко не так хорошо изучен. Статистика свидетельствует: у проводящего за «персоналкой» от 2 до 6 часов ежедневно функциональные нарушения центральной нервной системы отмечаются в 4,6 раза чаще, чем у пользователей, редко общающихся с «умным железом».
К слову, большинство аддиктов имеют ряд бытовых, семейных и сексуальных проблем. Они как бы «убегают» от них в другую действительность, но возвращение в реальность рано или поздно неизбежно. После игрового сеанса сразу снижается настроение и активность, они ощущают ухудшение самочувствия. Наряду с уходом от действительности людьми движет еще одна потребность — примерить на себя роль другого, в частности компьютерного героя, который богат, силен и почти непобедим, в отличие от реального «я». В конечном итоге такая «подмена» может привести к серьезной дезадаптации и даже раздвоению личности.
Виртуальный мир, как правило, жесток и беспощаден, враждебно настроен по отношению к персонажу. Игрок противостоит всему миру, имея для этого хорошую защиту. К тому же он убивает своих врагов при попытках уничтожить его. Человек, долгое время находясь в такой среде, начинает думать, что и реально окружающие люди настроены по отношению к нему негативно, и он должен один противостоять всем.
Как отмечают голландские исследователи, у геймеров (игроков) наблюдается повышенная активность в тех же зонах мозга, что и у наркоманов. Таким образом, компьютерные забавы далеко не безобидны и могут стать серьезной проблемой современного человека.
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ
Интернет сам по себе — нейтрален для человека, изначально предназначался для научно-исследовательских и военных целей.
Впервые термин «интернет-зависимость» был предложен доктором Айвеном Голдбергом (США) с целью описания непреодолимой тяги к использованию «всемирной паутины». Он предположил, что у человека может развиться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных эмоций.
Чем же так привлекает интернет, и почему многие люди предпочитают его настоящей реальности?
Специалисты выявили несколько причин, самой главной из которых является анонимность. Можно делать и говорить все что угодно, реализовывать самые потаенные, а иногда просто непристойные желания, все равно никто не узнает, кто же скрывается за ником (вымышленным именем). Также крайне привлекает людей возможность поиска и общение с новым собеседником, причем при желании его можно очень быстро поменять на другого. Следующей причиной называют неограниченный доступ к информации. Вот и получается, что интернет — средство для удовлетворения многих потребностей, причем не покидая помещения.
Существует проблема с реальными партнерами, пожалуйста — киберсекс, развлекайся сколько можешь (и развлекаются, — посещаемость порносайтов говорит сама за себя). Хочешь просто поговорить с людьми, нет проблем — всевозможные чаты, форумы, конференции, а при желании вообще неограниченный круг новых знакомых. Появилась необходимость проверить свою удачу — азартные игры, аукционы и т. п. к вашим услугам. Захотелось что-то узнать по интересующему вопросу — значительное количество поисковых систем, баз данных, каталогов и пр. ждут своих посетителей.
Исследования, проведенные отечественными специалистами в Сети (по итогам анализа 570 анкет), показали, что 78% используют интернет для работы, а 22% исключительно для отдыха и развлечений. Разумеется, не все опрашиваемые были честными и откровенными, и полученная цифра (22%) может оказаться более высокой.
Если общение с виртуальной реальностью происходит эпизодично или в рамках работы, это только приветствуется: в наш стремительный век необходимы обширные знания, оперативная информация. Но когда стремление человека усесться за «умную машину» становится главным в его жизни, если появляется постоянное стремление к проверке электронной почты или к сеансу в он-лайн, а сумма оплаты за интернет-услуги постоянно возрастает, — следует задуматься о реальной угрозе зависимости от «всемирной паутины». Если это случилось, то нужно быть готовым к ухудшению бытовой, учебной, рабочей, семейной, финансовой и психологических сфер деятельности.
Человек, погруженный в виртуальный мир, легко подвержен манипуляциям, его возможно закодировать на определенные действия, внести любую информацию в подсознание, иначе говоря, сделать из него «робота».
Во многих развитых странах появился новый вид больных, которым ставят диагноз «техногонизм». Эти люди сделали интернет своей второй жизнью, при этом потеряли интерес ко всему остальному. Они проводят за компьютером ночи напролет, а наутро с больной головой и совершенно «разбитые» идут на работу, где практически целый день ничего не могут делать. Испытывая эйфорию за компьютером, аддикты становятся неуравновешенными, рассеянными, неряшливыми, идет снижение жизненных ценностей, наплевательское отношение к близким. И чем дальше, тем более глубокие изменения личности происходят, появляются новые, довольно неприятные черты характера.
Родственники, видя, что интернет завладел разумом близкого человека, делают попытки аргументированно возражать против многочасового странствиям по Сети, но чаще всего это приводит к обратному эффекту. Следуют такие фразы, как «У меня нет проблем» или «Я отдыхаю, не мешай мне». И подобно наркоманам, они начинают лгать о количестве времени, проведенном за электронной машиной.
Интернет во многих развитых зарубежных странах (Америка, Италия, Англия) разрушает семьи. Две трети американских адвокатов утверждают, что все чаще компьютер становится причиной кризиса супружеской пары, так как интернет способствует интрижкам и предательствам. По статистике в 68% случаев разводов из-за «умной машины» неверные супруги нашли любовника благодаря Всемирной Паутине. Люди жертвуют браком ради виртуальных отношений, возможных развлечений и недостающих эмоций. Разваливаются 15−25-летние браки из-за 3−4 месяцев киберзависимости.
Специалисты единодушно утверждают, что зависимость — это болезнь, аддикты нуждаются в специальном лечении.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
По утверждению специалиста по промышленной психологии из штата Калифорния (США) Мишеля Уайла, существует ряд признаков, указывающих на начало привыкания и патологической зависимости человека от компьютера. В частности, «попавшие на крючок» начинают изменять свой уклад жизни, приспосабливая его к «умному железу». У них меняются часы сна и бодрствования, пострадавшие проводят у «персоналки» ночи напролет, опаздывают на работу, отдаляются от семьи и друзей, прекращают общаться со знакомыми.
Психолог рекомендует: как только человек заметит, что ему становится все труднее оторваться от компьютера, нужно срочно обращаться к врачу. Самому потерпевшему необходимо составить график включения компьютера и строго его соблюдать. Быть может, даже придется использовать будильник, сигнализирующий об окончании работы.
К слову, в самом интернете есть «Служба анонимной помощи пользователям» и «Виртуальная психологическая служба». Однако они действенны только в легких формах компьютерной зависимости. Если все уже запущено, без эскулапа не обойтись!
Советы родителям: обязательно ограничивайте время компьютерных игр, до 7−8 лет — не более 20 минут в день, до 12 лет — максимум 3 часа с обязательными перерывами после каждого часа. Перед сном и ночью запрещайте виртуальные развлечения. Внимательно следите за тем, какие игры выбирает ребенок, не преобладают ли там сцены насилия и мортальные образы. Лучше приобретите добрые и развивающие игры, чтобы они шли исключительно на пользу вашим детям.
Старшим школьникам и взрослым можно порекомендовать: старайтесь контролировать время, проведенное за компьютером. Непрерывность работы не должна превышать 2 часа, далее после каждого часа обязательный 15-минутный перерыв.
Александр ПОТАПОВ,
кандидат педагогических наук;
Юлия МАКСИМЕНКО
Газета «НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ», N34(798), 07.09.2006 г.