Новый Петербургъ | Александр Сушко | 09.09.2006 |
Немалую роль в этом сыграл его русский святой, день рождения которого совпадал с его днем, — Александр Невский.
Сегодня уже в черте Санкт-Петербурга расположено место знаменитой Невской битвы 1240 года, в которой новгородский князь получил свое знаменитое имя, битвы, ставшей одной из самых значимых в истории Отечества. Ныне это поселок Усть-Ижора, в 25 км от центра Санкт-Петербурга.
Помимо этого здесь Петр I велел ставить Путевой дворец Меншикову. И сам частенько бывал в нем. И здесь же Петр I велел все тому же Меншикову ставить церковь Александра Невского, и сам царь принимал участие в освящении ее.
Но, помимо великого реформатора Петра I, практически все императоры и императрицы (вплоть до последнего, Николая II) побывали в Усть-Ижоре.
Поле Невской битвы стало памятником федерального значения.
Но стало не сразу.
Поначалу, к 250-летию Ленинграда была поставлена военной общественностью небольшая стела в честь Невской битвы. В конце 80-х годов в Колпинском районе открыли первую церковь Владимира на Усть-Ижорском кладбище. Затем восстановили храм Александра Невского.
В 2002 году 30 мая в Усть-Ижоре был установлен бюст Петра I работы скульптора А.В. Дегтярева. Осенью в 2002 году поставлен на прицерковном кладбище у храма Александра Невского памятник-часовня, посвященная «Милости Божией в Невской битве».
15 июля этого года А.В. Розанов представил макет диорамы «Невская битва».
Если все сложится удачно, диорама Розанова и панно Леонова, посвященное встрече императором Петром I мощей Александра Невского, лягут в основу экспозиции музея Александра Невского и Ижорской земли.
Это позволит наладить систематическое тур-обслуживание маршрутов, включающих в себя Усть-Ижору: непосредственно из города в нее, рейсы на Шлиссельбург, Валаам, Кижи, и другая ветвь — уже на Колпино и дальше — на Павловск и Царское Село. Со временем это позволит наладить экскурсии по городам, связанным с жизнью Александра Невского и культовыми учреждениями, носящими его имя, как в стране, так и за рубежом. Это одна из лучших форм утверждения реальной отечественной истории (а не переписанной по заказу не очень оригинальных оплевывателей России), патриотического воспитания подрастающего поколения и разработки национальной идеи.
29 мая 2003 года (один из дней празднования 300-летия Санкт-Петербурга) был открыт в Усть-Ижоре памятник Александру Невскому работы скульптора В.Э. Горевого (арх. В.В. Попов). Большинство приезжающих в Усть-Ижору сначала идут к нему, а уж потом в храм.
Планируется стела, посвященная Джозефу Наю, ибо была в Усть-Ижоре судоверфь, на которой работал этот выдающийся корабел (англичанин по национальности, 29 лет прослуживший верой и правдой России).
Давно уже стоит вопрос о символическом обозначении фортеции времен Петра I, просматриваемой в ландшафте. Это может быть зона отдыха, в которой подчеркнут исторический объект копиями пушек начала XVIII века.
Очень важной стала бы для дальнейшего развития Усть-Ижоры как туристского объекта посильная для реализации именно сегодня уникальная скульптурная композиция — памятный знак «Вестники Победы» (автор — сам Анатолий Гордеевич Дёма) на удаленной от Петербурга стороне моста через Ижору по Петрозаводскому шоссе.
Имея большую смысловую нагрузку для заповедника, она может быть установлена как часть декоративного элемента при реконструкции моста во время его ремонта. К тому же она может быть установлена и за счет частного инвестора (или инвесторов).
Дневная пропускная способность шоссе уже сегодня составляет как минимум 43.000 автомашин, а это — около 100.000 зрителей. И у многих из них наверняка возникнет желание на часик-другой задержаться в заповеднике.
Но неожиданно в СМИ промелькнуло сообщение, что эта работа будет установлена в Старой Ладоге. Как гром среди ясного неба.
Для Усть-Ижоры она органична, и не будем забывать — в черте города. Санкт-Петербург в каком-то смысле детище Усть-Ижоры. И быть бы — так казалось несколько лет — в ней скульптурной композиции. По аналогии: не переносить же Эрмитаж в Вологду, где Иоанн Грозный вроде бы намечал свою столицу.
К тому же установка этой композиции при въезде в Старую Ладогу значительно снизит смысловой (и главное — метафизический) потенциал памятника. Мало того, он придаст особый вес значимости норманнской теории, давно забракованной отечественной наукой.
Исходя из нее, можно договориться до многого, например, что Старая Ладога — не ближайший пограничный для норманнов русский город — зачем мельчить? — а первая столица государства Российского.
Это все равно, что назвать столицей городок Рава-Русская на том лишь основании, что это был первый город Российской империи, через который прошел на нашу землю Наполеон. Почему бы на этом основании не попросить инвестиций у Франции?
К тому же установка подобного уникального памятника под Старой Ладогой даст и самому памятнику иную трактовку, которая сработает на мельницу разобщенности русского и украинского народов. Умозаключением о первичности Старой Ладоги в роли столицы мы небрежно, походя узакониваем мысль, что русские и украинцы — народы без общего корня, народы разные, чего ждут не дождутся сегодняшние ОУНовцы и ОПУНовцы
Конечно же, прибытие в Старую Ладогу норманнов еще не делало ее столицей Древней Руси. Рюрик утверждал новую государственность. А таковая всегда стоит на большом пролитии крови.
Так что памятник «Вестники» Дёмы будет рассматриваться как памятник вестникам очередного пролития крови на Руси. И так ведь и случилось. Достаточно вспомнить восстание Вадима в Великом Новгороде.
Надо признать и не забывать, что православие (как религия) окончательно сцементировало нацию. Но Крещение-то первоначально прошло… в Киеве. Не солидно его было проводить в Старой Ладоге.
Вот почему логично установить памятник Дёмы (скульптурную композицию, памятный знак) — даже не в Усть-Ижоре, а на дороге сквозь нее.
Установка его в Усть-Ижоре символически сработает на взаимопонимание в решении интеграционно-славянских процессов: не будем забывать хотя бы того, что Александр Невский некоторое время был Великим князем Киевским.
В Усть-Ижоре защищалась Русь от нашествия, православие — от поругания, а со Старой Ладоги только и начиналась первая правящая династия на Руси, начиналась с пролития крови своих же новых соплеменников, своих сограждан.
Хочется верить, что общественность Санкт-Петербурга поддержит мысль о месте установки памятника, ибо лучшего уголка исходной истории нашего города, чем Усть-Ижора, и не сыскать.
Александр СУШКО
Газета «НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ», N34(798), 07.09.2006 г.