Русская линия | 06.09.2006 |
Собственно, интернет и был первым и, некоторое время — единственным средством массовой информации, из которого россияне могли узнать о происходящем в тихой Карелии. Кстати, о карельской тишине. Мало кто помнит, как несколько лет назад решением горожан в Петрозаводске было запрещено строить мечеть. Видимо, уже тогда во взаимоотношениях с кавказцами зрели «гроздья гнева». Но вернёмся к интернету, именно в нём сосредоточены наиболее интересные и разнообразные точки зрения на происшедшее. Здесь и позорные благодарности главы Карелии Сергея Катанандова чеченской общине за то, что соизволила выдать подозреваемых, и феноменальные по наглости угрозы Рамзана Кадырова «разобраться», если единоплемённых ему бандитов не оставят в покое. Особый интерес вызывают, конечно, позиции лиц так называемой «демократической» ориентации.
Например, Ирина ХАКАМАДА о беспорядках в Кондопоге высказалась следующим образом:
— Ну вот — доигрались. Вся ответственность целиком и полностью лежит на отдельных партиях, которые в последнее время исповедуют так называемый умеренный бытовой национализм. И это уже — тенденция. Не хочу никого пугать, но я не удивлюсь, что эта история перекинется и в другие регионы России. Если политики с трибун позволяют себе ксенофобские высказывания, то простой народ принимает эти слова как сигналы к действию и реализует их простым и доступным для себя способом — резней. За что боролись, на то и напоролись.
Похоже, Ирина Муцуовна забыла, как в ельцинской команде трудолюбиво создавала эту проблему, когда чеченцам и прочим «горячим парням» открыто давали понять, что любые их противозаконные действия будут рассматриваться, как «издержки менталитета». Видимо, по мнению Хакамады, позиция славянского населения в таких ситуация должна быть чёткой: спокойно ждать, когда тебе перережут горло — чтобы не быть обвинённым в нетерпимости. Если же пытаетесь рыпаться — значит, вы расисты-националисты, наслушавшиеся ксенофобских призывов с трибун. Хакамаде вторит Юлия Латынина в эфире «Эха Москвы», также выложенном в интернете:
Что по этому поводу можно сказать? Что империи всегда распадаются с национальных конфликтов. Это такой признак распада империи. Вот СССР распадался — Сумгаит, Баку, Нагорный Карабах. Наша империя, к сожалению, не является исключением. Конфликты происходят постоянно и, как правило, о них просто не сообщается.
Один из слушателей оценил излияния Латыниной коротким и ёмким определением «проститутка», после чего маститая радиожурналистка тут же перескочила на благодатную бесланскую тему и долго объясняла слушателям, что в гибели заложников виноваты освобождавшие их спецподразделения. А дальше состоялся следующий ёмкий диалог:
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Я хотела бы узнать, а что, собственно говоря, произошло в Кондопоге? Сама суть конфликта? Что-то никто об этом не говорит. Вот судя из вашего объяснения…
Ю.ЛАТЫНИНА. Там драка.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА. Кто, с кем и почему?
Ю. ЛАТЫНИНА. Подрались чеченцы с русскими …
Вот так, коротко и ясно… Чего ж ещё ждать от забитых кондопожан? Посмотрели на обезображеные трупы сограждан, на бездействующую милицию, послушали по радио «политкорректные» объяснения таких вот латыниных… и взялись разбирать штакетник.
Но, надо отдать должное, и среди либералов звучат здравые голоса. На сайте АПН опубликована статья Юрия Шевцова, где среди традиционных обвинений власти в бездействии содержатся мысли, столь нехарактерные для демократического журналиста, что мы поддались искушению процитировать их, не смущаясь объёмом текста:
«Каково могло быть иное развитие событий? Какова могла быть иная реакция власти? Есть пример: события 12-летней давности в Беларуси. За полгода до прихода к власти Лукашенко в Беларуси произошли примерно такие же события. В городе Бресте осело несколько тысяч кавказцев с чеченцами в качестве ядра общины, и попытались поставить под контроль город. После смерти от руки одного из кавказцев местной девушки начались волнения. Толпа молодежи собралась у горисполкома и потребовала выселения кавказцев из города. На заводах начался сбор подписей такими же требованиями. В сфере бизнеса прошла своя „мобилизация“. Город встал перед угрозой начала погромов. Однако до этого не дошло. Горсовет принял решение упразднить временную прописку для жителей южных республик бывшего СССР и кавказских субъектов федерации РФ, расторгнуть все договора об аренде и любой экономической деятельности с хозяйственными структурами, к которым они причастны, кажется. Даже расторгли браки с местными девушками, заключенными за год или два до того. Тогда в Беларуси еще не было реальной границы с Россией и действовали примерно те же нормы для легализации проживания, которые действуют сейчас в РФ. Получать вид на жительство в РБ гражданам РФ как иностранным гражданам было не надо. Решение горсовета было реализовано.
Кавказцы стали селиться в гостиницах и деревнях за пределами городской черты, тогда районные органы власти продублировали решение Брестского горсовета. Затем к тому же перешли другие области, потом это поддержал сильный тогда парламент. С разной скоростью и эффективностью это решение было исполнено повсюду. Кавказцы как заметная община исчезли… Сгоряча оказались выселены даже те трудяги — азербайджанцы, которые торговали своими мандаринами лет по 30 до того. Позднее кавказцам разрешили оседать в РБ, но не массово. Своих кавказских кварталов тут нет. Своих демонстративно бравирующих своим „джигитством“ группировок практически нет. Кавказцы могут иметь бизнес или заниматься иной деятельностью, но так, чтобы не возникало крупных общин, а их деньги создавали рабочие местах для белорусов…. Для местных жителей. Я много лет езжу в Брест и бываю там на базаре — обычно кавказцев там с десяток человек на несколько сотен продавцов и проблем они не создают практически никаких.
Но полностью ситуация с кавказцами была решена только после отстраивания всех институтов власти и укрепления государства. До сих пор время от времени проходят какие-то акции в этом направлении, когда опять кавказцев становится немного больше, чем допустимо, проверяется режим их прописки, и нарушителей этого режима из страны высылают. Всего в РБ по данным МВД на почти 10 млн. человек населения и открытой границе с Россией обычно насчитывается всего лишь около 30 тысяч кавказцев. Они в целом как правило поддерживают белорусские реалии, стремятся интегрироваться тут в спорте или бизнесе. Есть даже очень уважаемый министр по чрезвычайным ситуациям — азербайджанец.
Скорее всего, это образец решения проблем типа тех, которые возникли в Кондопоге: власть взяла на себя улаживание конфликта. В критический момент снизили напряженность выселениями, а потом разрешили вернуться тем, кто занят крупным бизнесом и готов подчиняться местным правилам, не создавая параллельную власть в виде кланов и общин. Важно также уважительно относиться и к самим кавказцам. Они очень благодарны, когда видят силу, надо это их качество не обсуждать, а признать как данность. В критический момент, когда у чеченцев сложилась сложная ситуация во время войны, чеченцы-беженцы даже публично просили у Лукашенко разрешения назвать его именем кого-то из своих детей, родившихся тут, только бы им дали переждать войну. В рамках их ценностей — такие жесты, видимо, им важны».
Постоянные слушатели «Русского края», должно быть, помнят, что мы вспоминали об этой ситуации ещё весной, когда делали передачу о президентских выборах в Белоруссии. Правда, тогда мы слегка ошиблись, и приписали выселение кавказских бандитов из белорусских городов самому Лукашенко. А тут нас демократический журналист поправляет и подчёркивает: оказывается, всё происходило ещё при либеральном и прозападном Шушкевиче. И, заметьте, никаких стонов о «расизме», «дискриминации», «национализме» — ни тогда, ни сейчас. Прямо бери — и перенимай передовой опыт. Очень жаль, но впрямую перенять этот опыт не получится, ибо, применительно к чеченцам, речь идёт о гражданах Российской Федерации. Коим, как известно, никто не может воспрепятствовать перемещаться по территории государства и селиться, где угодно.
Но вот одна ключевая цитата из Шевцова, которая вполне может быть использована, как руководство к действию: «Они очень благодарны, когда видят силу, надо это их качество не обсуждать, а признать как данность». Вот это — совершенно верно. Признать, как данность, и, исходя из этого, строить национальную политику. Исторический опыт проживания чеченцев в пределах российского государства показывает, что когда в России существует твёрдый закон и неотвратимо наказание за его неисполнение, чеченцы показывают себя добропорядочными гражданами. Тогда подполковник Масхадов служит в артиллерии, генерал Дудаев — в авиации, Зелимхан Яндарбиев пишет стихи, а абитуриент Басаев прилежно готовится к поступлению в техникум землеустройства. Было бы наказание неотвратимо — кто знает, может быть, вышеперечисленные персонажи трудились бы на благо нашего общего государства, а не пропали бы собачьей смертью. А наказание — это прерогатива государства. если государство свою прерогативу не выполняет, рано или поздно за это возьмутся граждане посредством самоорганизации, как это и положено в гражданском обществе. Тогда кондопожане и разбирают забор на колья…
Это был Александр Сартов с передачей «Горячая тема» на радиостанции «Русский край».
http://rusk.ru/st.php?idar=110476
Страницы: | 1 | |