Русская линия | 05.09.2006 |
К сожалению, со времени написания этих документов ситуация в Свято-Покровским приходе усугубилась. Как сообщил нам вчера в телефонном разговоре настоятель храма иерей Петр Шашков, с 1 октября он освобождается от службы в Свято-Покровском храме. В ближайшее время Русская линия опубликует полный текст беседы со священником. Божией помощи нашим братьям и сестрам во Христе, оказавшимся на чужбине.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРИХОЖАНАМ СВЯТО-ПОКРОВСКОГО ПРИХОДА НА АРГАЙЛЕ
В Книге истории Русской Православной Церкви немало вдохновляющих и героических страниц. Но есть и другие страницы. Страницы горечи и печали. Одна из самых горьких — разделение Церкви.
Русская Православная Церковь за рубежом отделилась от РПЦ в 1920-е годы ХХ столетия вследствие Октябрьской революции и гражданской войны, когда часть иерархов Русской Православной Церкви, оказавшихся в эмиграции, отказалась подчиниться Священноначалию РПЦ, считая его несвободным в своих решениях в условиях атеистических гонений на церковь при Советской власти.
В то время на обширных пространствах, контролировавшихся Белым движением, с благословения Патриарха Тихона было создано Высшее церковное управление юга России. В состав РПЦЗ вошли тогда не только епископы-эмигранты, но и те части РПЦ, которые оказались вне пределов Советской России: многочисленные приходы в Западной Европе, епархия в Америке и епархии на Дальнем Востоке. Священноначалие РПЦЗ назначило митрополита Одесского Платона митрополитом Североамериканским. Это назначение получило подтверждение от Святейшего Патриарха Тихона актом от 26 марта 1921 г.
В 1927 г. Заграничный Синод постановил: «Заграничная часть Русской Православной Церкви должна прекратить административные сношения с Московской Церковной властью, ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью…».
C распадом СССР и отказом от доминирующей коммунистической идеологии, с началом грандиозного возрождения православного сознания и обретения былого влияния РПЦ в новой России коренным образом меняются отношения между Русской православной церковью за рубежом и Московской патриархией. Вражда и недоверие сменяются толерантностью и взаимопониманием. Глава Русской Православной Церкви Патриарх Алексий II с момента своего избрания неоднократно предпринимал попытки к преодолению разделения РПЦ, считая его исторически себя изжившим. В мае 2004 г. Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр впервые посетил Москву и присутствовал на ряде патриарших богослужений, восстановив таким образом молитвенное общение Церквей.
С целью восстановления полного церковного общения были созданы специальные комиссии, исходя из решений которых 6−14 мая 2006 г. в Сан-Франциско состоялся Всезарубежный Собор РПЦЗ, который предопределил дальнейшее сближение с Церковью в Отечестве. И не идет здесь речь о поглощении РПЦ Русской православной церкви за рубежом, как представляют это негативно настроенные к ведущемуся процессу или просто мало информированные круги в эмиграции.
Как заявил перед Собором митрополит Лавр, даже в случае воссоединения с Московским Патриархатом РПЦЗ сохранит свой автономный статус и будет продолжать жить, как прежде. Речь, по его словам, идет лишь о признании друг друга единой Поместной Русской Православной Церковью. Патриарх Алексий, со своей стороны, также заявил, что Русская Зарубежная Церковь будет «самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских».
* * *
В то время как обе ветви Церкви стремятся к объединению, сторонники непримиримости вносят раскол в души верующих, вызывая в них смятение и отчаяние. В смятении и отчаянии пребывают ныне прихожане известного не только в Лос-Анджелесе, но далеко за его пределами, храма Покрова Пресвятой Богородицы на Аргайле.
Златоглавый храм Покрова был основан в 1952 году. По мысли прихожан храм был создан во славу Господа и в благодарность за спасение во время кровопролитнейшей Второй мировой войны.
С тех пор прошло более полувека. В храм Покрова на Аргайле приходят уже внуки первых прихожан. Однако события последнего времени все более напоминают о том, что трагический церковный раскол проходит не по храмовым строениям, а по человеческим сердцам. И если здание храма выдерживало разрушительные калифорнийские землетрясения, то человеческие сердца душевных потрясений могут не вынести.
Главной проблемой многие годы является конфликт между владельцами недвижимости — зданий храма и прихрамовых строений — корпорацией «Наш Храм», членами приходского совета и сестричества с одной стороны, и священнослужителями и прихожанами Свято-Покровского прихода — с другой. Ни для кого, кстати, не секрет, что члены корпорации и члены приходского совета в большинстве своем одни и те же люди. А отсюда и отсутствие подлинного церковного порядка. Корпорации тесно существовать в строгих канонических правилах. Поэтому так повелось, что назначенный настоятель в нашем приходе не управляет, а должен лишь выполнять волю приходского совета. Для совета настоятель не более, чем наемный работник, требоисполнитель, для настоятеля же приходской совет является коллективным боссом.
Постоянно спорить с приходским советом, добиваться установленных церковью прав во имя исполнения своего долга пред Богом и паствой способен не каждый. Так, Свято-Покровский приход вынужденно покинул вл. Александр. Этот пастырь подорвал свое здоровье и преждевременно ушел из жизни во многом из-за атмосферы травли и непонимания.
Немногим более двух лет прослужил занявший место вл. Александра о. Гедеон. Его также убрали. Руководство корпорацией не сошлось характером с неуступчивым архимандритом. В то же время из храма был изгнан вызывавший глубочайшее благоговение нашей общины о. Константин. Этот пастырь, проводивший в моленьях дни и ночи напролет, был выставлен из храма, будто преступник. Корпорация просто сменила на дверях храма замки и не впустила внутрь священнослужителя. Сейчас о. Константин служит в Спасо-Преображенском соборе на Фаунтейн, и за ним ушло более половины членов нашей общины.
Это недавняя история. Но история актуальная. Потому что теперь все более очевидно, отчего хозяйственные власти желают избавиться от нынешнего настоятеля о. Петра. Грядущее объединение Русской Православной Церкви за рубежом и Московской Патриархии ставит под удар амбиции приходской корпорации, ведь при объединении РПЦЗ получит новые финансовые источники, и экономическая зависимость священнослужителей от церковных лендлордов практически сведется к нулю. Понятно, что к этой же незначительной цифре в скором будущем приблизится и влияние светских хозяев церковной недвижимости. Вот и пытаются корпоранты успеть поставить на приход своего, покорного им человека.
* * *
Для нас, прихожан, о. Петр — уважаемый пастырь, талантливый, принципиальный и искренний священнослужитель. Трудно найти в жизни друга, духовника найти еще труднее. Такие духовники как о. Петр — это милость Божья, данная нам в минуты тяжелых испытаний на чужбине. Именно благодаря таким духовникам, чужбина становится второй родиной.
Мы, прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы, простые верующие люди, зарабатывающие свой кусок хлеба тяжким и честным трудом. Мы ценим добрые дела и с негодованием отвергаем дела нечестивые. Нам небезразлично, чьи руки коснутся новорожденного младенца при крещении, нам небезразлично, кто напутствует молодых при венчании, нам небезразлично, кто говорит нам слова утешения и внемлет нашей исповеди.
Поэтому мы желаем восстановления церковного порядка, при котором миряне (члены приходского совета, корпорации или сестричества) не мешают настоятелю в исполнении настоятельского долга, не подменяют своими действиями его пастырские обязанности. Члены корпорации попросту присвоили себе право вершить судьбу прихода. Они запрещают прихожанам прислуживать в алтаре. Они возводят преграды для участия в жизни прихода молодых, новоприбывших в страну прихожан. Они действуют скрытно и обособленно, не считаясь с приходским большинством, ущемляя наше конституционное право на свободное волеизъявление. Они клевещут на настоятеля, создают нетерпимую обстановку в храме и, в конечном итоге, подрывают авторитет Церкви.
Мы не алчем чего-то нереального, тем более неправедного. Мы жаждем установления нормального приходского устава, дабы приход наш жил по правилам Церкви, а не по понятиям корпорации «Наш Храм».
Наши надежды еще не сменились разочарованиями. Несмотря на то, что Благочинный о. Александр в ответ на наши жалобы заявил, что неправильные эмоции членов приходского совета надо де прощать и жалобы Владыке не писать: Владыку, мол, не интересуют подписи под жалобой, подписи де все равно подделаны. По мнению Благочинного, ничего менять не надо, на все воля Божья. Свое же мнение по поводу происходящего в приходе о. Александр так и не высказал. Но отсутствие позиции тоже позиция. Это позиция равнодушия.
Оттого вся наша надежда на Владыку Кирилла. Уповаем на его покровительство, его защиту.
Наши души в смятении, но ещё более, чем состояние наших душ, беспокоит нас судьба наших детей, воспитанных в православной вере. В детях наших — будущее нашей православной общины. Дрязги и скандалы, неуважение приходского совета к рядовым прихожанам, третирование пастырей — все это происходит на глазах наших детей и не может не вызывать у них недоумения и разочарованности. А мы стремимся сохранить в наших детях нашу веру, веру наших отцов, переданную нам, как самое ценное наследство. Дабы через сердца детей наших никогда не проходили линии расколов — церковных и человеческих.
Сергей Артемьев, чемпион мира по боксу среди профессионалов,
Сурен Егиазарян, член Совета Русского фестиваля Russian Nights,
Игорь Колосов, капитан третьего ранга в отставке,
Родион Нахапетов, кинорежиссер, продюсер, актер,
Сергей Цой, владелец ресторана «Кристалл»
и другие, всего семьдесят четыре подписи.
Его Высокопреосвященству, Высокопреосвящейнейшему Кириллу, Архиепископу Сан-Францискому и Западно-Американскому
Ваше Высокопреосвященство,
Благословите!
Мы, нижеподписавшиеся священнослужители, члены и прихожане Свято-Покровского прихода в Лос-Анджелесе, являющиеся верными чадами Русской Православной Церкви Зарубежом, убедительно просим Ваше Высокопреосвященство решить тревожащий и волнующий нас вопрос жизни нашего прихода.
В настоящее время в нашем приходе отсутствует подлинный церковный порядок, где назначенный настоятель не управляет приходом, а является лишь наёмником и требоисполнителем. Нас смущает, что миряне (члены приходского совета, корпорации и сестричества) указывают настоятелю что делать, тем самым связывают ему руки в исполнении настоятельского долга, создавая марионеточную систему управления.
1. Запрещают настоятелю позволять прихожанам прислуживать в алтаре.
Член корпорации, во время чтения первого Евангелия в Великий Четверг, набросился на прислужника, пытаясь сорвать стихарь.
2. Запрещают настоятелю устанавливать иконы по его усмотрению.
3. Создавая бесконечные преграды для участия в жизни прихода молодых, вновь прибывших прихожан, они затормаживают развитие прихода, не оставляя никакой надежды для наших детей.
4.Действуя скрыто и обособленно, они тем самым ущемляют наше конституционное право на свободное волеизъявление.
5. Собирая клевету на настоятеля, они подрывают авторитет Русской Православной Церкви.
Отец Пётр — уважаемый, благоговейный и искренний служитель. Являясь хорошим духовником, на протяжении всего времени служения, собрал вокруг церкви большое количество прихожан, ищущих слова Божьего.
Мы жаждем и алчем установления нормального приходского устава и чтобы наш приход жил по законам этого устава, таким образом вернувшись к изначальному его существованию.
Просим Вас, Владыко Святый, архипастырских молитв.
Уповаем на Ваше покровительство и защиту.
Около 170 подписей
21 июля / 3 августа 2006 г.
преп. вел. кн. Анны Кашинской
http://rusk.ru/st.php?idar=110475
|