Русская линия | Денис Покровский | 02.09.2006 |
Интерес к «опруссачиванию» калининградцев проявляет Литва. Так, литовский филолог Пальмен, еще в 1983 году совместно с московским ученым Топоровым обнародовавший меморандум о возрождении прусского языка, в 2001 году принял имя Микелис Клуссис и стал членом «первой общины возрожденных пруссов». Литовец с взыгравшими прусскими корнями поставил целью своей жизни «возрождение прусской этнической микрогруппы» — разумеется, не путем клонирования.
Научные интересы В.И.Кулакова также представляют собой сплошную «пруссологию». Темой его диссертаций стала жизнь пруссов в эпоху раннего средневековья. Ведь именно пруссы, вдохновленные богом Перкунасом, по мнению профессора, показали всему миру образец воинской славы и обрели тем самым право на бессмертие.
Трудно назвать такое мнение бесспорным: пруссы так и не смогли создать собственной государственности — так же, как и добиться серьезных успехов в строительстве и оружейном мастерстве. Оружие у них было по преимуществу привозное. Деревянные замки этого народа не были способны выдержать напор тевтонцев. Их разрозненные племена, вооруженные порой лишь дубинами, были быстро уничтожены немецкими рыцарями-захватчиками.
Стоит хотя бы немного заняться изучением истории пруссов, чтобы понять, что соотносить себя с этим народом, как это часто делают, особо не задумываясь, некоторые представители калининградской интеллигенции, и глупо, и бессмысленно. Такое самоопределение, по сути, предательство по отношению к своим предкам. К несчастью, интерес к пруссам, зачастую искусственно разжигаемый, заставляет калининградцев идти порой на несерьезные, а порой и клоунские шаги.
Для археолога Кулакова тема пруссов также — арена для декларирования собственных религиозных взглядов: в жизни он откровенно противопоставляет язычество христианству, о котором от него, по свидетельству знающих его людей, в личном разговоре можно услышать нелестные, а порой и кощунственные слова.
Небезразличен Кулаков не только к пруссам, но и к викингам, объединенным с первыми общими языческими традициями. Викинги, среди которых, к слову, было немало христиан, интересны археологу только как язычники. Христианский аспект движения викингов VIII—XI вв. Кулакова абсолютно не интересует. По мнению Владимира Ивановича, Русь, возникшая на базе ценностей языческой цивилизации раннесредневековой Европы должна быть благодарна викингам, ставшим посредниками между пруссами и жителями Древней Руси. Среди разнообразных теорий профессора — древнепрусское происхождение слова «Русь».
У Кулакова есть «карманный» клуб исторического моделирования и реконструкции «Кауп», названный в честь торгово-ремесленного центра эпохи викингов, процветавшего на территории нашей области в числе других варяжских поселений 1000 лет назад. Молодые люди из этой организации принимают участие в раскопках, проводимых Балтийским отрядом института археологии РАН, руководимым Владимиром Ивановичем. Это дает им возможность «из первых рук» пользоваться оригинальными предметами эпохи викингов для их копирования.
Одноименный фестиваль в очередной раз проводился клубом «Кауп» 29−30 июля на месте реального Каупа — в поселке Моховое Зеленоградского района Калининградской области.
Нескольким неделями ранее «Кауп» провел театрализованное представление на месте археологических раскопок Королевского замка. В числе прочего, посетителям предлагалось посидеть на срубе дуба из священной прусской рощи Твангесте.
О том, что фестиваль, бывший до этого мероприятием «для своих», пытается повысить свой статус, свидетельствовала, помимо прочего, широкая реклама мероприятия. Фестиваль проводился «Каупом» совместно с клубом «Говорящая вода», известным калининградцам ранее как клуб «индейцев». Эти люди, до этого отождествлявшие себя с американскими индейцами, теперь, судя по всему, поняли, что в Калининграде пруссы — более выигрышный вариант. Помимо «Говорящей воды» в фестивале приняли участие и другие люди из числа «ролевиков-реконструкторов» — литовцы, поляки и даже белорусы.
Несмотря на усиленную рекламу, зрителей было немного. Подобная историческая реконструкция, к счастью, не обладает еще притягательностью для широких слоев населения. Единственное средство для повышения ее рейтинга — денежные вливания. И «Кауп» начинает прибегать к этому средству. Деньги на нынешний фестиваль были выделены из областного бюджета — он проводился в рамках… празднования 60-летия Калининградской области.
В администрации области, которая спонсировала язычников, по всей видимости, полагают, что дохристианское прошлое — неплохая приманка для туристов. Но при этом неплохо было бы поинтересоваться у самих калининградцев — а насколько все они согласны, отбросив в небытие две тысячи лет христианства, назвать себя идолопоклонниками, населяющими пугающий их мир массой богов и божков, задобрив которых только и можно худо-бедно дотянуть своё смертельно опасное существование.
http://rusk.ru/st.php?idar=110465
Страницы: | 1 | |