Русская линия | 01.09.2006 |
Кафедральный Киевский Владимирский собор, созданный в честь 900-летия крещения Руси, является одним из наиболее интересных памятников русского искусства второй половины XIX столетия. Это был и есть результат глубокого осмысления религиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историю культуры. Об этом первом в новой России национальном храме, подлинной художественной сокровищнице можно прочесть в редкой книге В.Л.Дедлова «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы», предлагаемой Институтом социальной памяти Академии военных наук к изданию в Московском издательстве «Граница».
«Собор Св. Владимiра въ Кiевъ, живопись котораго пользуется громкой извъстностью, не только въ Россiи, но и заграницею, построенъ по мысли кiевскаго митрополита Филарета. Въ 1852 году былъ оконченъ монументъ равноапостольноу князю, стоящiй на берегу Днъпра. Къ владыкъ обратились съ просьбою освятить монументъ. Владыка ръзко отказалъ: св. Владимiръ свергалъ идоловъ, а не воздвигалъ ихъ, — и просилъ императора Николая I-го разръшить ему всероссiйскую подписку на соооруженiе иного памятника cв. Владимiру, — храма. Монументъ былъ освященъ духовенствомъ въдомства оберъ-священника армiи и флотовъ, а митрополиту подписка разръшена.
Въ 1859 году на Бибиковскомъ бульваръ, на чудесномъ мъстъ, далеко видномъ съ южной стороны города, приступили къ постройкъ храма въ 13 саженей ширины, 22 сажени длины и отъ подошвы до креста главнаго купола 23 сажени высоты. Когда стали класть главный куполъ, стъны слегка подались, и работы прiостановились. Съ 1866 года по 1876-ой соборъ стоялъ на испытанiи. Трещины не увеличивались. Тогда стъны были укръплены сильными контрфорсами, и постройка благополучно доведена до конца…» /В.Л.Дедловъ. Кiевскiй Владимiрскiй соборъ и его художественные творцы. Съ автотипическими снимками. М., 1901. Изданiе книжнаго магазина ГРОСМАНЪ и КНЕБЕЛЬ. N25. Вопросы науки, искусства, литературы и жизни, стр. 3−5.
Строительство Владимирского собора, осложненное техническими трудностями, растянулось почти на тридцать лет — с 1862 по 1896 год. Торжественное освящение храма состоялось 20 августа 1896 годав присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.
Владимирский собор представляет собой традиционный для русского зодчества шестистолпный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Длина Владимирского собора составляет 55 метров, ширина — 30, а высота вместе с крестом — 49 метров. Фасад здания украшают мозаики работы художника А. Н. Фролова. На массивных бронзовых дверях главного портала Владимирского собора можно видеть литые бронзовые рельефы с изображениями княгини Ольги и князя Владимира Святого.
Славу памятника выдающегося культурного значения Владимирский собор получил в основном благодаря своим уникальным росписям. Организацию художественных работ осуществлял видный историк искусства, профессор Санкт-Петербургского университета Адриан Викторович ПРАХОВ (1846−1916 гг.). Прахов является и автором проектов ряда деталей интерьера, в частности — бронзовых входных дверей.
Собор на протяжении десяти лет с 1886 по 1896 годы расписывала группа выдающихся художников: В.М.Васнецов, М.А.Врубель, М.В.Нестеров, П.А.Сведомский, В.А.Котарбинский, ряд киевских мастеров из Школы Н.Мурашко.
В украшении интерьера Владимирского собора мозаиками принимали участие и мастера из Венеции. Общая тема живописи Владимирского собора — « Дело спасения нашего ». Об этом повествуют как масштабные композиции на евангельские темы, так и символично изложенная история русской церкви: ее символизируют тридцать фигур русских святых: мучеников, святителей, князей, святых жен — вся история русского православия, все порывы духа, ищущего подвига и правды…
На протяжении всех десяти лет титанической работы, проходившей на фоне сложнейшей и противоречивой обстановки в государстве и обществе вокруг этого памятника, труд художников всячески поддерживал известный в то время, а ныне совершенно забытый русский писатель, ученик А.В.Прахова и И.С.Тургенева, сподвижник А.П.Чехова, литературный критик, талантливый искусствовед, путешественник и государственный деятель, Владимир Людвигович ДЕДЛОВ (1856−1908 гг.).
Перу Владимира Дедлова принадлежит до сих пор неизвестная современному читателю книга « Киевский Владимирский собор и его художественные творцы» — наиболее яркий, предельно точный и правдивый рассказ об уникальнейшей истории создания Владимирского собора в Киеве. Более века книга в нашей стране не переиздавалась, но до сих пор рекомендуется к прочтению в системе богословского образования Русской Православной Церкви, что говорит о ее непреходящей исторической и литературно-художественной ценности. Упоминание данной книги встречается также на сайтах многих образовательных учреждений, причем не только России, Украины, Белоруссии и Казахстана, но и других государств мира, в частности, Германии и Италии.
Обращение к творчеству В.Л.Дедлова (подлинная фамилия Кигн), прикосновение к его «Киевскому Владимирскому собору…» позволяет глубже понять и оценить то, чем на самом деле является для России, Украины и всех славянских народов Владимирский храм. Именно в нем писатель и наиболее прогрессивная часть творческой интеллигенции видели совершенное воплощение русского православного модерна.
По отзыву В.Л.Дедлова, «Владимирскому собору в Киеве, этому народному памятнику грозила опасность быть расписанным какой-нибудь заурядной иконописной артелью или таковыми же отдельными художниками. Так было решено в канцеляриях и сметах. Тот, кто знает, как адамантово тверды канцелярии и сметы в раз принятых решениях, принятых многие годы тому назад, сросшихся со сметами, проросших канцелярии в виде заведенных порядков, существующих примеров и „встречающихся препятствий“, — только тот поймет, что нужна была вся неспособность профессора Прахова признать существование затруднений, чтобы поставить дело украшения собора на широкую ногу. Профессору по обыкновению это удалось, и он создал памятник не только крестителю России, но и самой России, русскому искусству. Мало того, в этом храме произошел перелом в направлении русской живописи».
Впервые изданная в России в 1901 году в одном из самых авторитетных дореволюционных издательств «I. Кнебель», книга и ныне представляет большой интерес для историков, филологов, искусствоведов, иконописцев. В.Л.Дедлов излагает личные впечатления от общения с художниками, трудившимися в Храме, анализирует их жизненную и творческую биографию.
Так, например, главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора принадлежит Виктору Михайловичу ВАСНЕЦОВУ (1848−1926 гг.), основоположнику особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Он исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур. Васнецов расписывал главный неф Владимирского собора, в котором, кроме евангельских сюжетов, большое место занимают масштабные исторические композиции: «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», а также портреты канонизированных русских князей: Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги.
«На пути к свету», как он сам называл свой одухотворенный труд по росписи Владимирского собора, В.М.Васнецову удалось по-новому, с особой теплотой, искренностью и смелостью, с необыкновенной простотой воплотить образ Божьей Матери. Богоматерь Васнецова после освящения Киевского Владимирского собора стала одним из любимейших образов для многих домов России конца XIX начала XX века.
С В.М.Васнецовым у В.Л.Дедлова на протяжении всей жизни была искренняя дружеская привязанность. «Когда я смотрю на картины Васнецова, — пишет Дедлов, — я вижу в них не только художественную, но и национальную победу. Я знаю, какое великое культурное сокровище и какую могучую культурную силу представляют собою памятники искусства в Европе. Теперь, со времени Владимирского собора, и мы начинаем проявлять эту силу и становиться в ряды культурных борцов; и у нас зажигаются светочи, в которых давно нуждается наш народ. Васнецов освещает именно русскую жизнь, русские верования, русские идеалы, русские формы. Васнецов национален».
Работая над воплощением образов русских князей Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Михаила Черниговского, Михаила Тверского, княгини Ольги, летописца Нестора, иконописца Алипия и многих других, Васнецов воплотил свои размышления об историческом прошлом России. Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский. Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги. К образу великого князя Владимира, во имя которого был освящен собор, Васнецов обратился трижды — в композиции Крещение Святого князя Владимира, Крещение киевлян и в иконописном образе Святого князя Владимира.
Соратник Васнецова по росписи храма художник М.В.Нестеровписал: «Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям. Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветный идеал».
В 1889 году В.М.Васнецов пишет В.Л.Дедлову, которого считал своим верным другом, замечательное письмо о работе во Владимирском соборе и благодарит писателя за поддержку: «… спасибо Вам — от души поддерживаете мечту, что из всего этого выйдет толк, и даже большой толк… Знаю только одно: не могу не работать того, что работаю, и не могу иначе, как только так, как работаю».
Известно, что В.Л.Дедлов был одним из первых биографов В.М.Васнецова. Именно поэтому две трети книги «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы» посвящено творчеству этого мастера, а оставшаяся часть касается других сюжетов, связанных с историей росписи и художественной оценкой Владимирского храма. В целом, книга написана хорошим литературным языком, доступным как специалистам, так и широкому кругу читателей, что является признаком высокого писательского мастерства В.Л.Дедлова.
Переиздание книги В.Л.Дедлова «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы», по оценке специалистов, внесет достойный вклад в увековечение памяти о создателях Владимирского собора в Киеве, введет в читательский оборот яркое художественное произведение одного из талантливых русских писателей, жизнь и творчество которого были всецело отданы укреплению духовно-нравственных основ и правовых форм Российской государственности. По оценке современников, Дедлов был глубоким патриотом русским и консерватором в благородном значении этого слова. А главная мысль, составлявшая сердцевину его мировоззрения, заключалась в том, что «необходимо максимально полное национальное самоопределение — единственный способ изжить расколотость и смуту современной России, где „национальное“ в силу исторических причин утрачено, либо недопроявлено».
Институт социальной памяти (директор — профессор, кандидат социологических наук А.Е.Ужанов) открыт к взаимополезному сотрудничеству и равноправному партнерству со всеми, кому дороги объективное прошлое и непреходящие идеалы Отечества, кто сопричастен идеям и подвижнической деятельности по укреплению духовно-нравственных начал в жизни гражданского общества, утверждению социально-нравственных основ государственности, возрождению и сбережению культурного наследия Российской Федерации, Союзного государства и Содружества Независимых Государств.
Институт социальной памяти центра оборонных проблем
8−916−409−45−77,
e-mail: solis_44@mail.ru
http://rusk.ru/st.php?idar=110463
|